ЦЕННОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Ассоциации
30 минут
Это упражнение подходит для небольшой группы (восемь-двенадцать человек), участники которой уже хорошо знают друг друга. Его следует проводить не раньше чем во второй половине тренинга. Обычно всем участникам бывает интересно узнать, как их воспринимают остальные.
Ценности
30 минут
Сходные ценности образуют между членами группы невидимые свя-зи, различие в системе ценностей разделяет людей и приводит к конфликтам между ними. Обычно мы можем многое простить человеку, с которым чувствуем общность взглядов. Но в общении с человеком, чья система ценностей отличается от нашей, мы часто чувствуем дискомфорт и соответственно испытываем раздражение и высказываем недовольство.
Например, если кто-то из членов группы постоянно опаздывает на занятия, рано или поздно это неминуемо вызовет раздражение и недовольство у людей пунктуальных. В предлагаемом упражнении участники смогут высказаться о своих ценностях и обнаружить друг в друге как сходство, так и различия. Для проведения этого упражнения Вам понадобятся листы с написанными на них незаконченными предложениями (см.
Приложение к данному упражнению) по одному на каждого участника.
В конце упражнения можно обсудить следующие вопросы: * Часто ли вы испытывали сходство с другими участниками, часто ли испытывали различие?
Приложение к упражнению "Ценности"
1.0т хорошей команды я жду, что...
2.Руководитель команды должен прежде всего...
З.Я не выношу, когда кто-нибудь в группе...
4.Я чувствую себя угнетенным, когда...
5.В группе я прежде всего хочу...
6.Я чувствую себя лучше всего, когда другие...
7.0т менеджера я жду...
8.Я бы хотел, чтобы политики наконец...
9.Я никогда не...
10.Родители обязаны...
11.Я надеюсь, что мои дети...
12.Мир был бы устроен лучше, если бы...
13. Больше всего я опасаюсь того, что...
14.Мне совершенно все равно, когда...
15.Еще бы я хотел в своей жизни...
16.Мне нравятся люди, которые...
17.Я злюсь, когда...
18.Я нахожу ситуацию сложной, угнетающей, когда... 19.Я требую от себя, чтобы я... 20.Когда я совершаю ошибку, я... 21.Перемена это...
2 2. Учиться значит...
23.Если бы я мог пожелать что-то одно, я пожелал бы... 24.0т мужчин я ожидаю... 25.0т женщин я ожидаю... 26.
Деньги значат для меня...
27.Я считаю, что я достоин уважения, потому что я...
28.Мне сложно простить человека, если...
29.Я хотел, чтобы после моей смерти...
30.Природа для меня значит...
31.Никто не имеет права говорить обо мне, что я...
32. Больше всего меня обязывает...
33.Лучше всего я чувствую и понимаю людей, которые...
Без слов
15 минут
Э
то очень веселая, полная юмора игра. Участники должны выстроить-ся в ряд по размеру обуви. Звучит тривиально, и Вы, возможно, решите, что задание это бессмысленно.
Но проведите этот эксперимент и посмотрите, что будет в конце. Часто простые задания доставляют группе наибольшее удовольствие. К тому же при выполнении этого задания необходимо соблюдать два правила: все играют с закрытыми глазами и не разговаривают друг с другом. Это усложняет задачу, одновременно делая упражнение более эффективным. Игра выявляет индивидуальные особенности поведения участников, что делает нашу жизнь разнообразнее и пробуждает нашу творческую энергию.
Поэтому упражнение может послужить группе хорошим импульсом для развития. Об этом Вы можете сказать в начале эксперимента.
1. Игроки встают в шеренгу, плечом к плечу. Раздайте всем повязки или попросите закрыть глаза.
Похожие и разные
30 минут
Д
ля эффективной работы команде нужны участники с разными тем- пераментами, характерами, ценностями и талантами. Эти различия создают энергию, которая помогает решать разнообразные задачи. С другой стороны, в коллективе, безусловно, должно быть и достаточное соответствие характеров.
Соотношение сходства и различий редко бывает идеальным, и поэтому очень важно, чтобы члены коллектива могли свободно говорить на эту тему. Только тогда в группе будет создаваться атмосфера толерантности возможно, важнейшего фактора для совместной работы. Упражнение предоставляет участникам возможность поговорить обо всем этом.
Все, некоторые, никто
2 часа
Различия и сходства оживляют человеческие отношения. В детстве мы замечаем только наши отличия от других и считаем себя совершенно уникальными. Будучи подростками и молодыми людьми, мы стремимся к проявлению своей индивидуальности.
Чем старше мы становимся, тем больше общего мы находим с другими, чувствуем возрастающую связь между нами и остальными людьми и стараемся найти баланс между своей индивидуальностью и интересами других.