d9e5a92d

Деловая психология. Общая психология

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.


Предметом изучения психологии
Общая психология

Социальная психология
Социальная психология 2

Главная задача

Социальная психология 3
Социальная психология 4

Психодиагностика 
Методы психологии
Метод 

Наблюдение 
Наблюдение 2

Психологический эксперимент 
Тест-опросник
Естественный эксперимент
Моделирование как метод

Современная психология: ее задачи и место в системе наук
Современная психология 2
Современная психология 3
Современная психология 4

Психика и ее развитие
Психика и ее развитие 2

Психика

Нервная система
Нервная система 2

Периферическая нервная система 

Центральная нервная система
Центральная нервная система 2

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
Психика и мозг человека 2
Психика и мозг человека 3
Психика и мозг человека 4
Психика и мозг человека 5

Тест №1
Тест №1 (2)

Психические познавательные процессы
Психические явления
Психические процессы
Тест №2
Ощущения
Внешние ощущения
Двигательные ощущения
Все ощущения имеют общие законы
Восприятие

Константность
Константность 2

Тест №3

Внимание
Внимание 2

Характеристики внимания
Концентрация
Переключаемость
Виды внимания
Тест №4
Память
Наследственная память
Прижизненная память
Запечатлевание
Двигательная память
Одна из форм образной памяти - зрительная
Эмоциональная память
Символическая память
Тест №5

Мышление
Мышление 2
Мышление 3

Тест №6

Речь
Речь 2
Речь 3
Речь 4

Требования к речи
Требования к форме речи
Воображение
Виды воображения
Функции воображения
Деятельность и сознание личности

Сознание 
Сознание 2
Сознание 3
Сознание 4

Деятельность
Деятельность 2

Навыки

Личность и ее понимание
Личность и ее понимание 2
Личность и ее понимание 3
Личность и ее понимание 4

Способности
Способности 2
Способности 3
Способности 4

Тест №7
Тест №7 (2)
Тест №7 (3)

Мотивационная сфера личности
Мотивационная сфера личности 2
Мотивационная сфера личности 3

Мотив
Мотив 2

Гибкость мотивационной сферы
Интерес
Задача

Желания и намерения
Желания и намерения 2

Ценности
Дружба

Любовь 
Любовь 2
Любовь 3

Устойчивые отношения
Устойчивые отношения 2

Смысл жизни
Тест №8
Эмоциональная и волевая сферы личности
Эмоции
Аффект
Настроение
Чувство 
Страсть

Стресс
Стресс 2

Страх
Удовольствие, радость, счастье 

Тест №9
Тест №9 (2)

Воля
Неволевые действия
Целеустремленность
Самообладание 
Самостоятельность
Решительность 
Настойчивость 
Энергичность 
Инициативность 
Исполнительность 
Тест №10
Биологический фундамент личности

Темперамент
Темперамент 2
Темперамент 3
Темперамент 4
Темперамент 5
Темперамент 6
Темперамент 7
Темперамент 8

Тест №11
Тест №11 (2)

Деловая психология. Индивидуальные особенности личности

Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.


Характер
Характер 2
Характер 3
Характер 4
Характер 5
Характер 6
Характер 7

Гипертимный (или гиперактивный) характер
Аутистический характер
Лабильный характер
Демонстративный характер
Психастенический характер
Застревающий характер
Конформный характер
Неустойчивый характер
Циклоидный характер

Тест №12
Тест №12 (2)
Тест №12 (3)

Способности и роли личности

Способности
Способности 2

Задатки
Одаренность

Мастерство
Мастерство 2

Тест №13
Тест №13 (2)

Роль
Конвенциональные роли
Неформальные роли
Тест №14

Опорный «скелет» личности
Опорный «скелет» личности 2
Опорный «скелет» личности 3

Автономный тип
Симбиотический тип
Импульсивный тип
Конформный тип

Действенная позиция
Действенная позиция 2

Тест №15
Тест №15 (2)

Тест №16
Тест №16 (2)
Тест №16 (3)
Тест №16 (4)
Тест №16 (5)

Тест №17
Психология и этика делового общения
Содержание
Цель общения
Средства
Формы общения
Межличностное
Императивное
Манипуляция
Диалогическое
Коммуникативная сторона общения

Невербальная коммуникация
Невербальная коммуникация 2

Тест №18

Аттракция
Аттракция 2

Барьеры общения
Нерефлексивное слушание
Рефлексивное слушание
Техника общения
Тест №19

Психологические особенности делового общения
Психологические особенности 2
Психологические особенности 3
Психологические особенности 4

Расстояние
Улыбка,

Взгляд
Взгляд 2

Язык жестов
Тест № 20

Психологические и этнические нормы и принципы делового общения
Психологические и этнические нормы 2

Соединенные штаты америки
Соединенные штаты америки 2

Франция
Франция 2

Великобритания
Великобритания 2

Германия
Венгрия
Италия
Испания
Швеция

Россия
Россия 2

Китай

Япония
Япония 2
Япония 3
Япония 4

Республика корея
Арабские страны

Тест №21
Тест №21 (2)

Группа и ее структурная организация
Структура группы
Статус (или позиция)
Малая социальная группа

Социометрическая структура
Социометрическая структура 2
Социометрическая структура 3

Коммуникативная структура группы
Иерархическая структура
Структура социальной власти в малой группе
Лидерство в группе
Виды лидерства
Руководство

Тест №22
Тест №22 (2)
Тест №22 (3)
Тест №22 (4)
Тест №22 (5)
Тест №22 (6)

Характеристика групповых процессов
Групповые нормы
Конформизм
Референтная группа
Привлекательность
Межличностная совместимость 
Функционально-ролевая совместимость 
Срабатываемость 
Сплочение группы 
Особенности групповых целей
Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе
Проблемы социально-психологической адаптации

Адаптация
Адаптация 2

Физическое совершенство
Здоровье 
Тревога
Тревожный ряд
Эффективность психической адаптации
Процесс адаптации

Тест № 23
Тест № 23 (2)
Тест № 23 (3)
Тест № 23 (4)
Тест № 23 (5)

Общественное мнение в коллективе
Общественное мнение 2

Деловая психология. Общественное мнение

Это выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы.

Существенно необходимо также и то, чтобы каждое из лиц, потенциально являющихся носителями (или выразителями) конкретного мнения, претендующего по своей значимости на общественное, имело более или менее определенное сознание относительно тождественности суждений, которых оно придерживается, с суждениями, которых придерживаются другие; если бы каждое из них считало себя изолированным в своей оценке, то ни одно из них не чувствовало бы себя и не было бы сжато в более тесной ассоциации с подобными себе, бессознательно подобными. Для того же, чтобы это сознание сходства идей могло существовать среди членов какого-нибудь общества, не нужно ли, чтобы причиной этого сходства было провозглашение словесное или письменное, или при помощи прессы, какой-нибудь идеи, сначала индивидуальной, а потом превратившейся постепенно в общее достояние? Превращением индивидуального мнения в мнение общественное, в "мнение", общество обязано было в древности и в средние века публичному слову, в наше время – прессе, но во все времена и прежде всего – частным разговорам.

Нередки такие ситуации, когда бывает два мнения одновременно по поводу конкретно возникающей задачи. Только одному из них довольно быстро удается затмить другое своим более стремительным и более ярким сиянием или же тем, что оно, несмотря на свое меньшее распространение, бывает более шумным.

Во всякую эпоху, даже наиболее варварскую, существовало мнение, но оно глубоко разнится от того, что мы называем этим именем. В клане, в трибе, в древнем городе, даже и в городе средних веков все люди знали лично друг друга и когда, благодаря частным разговорам или речам ораторов, какая-нибудь идея утверждалась в умах, она не представлялась чем-то вроде свалившегося с неба камня безличного происхождения и вследствие этого еще более обаятельной; каждый представлял её себе связанной с тем тембром голоса, с тем лицом, с той знакомой личностью, откуда она к нему пришла, и это придавало ей живую физиономию. В силу той же причины она служила связью только между теми людьми, которые, ежедневно встречаясь и разговаривая друг с другом, не заблуждались насчет других.

Пока протяженность государств не переходила через стены города или, по крайней мере, через границы маленького кантона, мнение, образовавшееся таким образом, оригинальное и сильное, сильное иногда даже против самой традиции, в особенности же против индивидуального разума, играло в управлении людьми преобладающую роль, роль хора в греческой трагедии, ту роль, которую современное мнение совершенно другого происхождения стремится в свою очередь завоевать в наших больших государствах или в наших огромных все растущих федерациях. Но в тот необыкновенно длинный промежуток, который разделяет эти две исторические фазы, значение мнения страшно падает, что объясняется его дроблением на местные мнения, не связанные между собой обычной соединительной чертой и игнорирующие друг друга.

В феодальном государстве в средние века каждый город, каждое местечко имело свои внутренние разногласия, свою отдельную политику и потоки идей или же, скорее, вихри идей, которые кружились на одном месте в этих закрытых местах, столько же разнясь друг с другом, сколько были чужды и безразличны друг другу, по крайней мере, в обыкновенное время. Не только в этих отдельных местностях местная политика поглощала все внимание, но даже когда в слабой степени интересовались национальной политикой, ею занимались только между собой, составляли себе только смутное представление о том, каким образом разрешались одни и те же вопросы в соседних городах. Не было "мнения", но были тысячи отдельных мнений, не имеющих никакой постоянной связи между собой.

Эту связь могли образовать только вначале книга, а затем - с гораздо большей силой - газета. Периодическая печать позволила этим первоначальным группам единомышленных индивидуумов образовать второстепенный и вместе с тем высшего порядка агрегат, единицы которого входят в тесное общение между собою, никогда не видев и не знав друг друга (заочно), голоса могут только считаться, но не взвешиваться. Пресса, таким образом, бессознательно способствовала созданию силы количества и сокращению силы характера, если не разума.

Этим же самым ударом она уничтожила те условия, которые делали возможной абсолютную власть правителей. Действительно, этой последней в большой мере благоприятствовало дробление мнения по местам. Больше того, она находила в этом свое право на существование и свое оправдание.


Общественное мнение 4
Общественное мнение 5
Общественное мнение 6
Общественное мнение 7

Понятие конфликта, его сущность
Конфликт

Эскалация конфликтогенов
Эскалация конфликтогенов 2

Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт 
Распределение ресурсов
Взаимозависимость задач
Различия в целях.
Различия в способах достижения целей
Неудовлетворительные коммуникации
Различия в психологических особенностях
Итак, формула первая
Вторая формула конфликта:

Тест №24
Тест №24 (2)
Тест №24 (3)

Поведение в конфликтах
Дисфункциональные последствия конфликтов
Четкая формулировка требований
Использование координирующих механизмов
Становление общих целей, формирование общих ценностей
Система поощрений

Тест №25
Тест №25 (2)
Тест №25 (3)

Стратегии поведения
Избегание
Уступка
Противоборство
Компромисс
Сотрудничество
Управление конфликтами
Агрессивность
Пассивный способ
Активные способы
Логический способ
Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия
Разрешение конфликта с учетом его целей

Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний
Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников
Разрешение конфликта с учетом его динамики
Конфликтная личность - демонстративный тип
Конфликтная личность - ригидный тип
Конфликтная личность – неуправляемый тип
Конфликтная личность – сверхточный тип
Конфликтная личность – бесконфликтный тип
Стресс и его особенности

Стресс
Стресс 2
Стресс 3

Невроз
Невроз 2
Невроз 3
Невроз 4

Тест №26
Тест №27

Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики
Профессионально-этнические принципы 2

Объективные тесты
Шкальные техники
Индивидуально-ориентированные техники
Проективные техники
Диалогические техники
Задача
Надёжность теста
Валидность
Надёжность
Репрезентативность критериальных тестов
Процентильная шкала
Стандартизация шкалы

Тест №28
Тест №28 (2)

Эвристические методы решения творческих задач
Эвристические методы 2

Метод «мозгового штурма»
Прямая "мозговая атака"
Массовая "мозговая атака"

"Мозговой штурм" - диалог с деструктивной отнесенной оценкой
"Мозговой штурм" - диалог с деструктивной отнесенной оценкой 2

Метод эвристических вопросов

Метод многомерных матриц
Метод многомерных матриц 2

Метод свободных ассоциаций
Метод инверсии
Метод эмпатии (метод личной аналогии)

Метод синектики
Метод синектики 2

Метод организованных стратегий
Стратегии функционально-целевого анализа
Стратегии анализа противоречия
Стратегии преодоления барьера (препятствия)
Стратегии использования информации
Стратегии поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной
Стратегии оценочных суждений
Стратегии принятия решения

Тест №29
Тест №29 (2)

Личность и коллектив как объекты управления
Личность и коллектив 2
Личность и коллектив 3
Личность и коллектив 4
Личность и коллектив 5
Личность и коллектив 6
Личность и коллектив 7

Социально-психологический климат
Социально-психологический климат 2

Воздействия со стороны макросреды
Воздействия со стороны микросреды

Личность и коллектив как субъекты управления
Личность и коллектив 2
Личность и коллектив 3
Личность и коллектив 4
Личность и коллектив 5
Личность и коллектив 6
Личность и коллектив 7
Личность и коллектив 8
Личность и коллектив 9

Взаимодействие субъекта и объекта управления
Взаимодействие субъекта и объекта управления 2
Взаимодействие субъекта и объекта управления 3
Взаимодействие субъекта и объекта управления 4
Взаимодействие субъекта и объекта управления 5

Типы руководителей
Тип Б
Тип В
Тип Г

Тест №30
Искусство управлять людьми
Стиль управления коллективом
Авторитарный
Коллегиальный
Плановый
Авральный
Либеральный
Регламентирующий
Перестроенный
Консервативный
Дипломатический
Документальный
Лидерский
Административный
Творческий
Принцип инструкции
Узловые механизмы управленческого процесса

Деловая психология. Принятие решений

Принятие решений в ряде случаев приобретает специфические признаки в зависимости от вида проблемной ситуации и условий управленческой деятельности.

Различают три вида проблемных ситуаций:

1. Детерминированные. Это ситуации, в которых события и явления увязаны линейной причинно-следственной связью (самый простой пример: если солнце садится, скоро будет темно).

2. Вероятностные. Это ситуации, в которых наступление того или иного события, проявление свойства может осуществиться с той или другой степенью вероятности (например: падающая монета или кубик с цифрами).

3. Стратегические. Это ситуации, в которых определенное явление может или должно произойти в отдаленном будущем (например: выполнение годового плана, получение диплома, защита диссертации и т. д.).

В реальной жизни все эти виды ситуаций могут переплетаться между собой на оси времени и событий и определяют движение управленческой информации в разных конкретных циклах и стадиях.

Управленческие решения могут различаться по ряду признаков. На их основе составляются варианты классификации решений.

 

Составим одну из них по следующим признакам:

1) по степени охвата и сложности объекта;

2) по длительности времени, в течение которого действует принятое решение. В этой связи решения могут быть кратковременные, или оперативные, и долговременные. Можно говорить о том, что особенности поставленных целей обусловливают тактические и стратегические ориентиры управления;

3) по значению, месту и роли решения в жизни общества. Одни решения затрагивают коренные проблемы всего общества (пример: передача власти органам самоуправления), другие затрагивают отдельные стороны каких-либо сфер жизни регионов или подразделений;

4) по объему и направленности решений. Одни формируют общую цель, другие могут быть более конкретными и детализированными;

5) по степени директивности выполнения. В этом измерении решения могут варьировать от строго обязательных до советов и пожеланий.

 

Любое управленческое решение в процессе его выработки, принятия и передачи к исполнению должно отвечать некоторым важным требованиям, которые необходимо учитывать руководителям.


Принятие решений 2
Принятие решений 3
Принятие решений 4

Тест №31
Тест №31 (2)

Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
Установления контакта
Ориентация
Эмпатия
Идентификация
Рефлексия
Процесс общения
Умение выйти из контакта
Внимание
Ведение. Рассадка
Проведите анализ переговоров после их завершения

Тест №32
Тест №32 (2)
Тест №32 (3)

Стиль 1
Стиль 2 
Стиль 3
Стиль 4 

Как лучше строить деловое общение, если:
Мотивы
Мотив-долг
Мотив-потребность
Мотив-интерес
Мотив-привычка
Мотив-каприз
Индивидуально-половые особенности
Общительность-замкнутость

Вздорный человек, "нигилист"
Позитивный человек
Всезнайка
Болтун
Трусишка
Хладнокровный неприступный собеседник
Незаинтересованный собеседник
"важная птица"
Почемучка

Тест №33
Тест №33 (2)

Этикет в деятельности современного делового человека
Управленческая этика
Этикет
Манеры
Деликатность
Тактичность и чуткость
Скромность
Англия
Германия
Испания
Голландия
Азиатские страны

Светский этикет 
Светский этикет 2
Светский этикет 3
Светский этикет 4 

Тест №34
Тест №34 (2)
Тест №34 (3)

Способы психологической защиты
Способы психологической защиты 2

Отрицание
Вытеснение
Проекция
Идентификация
Рационализация
Замещение
Изоляция, или отчуждение
Тест №35
Вместо заключения
Тест №36
Интерпретация тестов и опросников

Тест № 1.
Тест № 2. 
Тест № 3. 
Тест № 4. 
Тест № 5
Тест № 6. 

Тест № 7. 
Тест № 7 (2)

Тест № 8.
Тест № 9.
Тест № 10.

Тест № 11.
Тест № 11 (2)
Тест № 11 (3)

Тест № 12.
Тест № 12 (2)

Тест № 13.
Тест № 14.
Тест № 15.

Тест № 16.
Тест № 16 (2)

Тест № 17.
Тест № 18.
Тест № 19.
Тест № 20.
Тест № 21.
Тест № 22.

Тест № 23.
Тест № 23 (2)

Тест № 24.
Тест № 25.
Тест № 26.
Тест № 27.
Тест № 28.
Тест № 29.
Тест № 30.
Тест № 31.
Тест № 32.
Тест № 33.
Тест № 34.
Тест № 35.
Тест № 36

Краткий словарь психологических терминов
А
Б
В
Г
Д
Ж
3
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Э

там
Спавочник командной строки там