водительных сил происходит повышение роли местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов.
Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.
Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Особое ме-
Финан- сы предприятий являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне финансов предприятий проис- ходит формирование источников финансовых ресурсов.
Следующим звеном финансовой системы являются финансы граждан. Они представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных средств между гражданами и другими субъектами экономики. Финансы граждан связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие рас-
ходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют.
4.3. Бюджетная система
Бюджетная система РФ представляет собой три уровня:
1. Федеральный бюджет.
2. Бюджеты субъектов РФ.
3. Местные бюджеты.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов
РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Консолидированный бюджет РФ это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами.
Это статистический свод бюджетных показателей, которые харак- теризуют доходы и расходы источники поступления средств и направления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам.
Финансовые отношения между различными звеньями бюджетной системы строятся на основе принципа бюджетного федерализма. Он предусматривает:
? самостоятельность бюджетов различных уровней;
? разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между бюджетами различных уровней;
? бюджетное регулирование, т.е. сбалансирование нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих и процесс сбаланси-
рования государственного бюджета.
Бюджетное регулирование осуществляется следующими методами:
? субсидия (зачисление в доход нижестоящего бюджета части доходов вышестоящего бюджета на безвозмездной без-
возвратной основах);
? дотация (выдается в твердой сумме для покрытия кассового разрыва);
? субвенция (долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего);
? кредитные ресурсы (средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них).
4.4. Государственный бюджет и его функции
Под бюджетом можно понимать денежную сумку государства и ее содержимое.
Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.
По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения НД в связи с образованием и использо-
ванием бюджетных средств.
Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым пла- ном государства, он дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает объемы необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Государственный бюджет выполняет следующие функции: распределительную; стимулирующую; социальную; кон-
трольную.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных средств по уровням государственной и территориальной власти. С помощью бюджета государство регулирует хозяйствен- ную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Регулируя экономические отношения, государство усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или
ослабляет рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимули-
рующая функция бюджета.
Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление соци-
альных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.
Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля над поступле-
нием и использованием бюджетных средств.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные и одновременно происходящие стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета денежные средства, поступающие в безвозвратном порядке в распоряжение органов государствен-
ной власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Источником налоговых доходов являются вновь создан- ная стоимость и доходы, полученные в результате распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссуд- ный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.
Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо путем перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реа- лизации государственных запасов.
Расходы бюджета денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и ме-
стного самоуправления.
Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально-культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государст- венного долга.
Государственный бюджет это главное звено финансовой системы и один из наиболее важных механизмов, позволяю- щих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Он дает политической власти реальную воз- можность воздействовать на экономику, на ход общественного воспроизводства.
Именно посредством бюджета государство стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, регулирует объем совокупного спроса и тем самые влияет на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.