d9e5a92d

Ценность индивидуальности


ЦЕННОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Ассоциации
30 минут
Это упражнение подходит для небольшой группы (восемь-двенадцать человек), участники которой уже хорошо знают друг друга. Его следует проводить не раньше чем во второй половине тренинга. Обычно всем участникам бывает интересно узнать, как их воспринимают остальные.

  1. Группа садится в круг, один из участников (водящий) загадывает кого-нибудь из группы, не сообщая остальным о своем выборе. Задача группы угадать, кого задумал игрок. Чтобы это сделать, совещающиеся начинают задавать ему вопросы-метафоры, например: "Если бы тот человек, которого ты загадал, был зданием, то к какому типу зданий он бы относился?" Сферы для ассоциаций выбираются совершенно произвольно, например: музыка, цвет, время года, модель автомобиля, местность, орудие труда, время суток и т. д.
  2. Водящий представляет себе того, кого он выбрал, ищет подходящие ассоциации и отвечает, например, следующим образом: "Если бы он был зданием, то был бы старой деревенской кузницей, в которой пылает огонь, стоит огромная наковальня, стены покрыты сажей и повсюду лежат железные заготовки".
  3. Мастерство спрашивающих заключается в том, чтобы находить новые сферы, описывающие искомого человека с разных сторон, так что по ходу расспросов становится все более понятно, кто это. Например: "Как бы ты мог описать выражение лица того, кого мы ищем?" Это вопрос, который многое проясняет, потому что по ответу можно определить темперамент человека, которого ищут.
  4. Руководитель группы должен записывать все ответы. Этот список будет своеобразным подарком тому, кого загадали.
  5. После того как каждый член группы задал свой вопрос, все начинают высказывать предположения о том, кто это, объясняя при этом, почему им в голову пришла именно эта идея. Наконец водящий рассказывает остальным, кого же он все-таки имел в виду. Так заканчивается первый круг, и очередь загадывать переходит к другому игроку.

Ценности
30 минут
Сходные ценности образуют между членами группы невидимые свя-зи, различие в системе ценностей разделяет людей и приводит к конфликтам между ними. Обычно мы можем многое простить человеку, с которым чувствуем общность взглядов. Но в общении с человеком, чья система ценностей отличается от нашей, мы часто чувствуем дискомфорт и соответственно испытываем раздражение и высказываем недовольство.

Например, если кто-то из членов группы постоянно опаздывает на занятия, рано или поздно это неминуемо вызовет раздражение и недовольство у людей пунктуальных. В предлагаемом упражнении участники смогут высказаться о своих ценностях и обнаружить друг в друге как сходство, так и различия. Для проведения этого упражнения Вам понадобятся листы с написанными на них незаконченными предложениями (см.

Приложение к данному упражнению) по одному на каждого участника.

  1. Группа делится на две равные части и ставит стулья в два концентрических круга один внутри другого. Участники садятся таким образом, чтобы каждый человек, сидящий во внутреннем круге, находился лицом к лицу с человеком из наружного круга. Таким образом, образуются пары.
  2. Каждый игрок получает листок с незаконченными предложениями (см. Приложение).
  3. Сначала партнеры должны продолжить первое незаконченное предложение из списка и выслушать варианты друг друга. Их беседа должна продолжаться не более 2-3 минут.
  4. Затем игроки внешнего круга пересаживаются на стул, стоящий слева °т них, так что у каждого теперь новый партнер. Далее они продолжают уже второе предложение из списка. Участники двигаются по кругу До тех пор, пока не пройдут его полностью.

В конце упражнения можно обсудить следующие вопросы: * Часто ли вы испытывали сходство с другими участниками, часто ли испытывали различие?

  • Удивил ли меня кто-нибудь?
  • Когда совпадение мнений было для меня важным?
  • Какие ценностные конфликты наблюдаются в этой группе?

Приложение к упражнению "Ценности"
1.0т хорошей команды я жду, что...
2.Руководитель команды должен прежде всего...
З.Я не выношу, когда кто-нибудь в группе...
4.Я чувствую себя угнетенным, когда...
5.В группе я прежде всего хочу...


6.Я чувствую себя лучше всего, когда другие...
7.0т менеджера я жду...
8.Я бы хотел, чтобы политики наконец...
9.Я никогда не...
10.Родители обязаны...
11.Я надеюсь, что мои дети...
12.Мир был бы устроен лучше, если бы...
13. Больше всего я опасаюсь того, что...
14.Мне совершенно все равно, когда...
15.Еще бы я хотел в своей жизни...
16.Мне нравятся люди, которые...
17.Я злюсь, когда...
18.Я нахожу ситуацию сложной, угнетающей, когда... 19.Я требую от себя, чтобы я... 20.Когда я совершаю ошибку, я... 21.Перемена это...

2 2. Учиться значит...
23.Если бы я мог пожелать что-то одно, я пожелал бы... 24.0т мужчин я ожидаю... 25.0т женщин я ожидаю... 26.

Деньги значат для меня...
27.Я считаю, что я достоин уважения, потому что я...
28.Мне сложно простить человека, если...
29.Я хотел, чтобы после моей смерти...
30.Природа для меня значит...
31.Никто не имеет права говорить обо мне, что я...
32. Больше всего меня обязывает...
33.Лучше всего я чувствую и понимаю людей, которые...
Без слов
15 минут
Э
то очень веселая, полная юмора игра. Участники должны выстроить-ся в ряд по размеру обуви. Звучит тривиально, и Вы, возможно, решите, что задание это бессмысленно.

Но проведите этот эксперимент и посмотрите, что будет в конце. Часто простые задания доставляют группе наибольшее удовольствие. К тому же при выполнении этого задания необходимо соблюдать два правила: все играют с закрытыми глазами и не разговаривают друг с другом. Это усложняет задачу, одновременно делая упражнение более эффективным. Игра выявляет индивидуальные особенности поведения участников, что делает нашу жизнь разнообразнее и пробуждает нашу творческую энергию.

Поэтому упражнение может послужить группе хорошим импульсом для развития. Об этом Вы можете сказать в начале эксперимента.
1. Игроки встают в шеренгу, плечом к плечу. Раздайте всем повязки или попросите закрыть глаза.

  1. Придумайте "легенду", например: "Некто проник в кухню здания, в котором проводится конференция. Полиция обнаружила отпечатки следов. Через четверть часа прибыл комиссар полиции и решил проверить, не совпадают ли эти следы с размером ботинок кого-нибудь из присутствующих. Чтобы облегчить работу комиссару, вся группа должна выстроиться в ряд по размеру обуви. Разговаривать запрещается".
  2. Отметьте, что это задание требует сообразительности и концентрации.
  3. Когда группа справится с заданием, скажите участникам, сколько времени ушло на это. Затем задайте следующие вопросы:
  • Понравилось ли мне принимать участие в этом упражнении?
  • Что меня поразило?
  • Насколько дружелюбной была установка, с которой группа работала над заданием?
  • Что вы делали, чтобы все-таки решить поставленную задачу?
  • Какую роль взял на себя каждый?
  • Кто был зачинщиком, кто дурачился, кто организовывал процесс, кто его контролировал и т. д.?

Похожие и разные
30 минут
Д
ля эффективной работы команде нужны участники с разными тем- пераментами, характерами, ценностями и талантами. Эти различия создают энергию, которая помогает решать разнообразные задачи. С другой стороны, в коллективе, безусловно, должно быть и достаточное соответствие характеров.

Соотношение сходства и различий редко бывает идеальным, и поэтому очень важно, чтобы члены коллектива могли свободно говорить на эту тему. Только тогда в группе будет создаваться атмосфера толерантности возможно, важнейшего фактора для совместной работы. Упражнение предоставляет участникам возможность поговорить обо всем этом.

  1. Каждый участник получает бумагу и карандаш. На листе он пишет имя того человека в группе, который, как ему кажется, похож на него больше всего, и того, кто совершенно на него не похож по темпераменту, установкам, поведению и характеру.
  2. Затем каждый участник сообщает имена двух человек, которых он выбрал, и кратко рассказывает, почему он это сделал.
  3. В заключительной дискуссии все участники могут кратко прокомментировать произошедшее и обсудить следующие вопросы:
  • Насколько верно каждый воспринимает себя и окружающих?
  • Насколько высока степень настоящих сходств и различий и насколько велика степень проекций?
  • Имеют ли выбранные персоны некоторое символическое значение? Возможно, они вызывают воспоминания об отношениях в семье, о дружбе или работе то есть напоминают людей, с которыми выбравшему их человеку доводилось встречаться в жизни?
  • Каких членов группы особенно часто выбирали другие участники, каких очень редко? Что означает такая разная частота выбора?
  • Как ощущали себя выбранные участники? Был ли выбор адекватен, по их мнению?
  •  

Все, некоторые, никто
2 часа
Различия и сходства оживляют человеческие отношения. В детстве мы замечаем только наши отличия от других и считаем себя совершенно уникальными. Будучи подростками и молодыми людьми, мы стремимся к проявлению своей индивидуальности.

Чем старше мы становимся, тем больше общего мы находим с другими, чувствуем возрастающую связь между нами и остальными людьми и стараемся найти баланс между своей индивидуальностью и интересами других.



Содержание раздела