d9e5a92d

Заключение


Подводных камней при создании собственного предприятия будет немало. Это ясно. Всего не предусмотришь и не опишешь в одной небольшой книге. Придётся думать самим.

Однако кое-что о неожиданных сложностях сказать можно. Во-первых, они могут быть двух видов. Можно сказать так: одни помехи будут корениться в обстоятельствах, связанных с делом, а другие — в людях.

Первые надо сразу отнести к числу производственных задач и просто решать, принимая как данность. Всегда в предприни­мательстве будут неожиданности. Им можно позволить расстраи­вать себя. Но это значит, что расстройства и связанная с ними возможность «психануть» и есть твоя цель.

Это надо признать как образ отношения к делу. Расстроиться ты можешь, только если заранее создал окончательный образ победы, который не допускает изменений. Тогда любая помеха приводит к срыву: такой хороший образ был! Так обидно! Всё поломали, гады!

И тогда ты обязательно будешь искать виноватых, которых, к слову сказать, нет. Просто мир такой сложно управляемый, и с ним надо быть живым и гибким, пока победа не легла в карман. Все остальные «такие красивые образки» — мертвечина. Ты же хочешь кого-то обмануть — возможно, себя.

Другой случай — когда помехи коренятся в людях. Их можно назвать психологическими. Но это только потому, что слово пси­хология стало более или менее привычным.

На самом деле все разговоры о том, что на предприятии дол­жен быть психолог, воспринимаются толковыми предпринима­телями так же радостно, как легкая зубная боль: от этого дерьма ни тепло, ни холодно, но уж если вы так настаиваете...

И тем не менее, любой предприниматель при этом знает, что помехи, лежащие в людях, гораздо страшнее всех производствен­ных сложностей. Главное всё-таки — это хорошая команда, тол­ковые и преданные люди. С такими можно горы свернуть, если добавить мозги и опыт.

Самое поганое, когда в команду затесался скрытый враг, который ведет все дело к разрушению, а хозяина к тюрьме. Такое случается.

Но еще хуже то, что само устройство человеческого мышле­ния таково, что все собранные тобою люди — скрытые враги и неукоснительно ведут тебя к разорению и поражению. И они не вольны в этом, даже самые лучшие друзья. Так заложено в нас с самого рождения. Можно сказать: такова операционная среда нашего мышления. Вот это беда!

И тут, если не суметь работать именно с этим, ни один психо­лог действительно не поможет. Чаще всего, опытный предприни­матель сам выполняет эту часть психологической работы по под­борке надёжных людей лучше любого психолога. С одной стороны, это печально, потому что говорит о том, что психология ещё не стала прикладной наукой. С другой, это означает, что определён­ные способы работы всё-таки есть. И они совершенно ненаучны.

Если бы заняться и попытаться обобщить приёмы, которыми хорошие предприниматели настраивают мозги работающих на них людей, то мы обнаружили бы кучу «непсихологических» приёмов от запугивания смертью и до душевной беседы крутыми матюгами или же с расслаблением в баньке под водочку и дево­чек. Конечно, это недопустимо для психолога, да и невозможно чаще всего — просто денег нет на такие приёмы. Однако это работает... Это и есть настоящая прикладная психология.

Кстати, могло бы быть вполне полноценным культурно-ис­торическим исследованием психологии современного человека.

Лично для меня наиболее интересным является в таком ис­следовании возможность через сравнение нашей производствен­ной культуры с культурой наших предков выйти сначала на при­кладную работу по возвращению способностей, описание Разума и самопознание. На сегодняшний день я вижу только один спо­соб подойти к этой работе по-настоящему — дав описание тому, что есть наше мышление как хранилище образов культуры, вый­ти на описание языка Разума, то есть языка образов.

Именно Языком образов я и занимаюсь последние годы, в том числе и в нашем научно-исследовательском институте «До­рога Домой». Моя мечта — создать полноценную исследователь­скую лабораторию этого явления. Кто в него должен входить? Те, кто профессионально занимается Языком образов. А кто это?

Это и прикладники, и теоретики. Теоретически образы исследу­ют философы, логики, культурологи, психологи, языковеды.

Практически с ними работают художники, писатели и по­эты, музыканты, программисты и математики.

Все эти профессии взаимно дополняют друг друга и одно­значно необходимы для задуманной работы.

К примеру, какие особенности в работе с образами имеют, на мой взгляд, прикладники.

Художники, как я это вижу, прямо и осознанно передают свои зрительные образы, но даже, по-моему, не подозревают, что полотно, кисть и краски есть составляющие их языка. Его материальная часть. Зато они очень точно могут рассказать все о том, как передавать образ. Понятие техники для них является одним из обязательных.

Писатели и поэты, напротив, вполне отдают себе отчет и в том, что передают образы, и в том, что делают это с помощью языка. Но вот о технике с ними говорить почти бесполезно. Они интуитивисты и сами не знают, как им удается делать поэзию.

Музыканты могут рассказать и об образах, и о технике, но их никто не понимает. Их образный язык, как считается, вещь, дей­ствующая на «подсознание».

Программисты предпочитают последнее время работать не с полноценным языком, а лишь с его идиоматической частью, как говорят лингвисты. Иначе говоря, программирование все больше из искусства становится ремеслом и в соответствии с этим переходит и на более действенные инструменты — модули, которые позволяют гнать поток, не задумываясь, зато на уровне требований современной промышленной технологии.

Математики же подчас даже не подозревают, что описывают на своем символическом языке какие-то образы. Сам язык, ка­ковым является математика, так их захватывает, что становится самоценным, и они тонут в нем и его хитросплетениях, как в стихии.

В общем, как кажется, истина есть во всем, а понимание того, что такое Язык образов, где-то посередине. И достичь его можно только совместно усилиями всех этих профессионалов. Вот я и приглашаю всех интересующихся Языком образов к сотруд­ничеству в нашем НИИ.

Продукты PinnacleСодержание раздела