Истории
Ответы необходимо записывать. Это могут быть как отдельные слова, так и предложения, картинки, краски, метафоры, сравнения, короче говоря, все, что имеет смысл. Каждый должен пытаться делать это быстро (как при мозговом штурме), не возбраняются и неожиданные или кажущиеся неподходящими ассоциации (10-15 минут).
Затем каждый анализирует собственные записи. Составьте список из трех пунктов, с которым должны сверять свои заметки участники:
- Есть ли в ваших ответах повторяющиеся темы?
- Не упустили ли вы чего-нибудь в описании себя? Желательно, чтобы ваши характеристики самого себя касались разных аспектов вашей индивидуальности: физических, душевных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных особенностей, а также особенностей вашего развития.
- Какие общие высказывания вы можете сделать о том образе действий, которому вы следуете в настоящее время? (10 минут.)
- Теперь партнеры делятся друг с другом своими размышлениями (15 минут).
- После этого группа опять собирается вместе, и следует краткое подведение итогов:
Какие из отмеченных мной особенностей являются для меня наиболее значимыми?
- Развитию и культивированию каких сторон моего облика я отдаю больше сил и времени?
- Увидел ли я какие-то неясности в моем облике?
- Что именно в моем облике стало для меня самого неожиданным после обсуждения с моим партнером?
- Что я получил от своего партнера в ходе выполнения этого упражнения?
-
Истории
60 минут
Это упражнение лучше всего подходит для конца занятия. Предоставьте группе возможность рассказать о себе разные истории. Выберите какую-нибудь тему, которая кажется Вам подходящей, например:
- мои корни семейное, религиозное, культурное происхождение,
- мой опыт работы в команде,
- мои успехи,
- мои поражения,
- мой опыт конфликтов,
- неожиданные решения моих проблем,
- мои незабываемые наставники,
- кризисы моей жизни.
- Группа садится в круг. Сделайте мягче освещение и включите создающую соответствующую атмосферу музыку.
- Предложите группе подходящую тему для разговора, сделайте краткое введение и свяжите тему с содержанием того, чем Вы сейчас занимаетесь. Расскажите для примера сами какую-нибудь историю на выбранную тему (5 минут).
- Используйте "говорящую палочку" это может быть легкая палочка около 30 см длиной, корявая ветка или пестрая "волшебная палочка" из акрила. Эта палочка дается в руки тому, кто будет рассказывать историю. Время рассказа не более 5 минут.
- К вопросу об историях это могут быть личные впечатления. Рассказчик делает общий набросок своих переживаний, чувств и действий. Его личное видение событий является самым важным в рассказе. Истории не следует комментировать и задавать по ним вопросы.
- Закончите это упражнение выражением благодарности слушателям и рассказчикам.
Мои трудности
45 минут
В этом упражнении мы попытаемся обратить внимание участников на теневые стороны их натуры. Всем известно, что люди совершают ошибки, жалеют себя и лишаются плодов своих достижений. Каждый из нас когда-нибудь вдруг понимал, что "древо успеха не растет прямо на небо".
Но мы легче переносили бы собственные слабости, если бы не тратили столько сил на сохранение их в тайне от окружающих, если бы мы могли открыто говорить о них. Это упражнение дает возможность в спокойной и доброжелательной атмосфере поговорить о своих ошибках, трудностях и недостатках.
1. Участники делятся на пары и садятся так, чтобы не мешать друг другу
своими разговорами. Оба партнера должны получить по крайней мере
~ четыре ответа на следующий вопрос: "Как я отношусь к чувству разочарования?" (б минут.)
- Затем пары разделяются, каждый ищет себе другого партнера и с обсуждает с ним вопрос: "Насколько тяжело мне уговорить других дать мне то, что мне нужно?" На этот вопрос, так же как и на предыдущий, надо дать не менее четырех ответов (10 минут).
- Участники образуют новые пары. На этот раз обсуждается вопрос: "Что мешает мне достичь успеха?" (б минут.)
- Снова новый партнер, и четыре ответа на вопрос: "Что я говорю себе, когда сделал ошибку?" (10 минут.)
- С последним партнером четыре ответа на вопрос: "Что я могу сделать, чтобы получить то, чего я хочу?"
6· В конце упражнения краткое подведение итогов во всей группе:
Как помогли мне мои партнеры?
* На какие вопросы было тяжело отвечать?
Гнев
15 минут
Гнев, досада и разочарование могут блокировать продуктивную рабо-ту группы. Поэтому важным становится вовремя заметить эти эмоции и поговорить о них, чтобы принять во внимание желания ц потребности каждого человека. Как правило, руководитель группы старается не допускать таких ситуаций, опасаясь, что раздосадованный человек может оказаться в изоляции и осложнить отношения в группе.
Это упражнение помогает участникам быстрее освобождаться от гнева.
- Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них первым говорит на протяжении 4 минут фразы, которые всегда начинаются одинаково: "Если бы я сумел выразить свой гнев, я бы..."
- Затем роли меняются, и говорит уже второй партнер, причем его нельзя прерывать, задавать вопросы или сопровождать монолог комментариями (4 минуты).
- И наконец, они оба приходят к соглашению относительно вопроса: "Что в действительности бы произошло, если бы каждый из нас спонтанно выражал нахлынувший на него гнев?"
- Обсудите со всей группой, к каким выводам она пришла относительно выражения гнева:
- Группа в целом ведет себя дружелюбно?
- Могут выражать свой гнев только некоторые ее участники или все?
- Можно ли в нашей группе выражать свой гнев так, чтобы не обидеть этим других?
- Как можно в данном коллективе найти баланс между потребностью человека быть членом общества и его потребностью в личной свободе?
Как я себя представляю,
20 минут
Это упражнение помогает участникам выяснить, насколько их представления о себе расходятся с мнением о них окружающих.
- Каждый берет бумагу и карандаш и описывает впечатление, которое, как ему кажется, он производит на других в группе. Все это должно писаться быстро, спонтанно и без изысков, без работы над оттачиванием текста.
- Участники разбиваются на подгруппы по три человека, и в течение 10 минут все трое должны прочитать написанное и выслушать комментарии от остальных.
-
Скрытая индивидуальность
30 минут
Когда группа уже хорошо познакомилась и провела вместе много вре-мени, решив множество задач, в ней устанавливается особая атмосфера. Члены группы хорошо чувствуют настроения друг друга и находят способы вести себя так, чтобы ни в коей мере не ущемить другого и не помешать ему. Но за такие отношения заплачено тем, что особенности, склонности и желания отдельной личности подавляются, чтобы не нарушать общий мир в коллективе. Это ведет к потере творческой энергии, спонтанности и оживления.
Такая группа через некоторое время должна пойти по новому пути построения отношений, чтобы сломать устоявшиеся нормы и внести струю свежего воздуха в отношения, которым в противном случае грозит застой.
- Участники встают в круг. У каждого есть 2 минуты на то, чтобы подумать, что именно было ущемлено или задвинуто вглубь в нем самом? Какой аспект характера затушевывался, потому что человек хотел быть внимательным к другим, вписываться в коллектив и соответствовать стилю отношений в группе? Каждый пытается точно определить эту запрятанную часть себя.
- Затем по порядку каждый выходит на середину круга и говорит о себе как о человеке, которого остальные не знают, например: "Я Кристофер. Я происхожу из богатой буржуазной семьи. Я получил превосходное образование и нацелен на достижения и успех. И здесь я потому, что иногда от всего этого мне хочется уйти куда-нибудь подальше..." "Я Карен. У меня есть творческая жилка. Она и привела меня сюда..." "Я Лидия. Я вообще-то очень беспорядочна и легко поддаюсь своим настроениям. Мне стоит большого труда вовремя являться на занятия".
- В те минуты, когда каждый рассказывает о своих скрытых сторонах, не должно быть никаких комментариев и вопросов. После всех рассказов группа решает, как она будет пытаться приноровиться к потребностям своих членов, чтобы сделать общую работу продуктивнее и живее.
-

Содержание раздела