д.65
Суть подхода состоит в определении экономической деятельности как деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. В состав экономической деятельности включаются все отрасли труда. Так, например, по мнению В. Д. Попова, "трудовая и производственная деятельность рассматриваются в качестве составных частей экономической деятельности"66.
81
Одновременно была развита точка зрения, согласно которой экономическая деятельность, наоборот, исключает трудовую, хотя и относится к материальному производству. Так, по мнению В. П. Фофанова, "способ производства материальных благ включает в себя две стороны, два вида материальных отношений: экономические отношения и производительные силы как отношение общества к природе. Им соответствуют трудовая и экономическая деятельности, которые в действительности существуют в неразрывном единстве, но должны быть расчленены в социологическом анализе67.
Сопоставляя данные подходы можно заметить, что "широкое понимание" экономической деятельности в историческом материализме близко к представлению, развивавшемуся немарксистской
82
социально-философской мысли. Второй подход - "узкое понимание экономической деятельности - близок к введенному нами экспликату, в соответствии с которым экономическая и трудовая деятельности соотносятся как различные виды деятельности. На первый взгляд, выбор между подходами основан на конвенции.
Но в контексте развития системы категорий исторического материализма выясняется целый ряд обстоятельств, определяющих выбор только одного из них.
Во-первых, "широкое понимание" экономической деятельности является простым заимствованием обыденного представления о ней как деятельности в сфере экономики, хозяйства. "Узкое понимание", развитое в экспликате, является теоретическим конструктом, выведенным посредством философских категорий, и вне этой системы категорий его содержательная интерпретация затруднительна.
Во-вторых, "широкое понимание" экономической деятельности совпадает по содержанию с категорией материального производства. В ситуации "конкурса" категорий приоритет, думается, следует отдать категории материального производства, которая более точно отображает сущность рассматриваемых модификаций деятельности - материальность, генезис вне зависимости от воли и сознания людей. Кроме того, эта категория традиционна для исторического материализма; терминологическая новация "экономическая деятельность" в этом значении едва ли сумеет заместить уже отработанную категорию.
В-третьих, "широкое понимание" экономической деятельности, отождествляющее ее с материальным производством, относит ее не к видам, а к типам деятельности, специфицирующим
83
диалектику материального и идеального. Поскольку необходимо выделять не только типы, но и виды деятельности, то остается неудовлетворенной потребность в понятии вида деятельности, фиксирующего сущность тех модификаций деятельности которые представляют собой практическую рефлексию над трудом. Возможно использование других терминов.
Так, еще Аристотель предлагал термины "хозяйствование", "искусство наживать состояние68. Трудность в том, что хозяйствование охватывает и труд, а искусство обогащения – грабеж, но исключает иные известные способы присвоения и отчуждения. "Узкое понимание" удовлетворяет эту потребность, не дублируя известных категорий исторического материализма. Поэтому оно вносит конструктивный вклад в развитие исторического материализма.
С учетом всех этих обстоятельств мы считаем более перспективным "узкое понимание", конкретизированное в экспликате экономической деятельности.
Сходные проблемы возникают при уточнении понятия экономического сознания как самостоятельной формы общественного сознания. Как уже говорилось, в историческом материализме задача выделения экономического сознания решена и соответствующее понятие введено. Что же нового может внести уточненное понятие экономической деятельности в понимание экономического сознания?
Проблема в том, что согласно расширительной трактовке экономической деятельности она включает и трудовую деятель-
Они возникают при развертывании подхода. Допустим, трудовое сознание входит в экономическое. Специализированный уровень экономического сознания представлен экономическими науками, специализированный уровень трудового сознания – естественными и техническими науками.
Таким образом, естественные и технические науки являются подразделением экономических наук.
В явном виде этот вывод никем не формулируется, но он необходимо вытекает из расширительного понимания экономической деятельности. И потому сохраняется возможность появления расширительного понимания экономического сознания, Реализация этой возможности едва ли состоится, так как вытекающие следствия противоречат современной картине научного знания. А факт довольно абстрактного и неопределенного описания содержания экономического сознания в работах авторов, придерживающихся расширительного понимания экономической деятельности, является косвенным показателем тупикового характера этого подхода.
Своевременное уточнение содержания понятия экономического сознания на основе экспликата экономической деятельности, а именно: исключение из его объема трудового сознания позволяет скорректировать социально философские исследования экономического сознания.
85
Обратим внимание на способ выделения экономического сознания: оно, как правило, квалифицируется как форма общественного сознания. Как указывалось выше, различные модификации общественных явлений подразделяются на типы, формы, рода, виды. С учетом этого многообразия представляется недостаточным понимание экономического сознания как формы общественного сознания.
Оно может быть задано и как тип, и как род, и как вид, в зависимости от отнесения к тому или иному уровню дифференциации. Проблема эта нуждается в обстоятельном обсуждении, но если придерживаться развиваемого в настоящей работе подхода, согласно которому экономическая деятельность выделяется как вид социальной деятельность, то необходимо трактовать экономическое сознание как вид общественного сознания. Заметим, что при расширительном понимании экономической деятельности экономическое сознание следовало бы выделять как тип общественного сознания, который опосредует материальное производство в целом.
Завершая анализ вопроса, укажем, что недопустимость включения в экономическое сознание естественных и технических наук приводит к заключению о недопустимости включения в систему экономической деятельности различных отраслей труда. Таким образом дополнительно обосновывается ограничительная трактовка экономической деятельности.
Во взаимной относительности выводов, касающихся экономической деятельности и экономического сознания проявляется рефлексивность различных составляющих теоретической системы исторического материализма. Мы обратили внимание на значение понятия экономической деятельности для разработки теории об
86
щественного сознания. Не меньшее, пожалуй, большее методологическое значение имеет экспликат понятия экономической деятельности для разработки теории общественной практики.
Ее состояние сравнительно недавно оценивалась весьма критически: "...Трудно представить, почему категория "практика", признаваемая всеми одной из центральных в марксистско-ленинской философии, в своем социальном варианте не удостаивается нашего внимания и как бы выпадает из системы категорий исторического материализма. Правда, важнейшие элементы социальной практики, такие как революция, классовая борьба, функционирование политической организации общества подробно рассматриваются и комментируются, хотя и здесь методологический аспект должен быть усилен"69. До настоящего времени недостаточно выявлены и систематизированы различные модификации общественной практики. Как отмечает П.В.
Алексеев, "типология форм и видов практики еще только разрабатывается"70.
Для разработки типологии модификаций общественной практики, систематизации ее типов, форм родов и видов посредством генетического выведения из первичных, материальных модификаций большое значение имеет выделение такого вида общественной практики как экономическая практика и разработка соо
87
тветствующего понятия.
В настоящее время выделение экономической практики декларируется при выделении экономической формы общественного сознания. Например: "Структура общественной практики, включающая экономические. политические, нравственные, правовые в другие элементы, обусловливает собой и духовные образования экономического, политического нравственного, правового и т, п.