Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для прове- дения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоемких производств, осуществления прогрессивных на- учно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
В современном мире бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Ныне в западных странах через бюд- жет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП.
Возросшая регулирующая роль бюджета дает основание рассматривать его в ка- честве финансового плана, который служит средством экономической стабильности.
4.5. Бюджетный дефицит и государственный долг
Одним из острейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственно- го долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга это термометры состояния экономики.
Поэтому данной проблеме уделяется значительное внимание со стороны как населения, так и экономистов.
Бюджетный дефицит та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства и фиксирует результат этих изменений.
Источника- ми покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и эмиссия бумажных денег.
Государственный долг это сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо (профицитов) бюджетов. Различают государственный долг внешний и
внутренний.
Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам, ложится на страну наи-
большим бременем, так как она вынуждена отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить про-
центы и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно диктует те или иные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг государства вызывает, прежде всего, перераспределение доходов среди населения внутри страны. Выплаты государственного внутреннего долга приводят к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев перехо- дят к более обеспеченным, так как обычно именно последние являются держателями государственных облигаций.
Не менее опасно и другое последствие: подняв ставки налогов (как средство выплаты государственного долга), можно снизить инте- рес к вложению средств в новые рискованные предприятия, сферу НИОКР и т.д., а также усилить социальную напряжен- ность в обществе.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы важнейший источ- ник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить, насколько опасен дефицит бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.
Следует отметить, что бездефицитность бюджета вовсе не отражает здоровье экономики. Надо четко представлять себе,
какие процессы протекают внутри воспроизводственного цикла.
Рост государственного долга влечет за собой следующие последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, кто вла- деет облигациями, станет еще богаче.
Во-вторых, повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или его уменьшению может подорвать действие экономических стимулов.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за рубеж.
В-четвертых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для погашения долга или уплаты процентов по госу- дарственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Но рост процентной ставки обусловливает со- кращение инвестиций.
Можно отметить еще и чисто психологический аспект: с ростом государственного долга отмечается нарастание чувства неуверенности населения страны в завтрашнем дне.
4.6. Экономическая теория налогообложения
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих фи- нансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих подданных (в виде физических и юридических лиц).
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.
Налог обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в законодательном порядке, в установленной форме и в установленные сроки. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, полу- чающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важней-
шим звеном финансовой политики государства.
Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
гасить возникшие сбои в системе распределения;
заинтересовывать (или не заинтересовывать) граждан в развитии той или иной форм деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Смит А. сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они поль-
зуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.
4. Налоги должны превышать расходы на содержание армии чиновников по сбору этих налогов.
К настоящему времени сложились два принципа (две концепции) налогообложения.
Первый принцип физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Логично, что тот, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Например, тот, кто
пользуется хорошими дорогами, должен оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в данном случае невоз- можно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица,
имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги, и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удержи- вается из расходов на предметы первой необходимости.
Дело в том, что потребители действуют всегда рационально, т.е. в первую очередь тратят свои доходы на товары и ус-
луги первой необходимости, затем уже на не столь нужные товары.
Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в за-
висимости от взглядов правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах.
Современная налоговая система использует оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и соци-
альной целесообразности.
4.7. Налоговая система
Налоговая система совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся:
субъект налога или налогоплательщик лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо. Поэтому рассматривают и носителя налога лицо, которое фактически уплачивает налог;
объект налога доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, не-
движимое имущество, товары и т.д.);
источник дохода доход, за счет которого уплачивается налог;
ставка налога важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессив- ные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (например,
на тонну нефти, кубометр газа).
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциа-