60 минут
Это отличное упражнение, подходящее для небольших групп. Оно тре-бует атмосферы доверия, поэтому проводить его лучше во второй половине цикла работы с группой.
Участники берут карандаш и бумагу и садятся за стол. Каждый записывает на листе бумаги свою сокровенную мечту: это может быть что-то, чем человек хотел бы заниматься, или что-то, что ему хотелось бы иметь. Лучше писать такие вещи, которые можно читать при всех, то есть избегать интимных подробностей.
Писать нужно в настоящем времени, например: "Я наконец-то купил билет на самолет и уже нахожусь в аэропорту. Сейчас я поднимусь на борт самолета, который должен доставить меня в Канаду, где меня ожидает путешествие на собачьих упряжках".
Замечания
Приготовьтесь к тому, что во время этой игры участники будут много смеяться, а команды проявлять порой поразительную интуицию в поисках автора желания.
Помощник
60 минут
В ходе этой игры участники рисуют картину, которую впоследствии можно повесить на стену на все время занятий. Эта картина является своего рода помощником, потому что на ней нарисованы цели группы и формы ее внутренних отношений. К ней можно постоянно обращаться, чтобы иметь цель перед глазами.
Материалы
Вам понадобится лист ватмана размером приблизительно два метра, пачка цветных мелков, разноцветных фломастеров или маркеров.
1. Какой-нибудь доброволец ложится спиной на лист бумаги, второй человек обводит маркером его силуэт, так что на бумаге возникает очертание человеческой фигуры мы назовем его "Помощником".
2. "Помощник" лежит в середине круга на полу, и Вы говорите группе примерно следующее: "Эта фигура должна будет помогать нам в работе, в достижении наших общих и индивидуальных целей, привносить в групповой процесс удовольствие, а не напряжение".
следующие вопросы: что мне более всего нравится в стиле работы группы и чего я не хотел бы терпеть? (Писать можно следующим образом: мне нравится кооперация, способность слушать, ролевые игры, игры и упражнения; мне не нравится предрассудки, наличие "козлов отпущения", скучные процедуры.) Все это пишется на теле "Помощника", наиболее важные вещи отмечаются синим цветом. (Если группа очень большая, каждый пишет только одно пожелание, если маленькая по два-три.)
6. На этом этапе Вам потребуется достаточно много времени. Каждый
участник должен объяснить, что именно он имел в виду, когда писал.
Это нужно для того, чтобы избежать возможного непонимания, а так-
И поскольку они самостоятельно формулировали требования и пожелания друг другу, то следует отнестись к ним достаточно серьезно. Участники группы должны привыкнуть выполнять то, что написано на картине, например, делать друг другу комплименты, благодарить друг друга, открыто говорить о том, что мешает совместной работе.
В том случае, когда Вы работаете не со специально созданными, а реально существующими группами (например, со школьным классом или с сотрудниками одной организации), можно предложить участникам унести картину с собой и повесить ее в классе или в офисе. Вы можете использовать и другие символы, например: силуэт школы, составленный из фигур одноклассников, силуэт здания фирмы, большое дерево с ветвями, силуэт яблока, силуэт горы.
Портрет группы
90 минут
Желательно, чтобы не только руководитель группы отслеживал состояние группы и понимал, что с ней происходит, но и сами участники могли принимать ответственность за путь развития группы и задаваться следующими вопросами:
Это упражнение предоставляет участникам возможность увидеть картину всей группы в целом и при этом обратить внимание на состояние отдельных ее участников.
Все эти метафоры должны быть представлены в виде картины. Эту картину рисуют все участники, обозначая каждого выбранной ранее метафорой. Группа сама решает, в каком виде их изобразить и как расположить на листе бумаги.
3, Обе команды должны по возможности работать в разных помещениях,
чтобы не отвлекаться во время этого важного задания. На это отво-
дится 30-45 минут.
4. Теперь команды собираются вместе. Они рассматривают картины друг
друга и пытаются отгадать, кого символизирует та или иная метафора
и что другая команда хотела сказать в своем произведении.
Влияние
30 минут
Вопрос о влиянии, которым обладает каждый участник в группе, все-гда бывает деликатным и непростым. В большинстве групп не бывает ярко выраженного единственного лидера, однако авторитет и популярность участников неодинаковы. Мы не ставим целью сделать так, чтобы все в группе имели одинаковое влияние.
Это невозможно. Однако плохо, если в группе складываются косные, негибкие отношения, основанные на явном подчинении одних людей другим, и порой возникают критические ситуации, в которых отдельные участники недовольны тем, что им не удается оказать влияние на группу.
Это упражнение легко сделает очевидными отношения, основанные на силе одной из сторон. Оно может помочь начать диалог на эту тему и выработать пути изменения сложившихся отношений. Причем упражнение подходит не только для выявления кризиса отношений, но и для других кризисогенных факторов в группе. Оно помогает поставить перед собой и дать ответ на вопросы: