d9e5a92d

Консолидированные бюджеты


водительных сил происходит повышение роли местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов.

Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.
Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Особое ме-
сто в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют опреде-
ленную самостоятельность.
Структура местных финансов определяется государством и соответствующим административным делением государст-
 
ва.
 
 
Это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных
 
 
процессов, в том числе сглаживания диспропорций в размещении производительных сил, повышения конкурентоспособно- сти национального хозяйства на международных рынках. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов на- правляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.
 
Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей. Они используются для воспро-
изводства рабочей силы, увеличения социальных расходов как результата повышения требований к росту качества жизни.
Таким образом, происходит процесс втягивания местных финансов в решение задач, с которыми центральным властям ста-
новится все труднее справляться.
Важным элементом в системе государственных и муниципальных финансов являются государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования РФ). Они используются для социальной защиты граждан и развития экономики.
Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения га- рантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счет целевых обязательных отчисле- ний.
Специфическим элементом государственных и муниципальных финансов является государственный и муниципальный кредит, который является одним из источников покрытия дефицита бюджета в форме выпуска государственных и муници- пальных ценных бумаг.
Особое место в финансовой системе страны занимают финансы предприятий (организаций) различных форм собствен- ности. Финансы предприятий (организаций) представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формиро- ванием и распределением денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и их использованием на различные цели; выполнение обязательств перед финансовой и банковской системами, финансирование затрат по социальному обслу- живанию и материальному стимулированию работников, выплата дивидендов, оплата векселей, арендная плата и др.

Финан- сы предприятий являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне финансов предприятий проис- ходит формирование источников финансовых ресурсов.
Следующим звеном финансовой системы являются финансы граждан. Они представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных средств между гражданами и другими субъектами экономики. Финансы граждан связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие рас-
ходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют.
 
4.3. Бюджетная система
 
 
Бюджетная система РФ представляет собой три уровня:
 
1. Федеральный бюджет.
2. Бюджеты субъектов РФ.
3. Местные бюджеты.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов
РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Консолидированный бюджет РФ это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами.

Это статистический свод бюджетных показателей, которые харак- теризуют доходы и расходы источники поступления средств и направления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам.


Финансовые отношения между различными звеньями бюджетной системы строятся на основе принципа бюджетного федерализма. Он предусматривает:
? самостоятельность бюджетов различных уровней;
? разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между бюджетами различных уровней;
? бюджетное регулирование, т.е. сбалансирование нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих и процесс сбаланси-
рования государственного бюджета.
Бюджетное регулирование осуществляется следующими методами:
? субсидия (зачисление в доход нижестоящего бюджета части доходов вышестоящего бюджета на безвозмездной без-
возвратной основах);
? дотация (выдается в твердой сумме для покрытия кассового разрыва);
? субвенция (долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего);
? кредитные ресурсы (средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них).
 
4.4. Государственный бюджет и его функции
 
 
Под бюджетом можно понимать денежную сумку государства и ее содержимое.
 
Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.
По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения НД в связи с образованием и использо-
ванием бюджетных средств.
Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым пла- ном государства, он дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает объемы необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Государственный бюджет выполняет следующие функции: распределительную; стимулирующую; социальную; кон-
трольную.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных средств по уровням государственной и территориальной власти. С помощью бюджета государство регулирует хозяйствен- ную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Регулируя экономические отношения, государство усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или
ослабляет рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимули-
рующая функция бюджета.
Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление соци-
альных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.
Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля над поступле-
нием и использованием бюджетных средств.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные и одновременно происходящие стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета денежные средства, поступающие в безвозвратном порядке в распоряжение органов государствен-
ной власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Источником налоговых доходов являются вновь создан- ная стоимость и доходы, полученные в результате распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссуд- ный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.
Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо путем перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реа- лизации государственных запасов.
Расходы бюджета денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и ме-
стного самоуправления.
Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально-культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государст- венного долга.
Государственный бюджет это главное звено финансовой системы и один из наиболее важных механизмов, позволяю- щих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Он дает политической власти реальную воз- можность воздействовать на экономику, на ход общественного воспроизводства.

Именно посредством бюджета государство стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, регулирует объем совокупного спроса и тем самые влияет на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.



Содержание раздела