ции его величины (например, налог на заработную плату в размере 13 %).
При прогрессивной ставке налогообложения ставка налога повышается по мере возрастания дохода, и налогоплатель-
щик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
При регрессивной ставке налогообложения ставка налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении до- хода.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с боль- шими доходами. Регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незна- чительными доходами.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога: подоходный налог с населения, предприятий, налог на прибыли,
налоги на имущество и наследство.
Косвенные налоги это налоги на определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Налоговая система предусматривает введение большого количества местных налогов. В России местные органы управ-
ления получили права на установление 22-х видов налогов, поступления которых будут направлены в бюджеты соответст-
вующих регионов. Среди них четыре общеобязательных.
Кроме налога на имущество физических лиц, это земельный налог, регистрационный сбор и платежи за пользование природными ресурсами. Остальные 18 устанавливаются по мере необхо- димости, исходя из финансового положения данной территории и целей региональной политики.
4.8. Кривая Лаффера
Налоги рассматриваются как один из важнейших факторов экономического роста и регулирования экономики. Сниже-
ние налогового бремени приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности и наоборот. Аме-
риканский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость доходов бюджета от уровня налоговых ставок.
Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога ( 11).
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
? ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
? ставка налога равна 100 %: поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «те-
невую экономику»).
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.
В точке А при значении rА достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rА считается оптимальным уровнем ставки налога; ТА максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
ТА А
ТВ В
0 r = 50 % r 100 % Ставка
11. Кривая Лаффера
налога, r
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с rА , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налого- вых поступлений в бюджет, т.е. при rВ rА , ТВ ТА , поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.
Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке B), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rА) в краткосрочный период приведет к временному сокраще- нию поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и пред- принимательской деятельности, произойдет переход предприятий из «теневой экономики» в легальную.
Иными словами, если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая актив-
ность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».
Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь не толь- ко не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках нало- гов обеспечивает рост поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).
Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.
Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности:
1. В области регулирования бюджета (бюджетной политики).
2. В области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на эконо-
мику (фискальной политики).
4.10. Бюджетная политика государства
Под бюджетной политикой государства понимаются мероприятия государства по управлению доходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.
В экономической теории известны две концепции бюджетной политики государства.
Первая концепция бюджетной политики основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Од- нако такое состояние бюджета снижает эффективность фискальной политики государства. Допустим, экономика столкну- лась с длительным периодом безработицы. Как следствие, падают доходы населения, автоматически сокращаются налоговые поступления.
Стремясь сбалансировать бюджет, правительство либо повышает ставки налогов, либо сокращает государст- венные расходы, либо использует сочетание этих двух мер. Однако эти мероприятия будут еще больше сокращать совокуп- ный спрос.
Стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать и инфляцию. Например, в условиях инфляции при повышении денежных доходов населения автоматически увеличиваются налоговые поступления.
Для предотвращения воз- можного профицита правительство либо снижает ставки налогов, либо увеличивает правительственные расходы, либо ис- пользует сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.
Вторая концепция бюджетной политики подразумевает сбалансированность бюджета не ежегодно, а в ходе экономи- ческого цикла. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сба- лансировать бюджет. Так, чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государ- ственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство по- вышает налоги и снижает государственные расходы.
Образовавшееся положительное сальдо бюджета используется на по- крытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит одновременно и антициклическую политику и балансирует бюджет за период в несколько лет, но не ежегодно.
Однако при реализации этой концепции возникает следующая проблема. Спады и подъемы в экономическом цикле мо-
гут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться корот- ким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит бюджета не покроется небольшим положительным сальдо бюджета в период оживления экономики.
Следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
На сегодняшний день основными задачами бюджетной политики РФ являются:
? совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;
? обеспечение сбалансированности бюджета при полном исполнении всех расходных обязательств;
? уменьшение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
? совершенствование бюджетного законодательства;
? разработка среднесрочных (трехлетних) бюджетных планов;
? сохранение и наращивание финансового резерва;
? централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
? проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
? реструктуризация государственного долга;
? инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
4.11. Фискальная политика государства
Фискальная политика государства представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными рас-
ходами и налогами.
Под правительственными расходами понимаются государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть различ- ные виды закупок (строительство за счет бюджетных средств дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т.д.).