Наиболее важно соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является основным усло- вием расширенного воспроизводства. Чем выше доля валового накопления, тем выше темпы роста экономики.
Для совет- ской экономики была характерна норма валового накопления в 30 40 % ВВП. В дальнейшем эта норма снизилась и в 1990 г. в России была на уровне 20,7 %. Структурная перестройка российской экономики осуществляется в условиях дефицита инвестиций.
За счет сокращения инвестиций можно временно расширить объем потребления, в особенности если удастся повысить эффективность капиталовложений. Однако в перспективе свертывание инвестиционных программ может отрицательно ска- заться на общей динамике народного хозяйства.
В развитых странах сложились нестабильные пропорции между накоплением и потреблением. Многое зависит от цик- лической экономической конъюнктуры.
Чаще всего накопление колеблется в пределах 15 20 % национального дохода. Од- нако, например, в Японии в отдельные годы норма накопления была более 30 %.
Региональная структура есть совокупность пропорций, которые характеризуют размещение производительных сил по
регионам. Она отражает территориальное разделение труда в рамках отдельной страны и выражается долей территорий в произведенном ВВП.
В условиях глубокого общественного разделения труда возникают постоянно действующие связи по выпуску опреде-
ленных видов продукции, т.е. складывается производственная кооперация. Как правило, кооперативные связи соответствуют географическому размещению производительных сил и обеспечивают минимальные затраты на грузоперевозки.
Региональная политика страны должна быть направлена на преодоление депрессивного состояния отдельных регионов
и выравнивания их социально-экономического развития, обеспечение достаточно высокого уровня жизни населения в каж-
дом регионе, стабилизацию социально-экономического положения в районах с суровыми климатическими условиями.
Внешнеторговая структура характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте. Она яв- ляется своеобразным зеркалом структуры национальной экономики. Для промышленно развитых стран характерен высокий удельный вес экспорта конечной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции. В экспорте большинства развивающихся стран преобладают сырьевые товары, энергоносители, продукты экологически вредных производств.
В то же время эти го- сударства активно закупают оборудование, машины, транспортные средства, широко используя преимущества международ- ного разделения труда.
Структура экспорта в России близка к структуре экспорта развивающихся стран.
Экономическая структура не остается раз и навсегда данной. Она подвергается перестройке в результате изменений в норме прибыли и использования государственных рычагов для ускорения прогрессивных структурных сдвигов.
Резкие изменения структуры могут приводить к глубоким и острым последствиям, охватывающим как национальную,
так и мировую экономику.
Перестройку экономической структуры по рыночному варианту целесообразно начинать тогда, когда в экономике со- зревает сама рыночная основа. Государство должно помогать перестройке структуры в экономике, формированию опти- мальных соотношений спроса и предложения.
Поскольку сегодня рыночные основы в экономике России созданы, определенные шаги в области структурной пере-
стройки уже можно предпринимать. Для этого страна должна:
1. Найти свое лицо в мировой экономике. Необходимо разработать производственную модель, которая определяет спектр основных направлений международной специализации страны с открытой экономикой.
2. Отработать систему экономических методов воздействия на отрасли народного хозяйства, в том числе путем прива-
тизации, а также дифференцированной поддержки частного сектора в разных отраслях.
Главной задачей структурной перестройки переходного периода является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Меры государства по структурной перестройке создают условия для устойчивого экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
8.7. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики
Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности, а также технологического уровня продукции. Отечественные предприятия не смогли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т.е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции , хотя мно- гие виды продукции можно было дешевле покупать за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Экономическая теория утверждает, что закрытость экономики ведет к упадку промышленности и экономической отсталости.
С автарки- ческой экономикой нет ни одной развитой страны.
Современная стадия интернационализации производства и капитала выражается в резком расширении масштабов дея-
тельности транснациональных банков в развитии интеграционных экономических процессов. Мировая экономика перешла в новое качество, позволяющее говорить о начале следующего этапа интернационализации, называемого глобализацией.
Представления о глобализации экономических процессов стали доминировать тогда, когда в странах Запада начался ус-
тойчивый экономический подъем, сопровождаемый бурным ростом и распространением новых информационных и элек- тронных технологий. Благодаря этим технологиям резко ускорилось свободное движение товаров и услуг, но что особенно важно, свободное движение идей и капиталов, перемещение огромных масс финансовых средств. Рост транснациональных корпораций и их контроль за производством подавляющего большинства новых высокотехнологичных товаров позволяют говорить не только о финансовой, но и о производственной, а также инфраструктурной глобализации, о финансовых, товар- ных, производственных потоках, которые пронизывают ставшие прозрачными границы.
Особенно это касается прямых ка- питаловложений, финансовых операций, процесса глобализации финансовых рынков, что привело к тесной взаимосвязи ме- жду движением валютных курсов, банковским процентом и корректировками акций в разных странах. Все это часто тракту- ется как наступление принципиально нового состояния мировой экономики, для которой характерны черты глобализации, слияние экономик отдельных стран в общемировую экономику. Слияние экономик осуществляется не только посредством
торговли, но и на основе расширения сети транснациональных экономических отношений, созревания социальных общепла- нетарных условий для формирования интегрированных связей, общемировых программ, проектов и т.д. В законодательных актах стран по целому ряду экономических вопросов уже используется не национальный, а мировой режим.
Таким образом, функционирование национальных экономик выходит за пределы своих территориальных границ и соответственно их эконо- мическая конъюнктура формируется в транснациональных условиях.
В настоящее время идет зарождение качественно нового механизма глобального макрорегулирования, опирающегося на следующие мирохозяйственные связи:
? финансовые (регулирование финансовых потоков на межгосударственном уровне);
? организационные (создание и функционирование различных международных экономических правительственных и неправительственных организаций);
? информационные (сбор экономической информации, необходимой для макрорегулирования, например, через систе-
му национальных счетов и т.д.);
? производственные (процессы интеграции производства на глобальном уровне);
? воспроизводственные (выбор типа, темпов и основных пропорций национальной экономики с учетом включения ее в глобальную экономическую систему).
Динамика современной экономической жизни характеризуется дальнейшим развитием процесса глобализации и фор- мирования на его основе глобальной мирохозяйственной системы. Попытки игнорировать данную объективную тенденцию могут обернуться потерей хозяйственного суверенитета для той страны, которая попытается в одиночку воспрепятствовать втягиванию своего хозяйства в глобальную систему.
Выход видится в создании нескольких взаимодействующих экономи- ческих центров, выражающих интересы групп стран, призванных реализовать политику сбалансированности хозяйственных интересов различных стран.