Глава 1   Глава 2

Магия в управлении

Глава 2 Преданность и самопознание
Они приехали на первый семинар, где я начинал давать На­уку полководца, как следующую ступень за посвящением Воина. И при первой же нашей встрече я им об этом долго и подробно говорил. Даже пытался показывать на примерах. Они улыбались. Они были благодарны и вежливы. Но они не смогли понять, что я говорю то, чем живу. Мне кажется, они приняли мою беседу за реверанс почетным гостям.
Как настоящие американские бизнесмены они позволили мне высказаться, но остались при своем. Они рассмотрели в Любках каждый что-то свое и хотели подучить именно это. И не важно, что хотел «навялить» им хранитель традиции. Они были верны своему решению, потому что знали: приехал в дикую страну — не верь ничему, не бери то, что тебе будут подсовывать, стой на своем.
Но при этом они вежливо кивали мне, соглашаясь на все мои предложения! Способность предпринимателя хранить свои решения, быть верным самому себе — это всего лишь очень уз­кая часть его разума, это тот мирок, в котором он однажды из­брал создать себя как новую землю. За счет этого островка новой земли он и стал более-менее успешным предпринимателем. Будь этот островок больше, он был бы гораздо более крупным и бо­лее успешным предпринимателем. Называется это — узколобость. Покивать в знак согласия, но при этом остаться при своем, оз­начает не получить ни того, ни другого!
В последующие дни они всем своим видом показывали мне, что для них все, что я говорил про способность быть верным  договорам с собой, само собой разумеется, что уж они-то дого­вора хранить умеют, и им можно было бы такие пустяки не раз­жевывать, это даже где-то унизительно, говорить о таких азах, о таких началах с людьми достаточно продвинутыми. И при этом они так и не связали происходившее на занятиях с тем, о чем мы договорились в первый день.
Я обратил внимание, что при общении с ними я начал очень часто трясти головой. Говоришь им что-то, они кивают. Все чет­ко — поняли. Можно идти дальше. Вдруг кто-то из них задает вопрос, который вообще не имеет отношения к разговору... От­ступаешь, объясняешь все сначала, спрашиваешь: это понятно? Понятно. На всякий случай договариваешься: могу я объяснять, что из этого вытекает? Да, конечно, пожалуйста! Только начи­наешь строить красивый и чарующий образ — хлобысь, новый тупой вопрос, не имеющий никакого отношения к развивающе­муся повествованию! Проклятие! Только голова трясется...
Вот это состояние «несвязывания» я и хочу показать как ос­нову неспособности быть преданным.
Эта неспособность не есть вина современного человека. Это часть культуры современного общества. Называется она — недо­верчивость и очень ценится в современном бизнесе. По сути, недо­верчивость заменила преданность как психологический механизм, обеспечивающий успех предпринимательства. Купец, начиная с раннего средневековья, а может быть, и с античности — это плут, обманщик. Главная ценность — это нажива, способность получить наивысшую выгоду любым путем. А победителей не су­дят.

Преданность и самопознание 3
Человек традиционного общества судит о себе по-другому. Деньги не так важны, как самоуважение, как уверенность в соб­ственном пути, в том, что ты — это ты и поэтому сможешь со­хранить себя таким,...
Преданность и самопознание 4
А тут сразу же после пустячного первого разговора и после первого же ничего не значащего «да» их вдруг погружают в саму материю, в самую жизнь полководца, готовящего свои полки. Причем это делает...
Преданность и самопознание 5
Победой тут было бы достижение ясности в том, что же та­кое действия Полководца, когда он обучает людей началам это­го искусства. И мы уже определили, что самая первая наука, которую он должен при...
Преданность и самопознание 6
Конечно, если я хочу жить ради денег, например. Но если я хочу быть самим собой, то каждый миг жизни становится моей битвой за то, чтобы стать собой. И получается, что если я рабо­таю кое-как, то...
Преданность и самопознание 7
Бедные американцы! Такого они не ожидали. Как не ожида­ют они, что чеченцы, к примеру, украдут их и будут требовать выкуп, если они приедут в Чечню и заявят о своей любви к чеченцам и о полной под...
Преданность и самопознание 8
Все проходившие наши правежи знают: работают психотера­певты-профессионалы и больно не бьют, точнее сказать, они как бы вообще не бьют: они восстанавливают в твоей памяти прошлые наказанья, изобра...
Преданность и самопознание 9
И народ создал красивый и утонченный способ выявлять не только Мышление, но и его погрешности. Любки. Все так про­сто: ты берешь и договариваешься сам с собой, что будешь дви­гаться в Любках. А те...
Преданность и самопознание 10
При таком подходе, выгнать того, кто предал себя — это подчас единственный способ помочь ему обрести цельность. Пусть это соображение облегчит ваши действия на посту Руководителя. На Любках это ви...
Преданность и самопознание 11
Также очень важно научиться соотносить цели между собой. Когда они расположены иерархически, по мере возрастания их ценности, предательство становится все трудней. И тут мы под­ходим к тому, как м...
Преданность и самопознание 12
При этом Руководителю гораздо проще бросить все, забрать избыток денег, который вращается в деле, и жить спокойно в собственное удовольствие. У него есть такая возможность, в от­личие от работнико...
Руководство
Как сделать преданность и верность самой сутью взаимоот­ношений между работниками на наших предприятиях? Возмож­но ли это? Мне кажется, возможно, но сначала поговорим о народной психологии. Итак,...
Руководство 2
Если же при этом ради какой-то цели ты договорился с людь­ми, а завтра утром, взглянув на свое целеустроение с другой ноги, понял, что должен жить ради другого, то вместе с целью ты предал и людей...
Руководство 3
Но как его сделать, если совершенно невозможно назвать самую главную, самую большую свою цель? Мечту жизни. Невозможно для некоторых, потому что они ее не знают или не помнят, для других — потому...
Тяжело в ученье
Основная работа любого водящего, как Полководца, так и Руководителя, — это обретение тех, кого можно вести. То есть Дружины. Не буду говорить сейчас о том, как собрать дружину. В конце концов можн...
Тяжело в ученье 2
Что должно войти в Школу как учебные отделения? Все, что входит в предприятие в качестве отделов, служб и цехов. Любой отдел или цех — это воплощенная часть Предпри­ятия. И воплощена она прежде вс...
Тяжело в ученье 3
Я, пожалуй, приведу в подтверждение того, что народ все это видел, сказку об охотнике до образов из сборника «Северных сказок» Ончукова. Сказок таких много. Обычно они называ­ются «Морока» или «Лю...
Взаимодействие. Битва за силу
Чему же обучать дружину, когда она собрана? В первую голо­ву, и нет важнее этого, взаимодействию. Что это такое? Взаимодействие возможно лишь внутри чего-то между его ча­стями, например, между отр...
Взаимодействие. Битва за силу 2
В Ши зцин сказано: Когда у человека нет ритуала, он подобен крысе, у которой [одно только] тело; если у человека нет ритуала, лучше ему скорее умереть! Поэтому ритуал дол­жен исходить от неба, но...
Взаимодействие. Битва за силу 3
Поэтому путь воина, как на Востоке, так и в Европе, пред­полагал возможность прямого перехода в Мир богов, в Рай вои­нов прямо с поля битвы, если ты правильно выполнил воинс­кий обряд. Но если мы...
Взаимодействие. Битва за силу 4
При этом предполагается, что действия, осуществленные во взаимодействии, гораздо успешнее, чем без него. Это значит, что взаимодействие всегда направлено на какую-то цель, счи­тающуюся совместной...
Взаимодействие. Битва за силу 5
В каком-то смысле понятие тоня пересекается по значению с понятием спорость. Это своего рода урожайность определенного участка реки, как спорость — урожайность определенного учас­тка поля. Итак, з...
Взаимодействие. Битва за силу 6
Федорыч был недееспособник коммунистический. То есть пылепускатель. Он очень любил занимать руководящие должно­сти, но так боялся участвовать в работе, где бы выявилась его неспособность обучаться...
Взаимодействие. Битва за силу 7
Как только коновцы оказываются на берегу, Заводила хвата­ет обе нижние струны, соединяет их и тянет за них вместе, как за одну веревку. Двое бродивших точно так же тянут за свои вер­хние струны. Б...
Взаимодействие. Битва за силу 8
Если же ты беспокоишься о том, что коновец ляжет неудач­но и потом запутает Дель, то почувствуй, что у тебя за спиной товарищ, который уже подхватил коновец. Научись отдавать часть своих дел тем,...
Дееспособность
Нацеленность взаимодействия на достижение общей цели оз­начает, что взаимодействие недостижимо без понятия дееспо­собности. Это следующая ступень в обучении дружины. Дядька, который объяснял мне э...
Дееспособность 2
- Если мы хотели получить прибыль и это было нашей це­лью, то все наши действия, как и устройство нашего предприя­тия, должны вести только к получению прибыли. - Мы устроили дело таким-то образом...
Дееспособность 3
Приказ звучит: — Закрыть форточки! Люди слышат приказ и спокойно отправляются его испол­нять. В это время я вижу, что на лице у Федорыча отражается ка­кая-то напряженная работа. Он словно бы к чем...
Дееспособность 4
Сначала я показывал ему, как одному тянуть обе верхних струны. Дель, то есть полотно бредня, привязано к двум колам коновцам. Если сложить коновцы, крылья бредня сложатся, если свести верхние конц...
Образы Разума и Дурак
Вот мы и подошли к неожиданной, если бы был разговор о менеджменте, теме — к творению образов. К счастью, мы гово­рим не о менеджменте, а о Руководстве. И здесь этот разговор из прикладной культур...
Образы Разума и Дурак 2
Вот, в общем, и все дела. А теперь не помешает несколько слов о содержании этой работы, в частности, о том, что такое эти образы, которые ты будешь описывать. Чтобы понимать, что же ты делаешь. Ит...
Образы Разума и Дурак 3
Сама теория образов излагается в нашем учебном курсе от­дельно. В отношении создания дееспособной экономики доста­точно рассказать лишь об образах действия. Образ действия—это своего рода простран...
Образы Разума и Дурак 4
Битва против Дурака за торжество Разума ведется на протя­жении всей человеческой истории всем человечеством без ис­ключения и перерывов. По-русски она может быть названа Вели­кая Брань. Но Разум —...
Образы Разума и Дурак 5
Мазыкская психология называла такой отказ учиться или же упорное «будто бы не знание» мразью. А означает это то, что в Образе мира словно бы вымораживается какой-то участок обра­зов взаимодействия...
Образы Разума и Дурак 6
Бесконечная битва со злыми духами, бхуттами, похищаю­щими нашу жизнь, здоровье, силы, гобино-благополучие, — это, в первую очередь, битва с мразью и глупостью. И мы с вами в неоплатном долгу перед...
Образы Разума и Дурак 7
Половые органы — это неприлично. Естественный запах — неприлично. Жизнь большей частью тоже... Так же и Брань. Но неприлично — это значит всего лишь не в ящике, не в стойле. Неприлично — это там,...
Образы Разума и Дурак 8
Внутренняя механика разума, использую пока это всем по­нятное слово «механика», проверяет Образ мира на соответствие действительному миру и говорит: данная часть мира в образе отражена верно, доба...
Заключение
Итак, если мы хотим, чтобы наши предприятия, основа эко­номики нашего сообщества, были успешными, нам придется многому обучить работающих на них людей. Но первое, что не­обходимо сделать, — это пр...
Переход в Управление
Однажды ты должен сделать выбор и решить, кем ты прой­дешь эту жизнь — Хозяином или холопом. Это сложно, это выбор жизненного пути и полная смена Мира. Переходы в иные миры, как и творение миров —...
Переход в Управление 2
Несправедливость, безусловно, есть нарушитель внутренне­го гомеостаза. Гомеостазом считается «совокупность сложных приспособительных реакций животного и человека, направлен­ных на устранение или м...
Переход в Управление 3
Человек без ненависти и не возьмется за такую работу. Если у него есть цель, которой ты мешаешь, он просто пойдет догова­риваться. Картина правдоподобная. Однако в ней есть сбои. Гумораль­ная сред...
Переход в Управление 4
Сейчас мне важно обратить внимание на сходство всех этих приемов, особенно того, что происходит с ушедшим из этого мира в монахи и тем, что описывается Стэком как состояние ухода в управляющие. Со...
Переход в Управление 5
Как ни странно, но очищение начинается с людей. Просто потому, что вся наша жизнь воплощается своими частями в об­разы тех или иных людей. Мир, в котором мы живем, всегда связан с обществом и людь...
Переход в Управление 6
И ты всегда можешь увидеть задачу, которая скрывается за об­разцом, дающим ей решение. Задать вопрос «зачем?» в том мире, из которого ты ушел, значит усомниться в искренности или честности говорящ...
Управление предприятием
Что же такое предприятие с точки зрения управления. В са­мых общих словах. Ясно, что управляющему, если он хорошо подготовлен, все равно, каким производством занято его предприятие. Управле­ние от...
Управление предприятием 2
Вот об этом и будет весь последующий рассказ. Сначала о собственно Управлении еще раз. Итак, предприятие состоит из двух основных частей: Произ­водства и Управления. Точнее, трех — двух производст...
Управление предприятием 3
Как Управляющему высвободиться от повседневных произ­водственных забот, чтобы заняться Храмом? По всем отделени­ям или службам у него должны быть помощники, которые, по сути, есть его части и сост...
Управление предприятием 4
Однако, как это уже рассказывалось раньше, на все, что по­вторяется хоть с какой-то регулярностью, должна быть заведена особая служба, хотя бы в виде дополнительной служебной обя­занности у одного...
Управляющие
Итак, Управление — это одна из трех божественных задач, которую может решать человек в своей жизни. Работать Управляющим значит править по правилам. Править же — это делать правильным, исправлять....
Делопроизводство и писцы
Как я уже говорил ранее, Делопроизводство предприятия делится на две части — Общее делопроизводство и Бухгалтерию. Пока поговорим об Общем делопроизводстве. Сутью делопроизводства является произво...
Делопроизводство и писцы 2
Обеспечить неуязвимость предприятия перед Государством, а также описать Жилу с помощью Должностных обязанностей всех мест — главное дело Делопроизводства. И получается, что работа писцового отдела...
Делопроизводство и писцы 3
Из всего вышесказанного следует, что вся писцовая работа распадается на несколько видов: 1. Во-первых, это общее описание, так сказать, летопись предприятия на языке управления, то есть приказов,...
Привратник
В Делопроизводстве есть еще одно очень хитрое дело, кроме бумажных дел. Это работа секретарей при управляющих. Хотя правильнее было бы сразу назвать их не секретарями, а помощ­никами. В первую оче...
Привратник 2
Для того, чтобы соответствовать своему месту, Помощник очень хорошо должен представлять себе устройство предприятия и то, как сила идет по Жиле, то есть обращение силы или суть производства. Как т...
Бумага и Описание мира
Несколько мыслей о восприятии «Бумаги». Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек! Это знают все. Я живой, но я не интересую тех, кто проверяет мои доку­менты, их интересует не то, как я суще...
Бухгалтерия
Нельзя показать магичность и действенность Делопроизвод­ства ярче, чем на примере Бухгалтерии. Что такое бухгалтерия? Что она делает? Вообще-то, бухгалтерия штука простая, хотя ее кошмарно усложня...
Бухгалтерия 2
Менталитет бухгалтера, используем это слово, необходимо тонко учитывать при работе с ним, потому что, если его не учесть, бухгалтер готов пойти даже на жертвы, лишь бы быть по досто­инству оцененн...
Бухгалтерия 3
Какова главная задача бухгалтерии? Если главная задача предприятия — обратить неусваиваемую силу в деньги, то есть в съедобную силу, то задача бухгалтерии — закрепить это превращение на бумаге. Ин...
Бухгалтерия 4
Богатство — не есть мечта бухгалтеров. Они слуги власти, кроющейся не в деньгах, а в управлении ими. Все это значит, что до сих пор многие из бухгалтеров считают отчетность перед финорганами самым...
Описание мира на языке счетов
То, что задача бухгалтерии — считать деньги, — очень старое мнение. Раньше в России бухгалтера так и называли счетоводом. Но если вглядеться в само слово «счетовод», то в нем видны два корня. Один...
Описание мира на языке счетов 2
Все это означает, что бухгалтерия не просто должна обладать полным описанием предприятия, но и сама по себе полностью ему соответствовать и повторять своим устройством. Бухгалтерия — это уменьшенн...
Описание мира на языке счетов 3
Есть ли в этом способе описания мира действительная ма­гия? Конечно, нет тут никакой собственной магии. И тем не менее, бухгалтерские записи магичны, поскольку передают уп­равление. Магичность эта...
Описание мира на языке счетов 4
2. Теперь Мир-общество. В любой бухгалтерии есть полное описание устройства пред­приятия как княжеского стола или кормушки. Тут я использую понятие из учебного курса нашего Училища народной культу...
Описание мира на языке счетов 5
Но описанные мною явления магичны и с этнологической точки зрения, хотя на это мало кто из антропологов и обращал внимание. Общественно-психологический механизм, который я обозначаю словом Правила...
Описание мира на языке счетов 6
В связи с этим интересны два вопроса. Первый — какова же причина этих смертей? Даже если мы допустим, что причина магическая, вопрос остается в силе: а каким образом магия пе­редает такое воздейст...
Описание мира на языке счетов 7
Леви-Стросс, с работы которого я начал этот разговор, по­пытался дать на него ответ, обращаясь к авторитету физиологов. В частности Кеннона, о котором мы уже говорили в связи с его теорией гомеост...
Счетоводство и неуязвимость
Теперь попробуем поразмышлять о том, что же такое при­ход-расход и что же все-таки в бухгалтерии считается. Хотя подсчеты в бухгалтерии неминуемы, но, на мой взгляд, они не являются сущностными. Е...
Счетоводство и неуязвимость 2
Если речь идет об износе, который называется амортизаци­ей, то главное, чтобы в начале отчетного периода было сделано описание всего, что подлежит амортизации. Далее процент из­носа определяется п...
Скрытая бухгалтерия
От этой части бухгалтерии зависит слишком многое, вплоть до выживания всего предприятия. Поэтому ее было бы желатель­но или вообще убрать и принять мир таким, каков он есть (мало кто согласится на...
Скрытая бухгалтерия 2
Для психотехника скрытая часть бухгалтерии еще проще, чем открытая. Она вся разбивается на простейшие задачи, которые надо решать неуязвимо. Например: нужно заплатить налогов как можно меньше. Как...
Скрытая бухгалтерия 3
Самый простой способ увидеть, что помехи есть, это по­смотреть на Управляющего во время и после разговора с главбу­хом. Если он сдерживается или матерится, значит, главбух пре­датель и им надо сер...
Скрытая бухгалтерия 4
Вот именно за это ценятся так высоко главные бухгалтеры, именно из-за этого они не могут работать открыто с программистами и из-за этого никак не может родиться полноценная ком­пьютерная бухгалтер...
Отладка. Устранение помех
Вопрос о том, что такое предатель, я оставляю на усмотре­ние читающих. Для кого-то — это враг народа или друг, донося­щий на тебя в налоговую инспекцию. А для кого-то и просто человек, неспособный...
Отладка. Устранение помех 2
В хорошем предприятии один человек должен исполнять толь­ко одну обязанность, но зато исполнять ее хорошо. Повторю еще раз: Основная работа Управляющего — это не командование, а устранение помех и...
Отладка. Устранение помех 3
Следовательно, начальное построение предприятия заверша­ется с получением первых денег за его работу. Их получение означает: в целом все построено верно. Пред­приятие есть! Можно работать! Теперь...
Отладка. Устранение помех 4
Появился сбой, дело не идет — Управляющий должен преж­де всего понять, какого рода этот сбой. А видов сбоев, если видеть ток силы по Жиле, может быть только два: либо это затор, либо разрыв. Что т...
Отладка. Устранение помех 5
Это никак не устраняет необходимости точно определять объе­мы работ, отводимых работникам. Возможно, что создание до­полнительной должностной обязанности окажется созданием рабочего места для помо...
Отладка. Устранение помех 6
Отладка предприятия в каком-то смысле может длиться веч­но, потому что жизнь вечно меняется, и надо к ней приспо­сабливаться и приспосабливать предприятие. И тем не менее, можно выделить Отладку к...
Отладка. Устранение помех 7
Ясно, что я говорю здесь о человеке, который способен пол­ноценно трудиться. Более того, все отрицательные примеры я считаю примерами психических болезней, которые надо лечить. Вот почему вопрос о...
Отладка. Устранение помех 8
Психотехники, подобно Управляющему, должны работать с заказчиками, как с работниками своего предприятия. Это значит, что психотехники должны постоянно смотреть на заказчика как на человека, которы...
Отладка. Устранение помех 9
Конечно, мелких заказчиков можно объединять и по несколь­ко на одного психотехника, чтобы у него набиралась зарплата. При таком подходе психотехники ничего не будут стоить пред­приятию, поскольку...
Выводы
Выводы будут короткими. Для того, чтобы стать хорошим Управляющим, конечно, нужно овладеть и искусством творения Образов Миров, и искусством создания Образов действия, но в первую очередь — наукой...
Не хочу!
Эта книга во многом задумывалась как учебник «Сделай сам» для нашей Школы производственного обучения. Пока этот учеб­ник существует лишь в виде Методического пособия или, даже точнее, Методических...
Не хочу! 2
В подтверждение я хочу привести слова из совершенно нео­жиданной книги русского исследователя Г.М. Галуцкого о куль­туре и культуре управления одновременно: «Управление культу­рой как научная дисц...
Не хочу! 3
— Что происходит ?— кричит она в окно. — Революция, бабуся!— отвечают ей. — Как хорошо. Мой дедушка тоже хотел революцию! А что вы хотите?— снова кричит она. — Чтобы не было богатых! — Как странно...
Не хочу! 4
Чем страшны подводные камни более всего? А тем, что их не видно на поверхности, то есть за обычным поведением. Они в глубине, ниже уровня, достаточного для бездумного бытового взаимодействия. Где?...
Дееспособность и обидчивость
Начну с такого вопроса: Что требуется предприятию от его работников? Чтобы дело делалось. Иначе говоря, главное требо­вание к любому работнику — это дееспособность. Но дееспособность — это способн...
Дееспособность и обидчивость 2
Всё это цели. И все их надо достичь. Но можно достичь, толь­ко посвятив себя целиком, хотя бы на время достижения. Когда ты одновременно гонишься за двумя целями, не достигается ни одна. Поэтому,...
Дееспособность и обидчивость 3
Увидь, что производственные помехи — это нечто психологи­ческое и глубоко коренящееся в твоей личности, и всё, что будут делать другие, чтобы убрать их, будет восприниматься как по­мощь. Ты научиш...
Дееспособность и обидчивость 4
Что значит, что мы не знаем об этих договорах? Конечно, если мы люди определённой культуры, то мы знаем договоры, по которым люди в этой культуре, то есть в этом обществе, жи­вут. Но мы их не прин...
Неопытность. Молодой работник
Один из самых страшных подводных камней, о которые раз­биваются предприятия, — это молодость работников. Я налетел на это, как на рожон, когда пытался делать молодежные произ­водственные объединен...
Неопытность. Молодой работник 2
Смена эта болезненна, хотя и не сложна. Понять надо всего лишь несколько самых простых и, в общем-то, естественных для этого мира вещей. Например, никто не обязан за тебя работать, и вовсе не надо...
Неопытность. Молодой работник 3
А это значит, что тех симпатичных ребятишек, которые пы­таются прийти на наши предприятия, нельзя брать сразу. Их нужно посылать на, назовем это, стажировки на других предприятиях, которые они дол...
Неопытность. Молодой работник 4
Был ли он действительно предан взрослыми и в том числе своими родителями? Конечно! Как и каждый из нас, родившихся в человеческом обществе. Выжить в обществе гораздо сложнее, чем в природе. В срав...
Неопытность. Молодой работник 5
Я вспоминаю, как делал один из своих первых кооперативов с несколькими близкими мне людьми. Как только я стал началь­ником, а кто-то всегда должен им стать, чтобы дело шло, один мой приятель тут ж...
Неопытность. Молодой работник 6
Какое-то время она пишет, и пауза затягивается. Мне начи­нает казаться, что она уже закончила, и я её спрашиваю: «Что же ты меня не зовешь?» «Так я только что закончила, как раз когда ты спрашивал...
Родственники
Ты создал предприятие. Успешное предприятие. В глазах окру­жающих успешное предприятие — это где денег не меряно. Мало кто видит, что это предприятие, где принято работать. К тебе начинают приходи...
Неистовость
Самый плохой Управляющий — это, конечно, тот, кто во­обще не думает и не заботится о людях. И не понимает, что дело зависит от людей, а предприятие строится сначала из них и уж только после этого...
Неистовость 2
Но «сытость» как понятие принимается тобою из воспитав­шей тебя культуры готовым и никогда не определяется самосто­ятельно. Иными словами, ты попросту не знаешь, что это такое и что в это понятие...
Неистовость 3
И стоит только одному-другому работнику подвести, дело не будет сделано и все будет проиграно. Неистовый Управляющий живет в постоянном страхе проигрыша. И он для него особенно страшен не какими-т...
Не обучаемость и возвращение способности учиться
Это огромная тема, и ей надо посвящать отдельное исследо­вание. Поэтому я лишь вкратце обозначу ее, чтобы однажды вер­нуться подробно. Не обучаемость работников, как и собственная неспособность хо...
Не обучаемость и возвращение способности учиться 2
Следовательно, возвращение способностей идет, как види­те, через несколько ступеней от простого к сложному. И возвра­щение способности учиться, в частности, обучаться новым де­лам, может быть прек...
Заключение
Подводных камней при создании собственного предприятия будет немало. Это ясно. Всего не предусмотришь и не опишешь в одной небольшой книге. Придётся думать самим. Однако кое-что о неожиданных слож...
Заключение 2
Кстати, могло бы быть вполне полноценным культурно-ис­торическим исследованием психологии современного человека. Лично для меня наиболее интересным является в таком ис­следовании возможность через...
Послесловие
Дух или нисходит в материю, или не нисходит. Но если он и нисходит, то это настолько обычное явление, что мы не замеча­ем это так же, как воздух. Какие явления жизни могли бы свидетельствовать нам...
Послесловие 2
Я не буду говорить о том, что за такими движениями, с психологической точки зрения, чаще всего нет ничего, кроме мышления исключительности или гордыни, если использовать христианский термин. Не бу...

Формирование знаний на основе машинного обучения

Формирование знаний на основе машинного обучения
ГЛАВА 20. Формирование знаний на основе машинного обучения 20.1. Индуктивное обучение 20.2. Система Meta-DENDRAL 20.2.1. Формирование и уточнение правил 20.2.2. Пространство версий 20.2.3. Алгорит...
Формирование знаний на основе машинного обучения
Формирование знаний на основе машинного обучения 20.1. Индуктивное обучение 20.2. Система Meta-DENDRAL 20.3. Построение дерева решений и порождающих правил 20.4. Уточнение наборов правил Рекоменду...
20.3.2. Алгоритм формирования дерева решений по обучающей выборке
20.3.2. Алгоритм формирования дерева решений по обучающей выборке Ниже будет описан алгоритм формирования дерева решений по обучающей выборке, использованный в системе IDЗ. Задача, которую решает...
Дерево разделения объектов обучающей выборки
Дерево разделения объектов обучающей выборки Если рекурсивно заменять каждый узел Si, на рис. 20.3 поддеревом, то в результате будет построено дерево решений для обучающей выборки S. Как уже отмеч...
20.4. Уточнение наборов правил
20.4. Уточнение наборов правил Проблеме отладки и уточнения характеристик правил посвящено множество исследований. Ниже мы рассмотрим только пару примеров, которые позволят читателям понять суть э...
Рекомендуемая литература
Рекомендуемая литература Как отмечалось в самом начале этой главы, существует множество проблем, связанных с машинным обучением, о которых мы даже не упоминали в данной книге. Читателям, которые з...
Упражнения
Упражнения 1. В чем отличие методик супервизорного обучения и обучения без преподавателя? 2. Проведите разграничение между задачами обучение концептам и обобщение дескрипторов. 3. По образцу, прив...
Пары образцов
Пары образцов I) Чему равно ожидаемое количество информации для атрибута наблюдение? II) Чему равен прирост количества информации после анализа атрибута наблюдение? III) Повторите этот анализ по о...
20.1. Индуктивное обучение
20.1. Индуктивное обучение Точное определение термину обучение дать довольно трудно, но большинство авторов сходятся во мнении, что это — качество адаптивной системы, которая способна совершенство...
Таблица 20.1. Обучающая выборка примеров Экземпляр
Страна-изготовитель Размер Старая модель Позитивный/ негативный Oldsmobile Cutlass...
20.2. Система Meta-DENDRAL
20.2. Система Meta-DENDRAL В рамках проекта DENDRAL, который был начат в Станфордском университете в 1965 году, была разработана первая система, продемонстрировавшая, что программа может успешно к...
20.2.1. Формирование и уточнение правил
20.2.1. Формирование и уточнение правил Программа Meta-DENDRAL формирует на основе рассуждений правила, которые затем используются программой DENDRAL в процессе определения молекулярной структуры...
20.2.2. Пространство версий
20.2.2. Пространство версий В этом разделе мы рассмотрим одну из методик обучения, которая получила в литературе наименование пространство версий (version space) [Mitchell, 1978], [Mitchell, 1982]...
Отношения между образцами
Отношения между образцами Обратите внимание на следующий нюанс. Для того чтобы программа смогла выполнить упорядочение представленных образцов, она должна быть способна разобраться в смысле множес...
20.2.3. Алгоритм отсеивания кандидатов
20.2.3. Алгоритм отсеивания кандидатов Пространство версий, как следует из приведенного описания, есть не что иное, как структура данных для представления множества описаний концептов. Однако терм...
20.2.4. Сопоставление экземпляров с образцами в Meta-DENDRAL
20.2.4. Сопоставление экземпляров с образцами в Meta-DENDRAL Для описания экземпляров обучающей выборки в Meta-DENDRAL используется тот же язык, что и для описания образцов. Каждый образец предста...
20.3. Построение дерева решений и порождающих правил
20.3. Построение дерева решений и порождающих правил Правила являются не единственно возможным способом представления информации о концептах в виде пар- атрибут-значение для целей классификации. А...
20.3.1. Структура дерева решений
20.3.1. Структура дерева решений Дерево решений представляет один из способов разбиения множества данных на классы или категории. Корень дерева неявно содержит все классифицируемые данные, а листь...
Дерево решений (заимствовано из [Quinlan, 1986, a])
Дерево решений (заимствовано из [Quinlan, 1986, a]) Единственное приведенное правило, созданное непосредственно после преобразования дерева, можно разделить на три отдельных правила, которые не тр...

Гибридные системы

Гибридные системы
ГЛАВА 23. Гибридные системы 23.1. Методы обучения в системе ODYSSEUS 23.2. Системы ODYSSEUS и MINERVA 23.2.1. Оболочка экспертной системы MINERVA 23.2.2. Обучение в системе ODYSSEUS 23.3. Использо...
Гибридные системы
Гибридные системы 23.1. Методы обучения в системе ODYSSEUS 23.2. Системы ODYSSEUS и MINERVA 23.3. Использование прецедентов для обработки исключений 23.4. Гибридный символический подход и нейронны...
23.4.3. Организация обучения в системе SCALIR
23.4.3. Организация обучения в системе SCALIR Поскольку веса С-связей могут регулироваться системой в процессе работы, она способна таким образом самообучаться в соответствии с информацией, вводим...
23.5. Будущее гибридных систем
23.5. Будущее гибридных систем Итак, вы могли убедиться на представленном в этой главе материале, что гибридные системы потенциально являются довольно мощным инструментом решения сложных проблем,...
Рекомендуемая литература
В последнее время появилось множество программных продуктов, в которых комбинируются методики, основанные на применении правил и прецедентов. Примером может служить система CBR Express, разработан...
Упражнения
Упражнения 1. В какой мере можно отнести MYCIN и CENTAUR к гибридным системам? 2. Можно ли считать системы с доской объявлений гибридными? 3. Почему компонентам, реализующим обучение, отводится та...
Фрагмент нейронной сети
Фрагмент нейронной сети I) Что случится с узлом R, если узлы S1, и S3 будут возбуждены? II) Как изменится состояние узла R, если дополнительно будет возбужден и узел S2? 9. Можете ли вы предложить...
23.1. Методы обучения в системе ODYSSEUS
23.1. Методы обучения в системе ODYSSEUS Методы обучения, которые рассматривались в главе 20 (пространство версий и IDЗ), иногда называют методами, основанными на подобии (similarity-based). Реали...
23.2. Системы ODYSSEUS и MINERVA
23.2. Системы ODYSSEUS и MINERVA Программа ODYSSEUS обучается тому, как совершенствовать базы знаний экспертных систем, предназначенных для решения проблем эвристической классификации (см. главы 1...
23.2.1. Оболочка экспертной системы MINERVA
23.2.1. Оболочка экспертной системы MINERVA MINERVA— это оболочка экспертной системы, разработанная на базе EMYCIN и NEOMYCIN (см. главы 10-12). Система MINERVA обеспечивает ODYSSEUS базой знаний...
23.2.2. Обучение в системе ODYSSEUS
23.2.2. Обучение в системе ODYSSEUS Способ обучения, который используется в системе ODYSSEUS, существенно отличается от рассмотренных в главе 20. При разработке этой системы преследовалась цель на...
23.3. Использование прецедентов для обработки исключений
23.3. Использование прецедентов для обработки исключений В этом разделе мы рассмотрим способ совместного использования правил и прецедентов, отличный от того, какой применен в системе ODYSSEUS. Ро...
Архитектура гибридной системы, использующей правила и прецеденты
Архитектура гибридной системы, использующей правила и прецеденты Основная идея системы очень проста и элегантна. Сначала для решения текущей проблемы применяются правила, в результате чего формиру...
23.4. Гибридный символический подход и нейронные сети
23.4. Гибридный символический подход и нейронные сети В этом разделе будет рассмотрена перспектива использования нейронных сетей в экспертных системах. Нейронные сети предполагают совершенно другу...
23.4.1. Нейронные сети
23.4.1. Нейронные сети В отношении систем искусственного интеллекта вообще и экспертных систем, в частности, иногда можно услышать следующие критические замечания. Такие системы слишком хрупкие в...
Фрагмент нейронной сети с возбуждающими и тормозящими связями
Фрагмент нейронной сети с возбуждающими и тормозящими связями Для более строгой формулировки такой модели введем следующие обозначения: wij — вес связи от узла j к узлу i, neti = Zj wij — состояни...
Простая функция вычисления состояния активности узла i
произвольного внешнего входного сигнала xi(t). Простая функция вычисления состояния активности узла i, удовлетворяющая требованию (3) приведенного выше определения, имеет вид ai(t+1) = Cуммаj [wij...
23.4.2. SCALIR — гибридная система для извлечения правовой информации
23.4.2. SCALIR — гибридная система для извлечения правовой информации Узлы в сетевой структуре системы SCALIR представляют прецеденты (дела, ранее рассмотренные судами), статьи правовых актов и ва...
Сеть связности в системе SCAUR ([Rose, 1994])
Сеть связности в системе SCAUR ([Rose, 1994]) При конструировании сети в SCALIR сначала были организованы узлы для всех отобранных терминов, а затем они связывались с узлами документов, причем свя...

Программирование на языке CLIPS

Программирование на языке CLIPS
ПРИЛОЖЕНИЕ. Программирование на языке CLIPS А.1. Краткая история CLIPS А.2. Правила и функции в CLIPS А.2. Правила и функции в CLIPS А.2.1. Факты А.2.2. Правила А.2.3. Наблюдение за процессом инте...
Программирование на языке CLIPS
Программирование на языке CLIPS А.1. Краткая история CLIPS А.2. Правила и функции в CLIPS А.З. Объектно-ориентированные средства в CLIPS А.4. Задача Правдолюбцы и лжецы А.5. Стиль программирования...
А.4. Задача "Правдолюбцы и лжецы"
А.4. Задача Правдолюбцы и лжецы Для того чтобы продемонстрировать вам возможности языка CLIPS, я выбрал головоломку, а не задачу из практики применения экспертных систем. В головоломке решается од...
А.4.1. Анализ проблемы
А.4.1. Анализ проблемы Первым этапом любого программного проекта является анализ решаемой проблемы. Эксперт должен уметь решить проблему, а инженер по знаниям должен разобраться, как именно было п...
А.4.2. Онтологический анализ и представление знаний
А.4.2. Онтологический анализ и представление знаний Следующий этап — определить, с какими видами данных нам придется иметь дело при решении этого класса головоломок. Какие объекты представляют инт...
А.4.3. Разработка правил
А.4.3. Разработка правил В этом разделе мы рассмотрим набор правил, который помогает справиться с вырожденной формулировкой Р0 задачи о лжецах и правдолюбцах. Первые два правила, unwrap-true и unw...
Листинг А.1. Трассировка решения задачи Р0
Листинг А.1. Трассировка решения задачи Р0 CLIPS (reset) == f-0 (initial-fact) == f-1 (world (tag 1) (scope truth)) == f-2 (statement (speaker A) (claim F A) (reason 0) (tag 1)) CLIPS (run) FIRE 1...
А.4.4. Расширение набора правил — работа с составными высказываниями
А.4.4. Расширение набора правил — работа с составными высказываниями Расширим теперь возможности программы таким образом, чтобы она могла работать с составными высказываниями. Это даст возможность...
Листинг А.2. Трассировка решения задачи Р4
Листинг А.2. Трассировка решения задачи Р4 CLIPS (reset) == f-0 (initial-fact) == f-1 (world (tag 1) (scope truth) (context 0)) == f-2 (statement (speaker A) (claim OR F A T B) (reason 0) (tag 1))...
A.4.5. Обратное прослеживание и множество контекстов
A.4.5. Обратное прослеживание и множество контекстов Модифицируем программу таким образом, чтобы она могла справиться и с задачами этого класса в более сложной постановке. Речь идет о задачах, в к...
А.4.6. Обработка метавысказываний
А.4.6. Обработка метавысказываний Имея в своем распоряжении программу, снабженную механизмом реализации откатов, попробуем адаптировать ее к работе с метавысказываниями, т.е. высказываниями о выск...
А.4.7. Полный листинг программы
А.4.7. Полный листинг программы Ниже приведен полный листинг CLIPS-программы, которая обеспечивает обработку составных утверждений и метавысказывании. Эта программа предназначена для разрешения го...
А.5. Стиль программирования на языке CLIPS
А.5. Стиль программирования на языке CLIPS В главе 17 был представлен обзор инструментальных средств конструирования экспертных систем и ряд рекомендаций, касающихся методики их проектирования. Мн...
Упражнения
Упражнения 1. Разработайте программу моделирования, которая использовала бы объекты и правила, аналогичные описанным в разделе А.З, но для какого-нибудь другого устройства. 2. Разработайте програм...
А.1. Краткая история CLIPS
А.1. Краткая история CLIPS Название языка CLIPS — аббревиатура от С Language Integrated Production System. Язык был разработан в Центре космических исследований NASA (NASA's Johnson Space Center)...
А.2. Правила и функции в CLIPS
А.2. Правила и функции в CLIPS CLIPS включает в язык представления порождающих правил и язык описания процедур. В этом разделе мы рассмотрим оба этих модуля, сопровождая описание отдельных функций...
А.2.1. Факты
А.2.1. Факты Сразу после запуска CLIPS-приложения на выполнение на экране появится приглашение, извещающее пользователя, что он работает с интерпретатором. CLIPS В режиме интерпретатора пользовате...
А.2.2. Правила
А.2.2. Правила В языке CLIPS правила имеют следующий формат: (defrule имя правила необязательный комментарий необязательное объявление предпосылка_1 предпосылка_т = действие_1 предпосылка_п ) Напр...
А.2.3. Наблюдение за процессом интерпретации
А.2.3. Наблюдение за процессом интерпретации Теперь на простом примере познакомимся с возможностями, которые предоставляет среда разработки CLIPS в части отладки программы, состоящей из правил и ф...
А.2.4. Использование шаблонов
А.2.4. Использование шаблонов Для определения фактов можно использовать не только списочные структуры, но и шаблоны, которые напоминают простые записи. (Шаблоны в CLIPS не имеют ничего общего с ша...
A.2.5. Определение функций
A.2.5. Определение функций В языке CLIPS функции конструируются примерно так же, как в языке LISP (см. главу 4). Существенное отличие состоит в том, что переменные должны иметь префикс ?, как это...
А.3. Объектно-ориентированные средства в CLIPS
А.3. Объектно-ориентированные средства в CLIPS Использование объектно-ориентированных средств в CLIPS позволяет значительно упростить программирование правил, поскольку для обновления данных можно...