d9e5a92d

Создание стимулов деятельности отдельных предприятий


В период подъема экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения перегрева экономики проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика в фазе подъема характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государст- венных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную поли- тику ориентируются сторонники кейнсианских методов регулирования.

Фискальные мероприятия приводят к снижению по- купательной способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к спаду экономической активности.
 
3.11. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
 
 
Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку имеются и различные под- ходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неокон- сервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различия в виде табл. 1.
 
В зависимости от ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания цик- лических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства. Например, сто- ронники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной и налоговой политике, а сторонники неоконсерва-
тивных рецептов проблеме денег и кредита. По-разному решается и проблема участия государства в происходящих процес-
сах в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоя-
нии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддер-
жания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть линия поведения государст-
ва, направленная на преодоление циклических колебаний.
Таблица 1
 

Направление
Неокейнсианство
Неоконсерватизм
Ориентация
На спрос
На предложение
Цели
Регулирование хозяйства
в целом (макроэкономика)
Создание стимулов деятельности отдельных предприятий (микроэкономика)
Приоритеты регулирования
1. Налогово-бюджетная политика
2. Кредитно-денежная политика
1. Кредитно-денежная политика
2. Налогово-бюджетная политика
Оценка роли государства
Поощрение
Ограничение

 
3.12. Понятие гистерезиса
 
При анализе экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах неокейнсианцы и неоклассики по-разному оцени- вают динамику цен. Нео-кейнсианцы делают акцент на негибкости и жесткости цен в краткосрочном периоде и подчеркива- ют, что фактический и потенциальный ВНП не всегда совпадают.

Причем фактический ВНП зависит от совокупного спроса, а налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика, влияющая на величину совокупного спроса, могут использоваться для изменения равновесного объема ВНП.
 
Неоклассики не отрицают, что в краткосрочном периоде существует некоторая инерция в установлении цен и заработ- ной платы. Однако в долгосрочном периоде цены и заработная плата обладают гибкостью, реагируют на изменения конъ- юнктуры и обеспечивают общее экономическое равновесие при полной занятости. Они утверждают, что изменения в объеме совокупного спроса оказывают влияние на объем ВНП и занятость только в краткосрочном периоде.

В долгосрочном же пе- риоде экономика возвращается к естественным уровням выпуска, занятости и безработицы.
Неокейнсианцы выдвигают возражения против гипотезы естественного уровня ВНП. Они считают, что изменения в объеме совокупного спроса воздействуют на объем ВНП, занятость и безработицу не только в краткосрочном, но и в дол- госрочном периодах.



Такое явление получило название гистерезиса.
 
 
Тема 4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
 
 
4.1. Сущность и функции финансов
Финансы это экономические отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фон-
дов денежных средств.
В экономической жизни общества постоянно возникают денежные отношения между:
1. Государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фон-
ды, предоставления льгот, применения санкций.
2. Предприятиями (организациями) по поводу заключения и выполнения хозяйственных договоров, уплаты пени,
штрафов, неустоек, премий за выполнение особых требований заказчика.
3. Предприятиями и работниками при начислении и выдаче заработной платы, премий, удержании налогов, уплаты профсоюзных взносов, получении льгот.
4. Государством и отдельными членами общества при уплате налогов, квартплаты, страховых платежей.
5. Отдельными звеньями бюджетной системы.
6. Государствами при получении кредитов.
Таким образом, в каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений. Каждая из сфер имеет свои специфические особенности, которые проявляются в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использова- нии. Например, у предприятий реального сектора финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг.

Государственный бюджет образуется в основном за счет налогов с предпри- ятий и населения. Неодинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресур- сами. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение госу- дарственных проблем.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта в денежном выражении, позволяют систематиче- ски контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции общественного воспроизводства, что отражает их контрольную функцию.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами,
изменяя условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и произ- водств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сфе-
ры, которая вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспече-
ния должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).
 
4.2. Финансовая система
 
 
Финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных звеньев финансовых отно-
 
шений, призванных обеспечить государству осуществление своих функций.
Финансовая система Российской Федерации включает в себя следующие звенья: государственные финансы, муници-
пальные финансы, финансы предприятий (организаций), финансы граждан.
Важнейшими звеньями финансовой системы являются государственные и муниципальные (местные) финансы, обес- печивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления их функ- ций. Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и пере- распределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покры- тия их расходов.
Государственные финансы включают в себя федеральные финансы и финансы субъектов РФ. Муниципальные финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, так как местное самоуправление отделено от государственной систе- мы управления.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. С его помощью правительство концентрирует в своих руках подавляю- щую часть НД, перераспределяемого финансовыми методами.

Это делает бюджет основной финансовой базой для осущест- вления государством своих функций. В этом звене финансовой системы сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее
 
важные общегосударственные расходы. В нем находят увязку основные финансовые институты налоги, внутренние займы,
 
расходы.
Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития произ-



Содержание раздела