Опять говорит только один из партнеров, второй же внимательно его слушает. Они меняются ролями через 3 минуты.
5. Теперь партнеры могут вместе установить:
Любопытство
30 минут
Eспи руководитель работает с энергичной, склонной к любопытству группой, то его задача сильно облегчается. Но нередко в группах оказываются циничные или вспыльчивые люди, которые совершенно не желают учиться и изменять себя. Это упражнение хорошо тем, что оно одинаково подходит и для открытых, доброжелательных людей, и для вспыльчивых. Оно привносит в группу атмосферу хорошей соревновательности, так что в людях просыпается давно забытое любопытство.
Упражнение хорошо проводить на начальном этапе работы с группой.
Замечания
Вы можете кратко подвести итоги, спросив:
Я особенный? Это хорошо!
60 минут
Это достаточно необычная игра. Каждый участник сможет узнать о дру-гих массу нового, и можно с уверенностью сказать, что эта игра обязательно разбудит взаимный интерес участников группы друг к другу. Работа основана на своеобразной анкете (см. Приложение), вопросы в которой построены так, чтобы выявить индивидуальность каждого члена группы. Кроме того, члены группы учатся не только уважать чужую индивидуальность, но и отстаивать право на свою собственную.
Вы будете удивлены тем, насколько положительной будет реакция Вашей группы. Для каждой подгруппы Вам потребуется одна копия анкеты чем меньше бумаги, тем больше разговоров.
4· Помогите тем участникам, которые не смогли найти свою команду, образовать четверки. Если число участников не кратно четырем, то Добавьте "лишних" игроков в уже образованные квартеты. Теперь, когда все проблемы решены, дайте сигнал открыть глаза и посмотреть, кто входит в состав их четверки.
Затем объясните участникам, что сейчас им представится возможность познакомиться поближе. Каждая группа получает от Вас копию анкеты, заполняя которую она
Краткое подведение итогов:
Группа как зеркало
45 минут
Каждому человеку нужно чувствовать ответную реакцию других. Это помогает нам многое узнать о других людях: какого они о нас мнения, что они в нас подметили, чем мы можем их порадовать или привлечь, а чем вызвать раздражение или разозлить. Мы получаем больше информации о нашем партнере, можем лучше понимать его реакции и, естественно, задаваться вопросом, могли бы мы здесь и сейчас вести себя как-то иначе.
Группы начинают лучше работать, когда участники готовы поделиться своим мнением друг о друге легко, непринужденно и по возможности с юмором. Это упражнение пробуждает любопытство и создает атмосферу легкости. Члены группы должны уже относительно хорошо знать и уважать друг друга.
Материалы
Понадобится стопка карточек.
1. Участники садятся в круг. Положите в середину круга стопку карто-
чек. Из этой стопки каждый берет столько карточек, сколько он хочет.
Каждый мысленно обращается к кому-нибудь из членов группы, за-
тем записывает это обращение на карточке. Написанное должно вы-
ражать то личное впечатление, которое сложилось у него о другом
человеке. Фразы должны быть сформулированы примерно следующим
образом:
пы, которому, по его мнению, подходит данная фраза. Тот, кто получил карточку, читает фразу вслух, формулируя ее так: "Карин (это тот человек, который дал ему карточку) полагает, что у меня почти всегда серьезное лицо". Теперь все остальные, включая и получателя карточки, высказываются по этому поводу.
Следует поощрять различные мнения.
4. Затем получатель карточки или любой другой вытаскивают следующую карточку, и все повторяется. Не забудьте выделить время для подведения итогов.
За дверью
60 минут
Часто людей критикуют за их спиной. Это весьма неконструктивное поведение, которое непросто изменить. Но вполне можно научиться открыто говорить о том, что вам не нравится в другом человеке. Можно и самому предложить другому человеку рассказать вам, чем вы его раздражаете.
Часто мы сами критикуем себя весьма сурово, и критика окружающих порой не идет ни в какое сравнение с самокритикой. Все это учтено в упражнении.
1. Группа садится в круг, любой желающий покидает комнату и ждет сна-
ружи за дверью. Это действие символизирует готовность подвергнуть-
ся критике. Оставшиеся участники начинают критиковать отсутству-
ющего, причем каждый участник должен обязательно сказать:
2. В это время стоящий за дверью пытается дать себе ответы на те же
вопросы и гадает, что же говорят о нем другие.
3. После того как все участники выскажутся, стоящего за дверью просят вернуться в комнату. Он должен отгадать, что говорили о нем другие в его отсутствие. Он высказывает предположения, а группа может только подтверждать или отрицать правильность его догадок.
Помимо этого, участник может выразить пожелание услышать и другие высказанные о нем мнения. В конце процедуры он должен поблагодарить всех за то, что они думали о его недостатках.
4. Следующий игрок выходит из комнаты, и игра повторяется.
5. Оставьте немного времени на заключительное подведение итогов:
Сокровенные мечты