Главный признак этих закупок состоит в том, что потребителем выступает государство. Государственные закупки разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка.
Государственные расходы играют значительную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития,
формировании нового качества экономического роста.
Вторым важным инструментом фискальной политики являются налоги.
Налоги инструмент тонкий и пользоваться ими нужно очень осторожно и продуманно, поскольку они выполняют не только фискальную функцию по аккумуляции денежных средств в бюджет, но и распределительную, стимулирующую и контролирующую функции. Высокие налоговые ставки ведут к тому, что работать много и хорошо зарабатывать становится
невыгодно, а низкие налоговые ставки могут ударить по доходам бюджета. При правильном применении налогового инст-
румента он может принести немалую пользу, при ошибочном непоправимый вред.
Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регу- лирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказы- вают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на объем производства, и занятость населе- ния.
4.12. Воздействие государственных расходов на совокупный спрос
Воспользуемся графиком макроэкономического равновесия ( 12).
На оси абсцисс отложим величину ВНП, а на оси ординат совокупные расходы, которые состоят из расходов насе- ления, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг, т.е. сумму потребления, инвестиций и госу- дарственных расходов.
C + I + G
Е
C + I
В C
А
45
0 А1
В1 Е1
ВНП
12. Влияние государственных расходов на совокупный спрос
Государственные расходы вызывают перемещение точки равновесия вверх по прямой 45. Они увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, и производство ВНП.
В результа- те государственных закупок совокупный спрос возрастает на величину государственных расходов под эти закупки.
Сокращение государственных расходов приведет к тому, что точка равновесия будет сдвинута вниз по прямой 45.
Это означает снижение совокупных расходов и сокращение равновесного ВНП.
Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и заня- тость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государ- ственных расходов (МG) показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов
откуда ? ВНП = M G ? G .
M = ? ВНП ,
G ? G
Покажем суть этого мультипликационного эффекта графически ( 13).
Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигалось в точке Е при объеме ВНП = 600 млрд. р. Пусть объем государственных расходов вырос на 100 млрд. р. Следовательно, прямая C + I + G сдвинется вверх на 100 млрд. р. в положение прямой C + I + G1. Теперь
C+I+G1
Е1
100
C+I+G
Е
45 200
0 600 800 ВНП
13. Мультипликатор государственных расходов
состояние равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП составляет уже 800 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 100 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 200 млрд. р. Исходя из этого, можно сказать, что МG равен 2. По сути дела, МG по своей модели совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что MPC
= 1/2, то
M G =
1 = 2 .
1 ? МРС
4.13. Воздействие налогов на совокупный спрос
Это вызовет сокращение ВНП и занятости.
Рост налогов вызывает снижение доходов населения. Но не весь доход идет на потребление. Некоторая его часть посту- пает в сбережения.
Если бы этого не происходило, тогда вся сумма налогов означала бы лишь вычет из потребления. Но по- скольку располагаемый доход распадается на две части потребление и сбережения, то, следовательно, снижение дохода вызо- вет сокращение как потребления, так и сбережений. Предположим, что государство вводит налог, составляющий одну и ту же сумму при любом уровне ВНП.
Пусть этот налог составляет 200 млрд. р. При MPC = 1/2 потребление и сбережения сократятся на 100 млрд. р. каждый.
Рассмотрим графически, как влияет налог на функцию потребления ( 14).
С
Е
200
100
С1
Е1
45
200
0 ВНП
14. Влияние налогов на потребление
Прямая С отражает такое состояние, при котором налоги у населения равны нулю. Если налог составит 200 млрд. р., то,
следовательно, доход населения сократится на эту же величину, что приведет к снижению равновесной величины ВНП.
Данное положение выразится в сдвиге прямой С влево на 200 млрд. р. Но поскольку MPC = 1/2, то потребление сократится только на 100 млрд. р., что будет означать сдвиг прямой С вниз на 100 млрд. р.
Рост налогов, таким образом, вызывает снижение располагаемого дохода, а это ведет к сокращению потребления и сбе-
режений на каждом уровне ВНП. При этом размер сокращения потребления и сбережений определяется такими параметра-
ми, как MPC и MPS. Чтобы узнать, насколько уменьшатся сбережения при росте налогов, необходимо приращение налогов
умножить на MPS (?T ? MPS). Аналогично рассчитывается сокращение потребления (?T ? MPC).
Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Но в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги гораздо
меньше на них воздействуют. Это вытекает из того, что государственные расходы одна из составляющих совокупных рас-
ходов, в то время как налоги фактор, влияющий на одну из переменных потребление. Итак, можно констатировать, что
налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор госу-
дарственных расходов на его увеличение.
Рост налогов ведет к сокращению ВНП. Для того чтобы компенсировать это падение, необходимо увеличить сумму го-
сударственных расходов.
Нетрудно заметить, что увеличение государственных расходов на 1 ден. ед. приведет к сдвигу вверх прямой C + I + G
на 1 ден. ед., а повышение налогов на 1 ден. ед. смещает прямую C + I + G вниз на 1/2 ден. ед., поскольку MPC = 1/2. Возни-
кает следующее положение: налоги и государственные расходы оказывают разное влияние на совокупные расходы, ибо на-
логовый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов. Формула выглядит так: MТ = MPC ? MG
Этому факту объяснение следующее. Каждая денежная единица, потраченная государством на закупку товаров и
услуг, прямо воздействует на ВНП. А когда государство снижает налоги, то только часть их уходит на рост потребления,
другая же часть на сбережения.
4.14. Дискреционная фискальная политика
Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразде-
ляют на две формы: дискреционную и недискреционную.
Дискреционная фискальная политика предусматривает сознательное манипулирование правительством налогами и
государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Другими словами, дискреционная политика это сознательное регулирова- ние правительством совокупного спроса.
Основными инструментами дискреционной политики являются:
? государственная программа занятости или общественные работы;
? различные социальные программы или расходы на социальные нужды;
? изменение налоговых ставок.
Цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.