d9e5a92d

ВВП - системообразующий фактор в экономике


Но в ус ловия х бесконтрольно раст ущих свободных цен , которые реагируют на изменение объе ма денежной массы в о бращении (при отсутствии серьезной конкуренции) , мера по упорядочению скорости денежного обращ ения даст только кратковременный эффект. Экономический рост возможен только при соответствии уровня платежеспособного спроса по отношению к товарному предложению.

Если спрос все время будет отставать от пре дложения, то и товарное предложение будет все время сокращаться , что мы и видим в течение последних пяти л ет. ВВП - системообразующий фактор в экономике , поскольку все остальные являются отражением колебаний объема товаров и услуг и зависят от него. Допустим , что сегодня объем ВВП в стране равен 3000 трлн руб. (3 квадриллиона) , а бюджетные доходы расходы (при 30 % совокупной налоговой ставке) составляют 900 трлн. руб. Если пр и стабильных цена х ВВП уменьшится в реальном выраж ении, к примеру, на 10 % (до 2700 трлн. руб.), то и в казну поступит уже не 900, a 810 трлн. руб. , т.е. бюджет недосчитается 90 трлн.

Чтобы ликвидировать возникший дефицит , во-первых , можно поднять налоговую ставку с 30 до 33.3 % что, однако , снизит возможности развития производст ва. Во-вторых, напечатать и ввести в обращение недостающую сумму , но это еще больше нарушит товарно-денежный баланс и создаст условия для роста инфляции , так как пр и уменьш ившемся ВВП в обращении будет больше денег.

В-третьих, мо жно выпустить ГКО или привлечь средства иностранных кред иторов, но тогда возникнет внутренний и внешний долг, который проблемы не решит , а увеличит его на сумму процен тов. Поскольку взятые у населения под ГКО д еньги б удут выплачены б юджетникам, на следующий год вновь возн икнет вопрос , где взять средст ва на погашени е очер едного д ефицита в 90 трлн. и долга по ГКО с проц ентами.

Конечно , некоторое время мо жно "эффективно" заниматься строительством финансовой пирамиды ГКО, но очевидно , что этот процесс не может продолжаться слишком долго. Могут возра зить , что многие страны имеют приличный внутренний долг и живут без особы х потрясен ий.

Но дело в том, что про блему долга надо рассматривать не сам у по с ебе , а в увязке с общеэкономической сит уа цие й. По сути, сегодня имеется три варианта развития.
Если будут со хранены свободные цены во всех секторах , то при дальнейшем жестком ограничении денежной массы (способствующем снижению инфляци и) в экономике еще ряд лет будет продолжаться спад производства , хотя и меньшими темпами. То есть, попытки сдерж ивать инфляцию будут еще больше уменьшать объ ем ВВП.
Если же при свободных ценах будет в зят курс на финансовое стимулирование экономики , то при реальном росте ВВП мы будем еще неко торое время (до появл ения высококонкурентной среды) жить при достаточно высокой инфляции.
Если ограничить цены на продукцию производителей-монопол истов и добавить наличны х ден ег до уровня сово купной цены всех товаров и услуг, то эта мера за счет оптимального повышения платежеспособного спроса не только смож ет расшить неплат ежи , но и позволит предприятиям самостоятельно обеспечивать прои зводственные циклы без дорогостоящих кредитов коммерческих банков , что автоматически понизит про центн ую ставку. Именно этот вариант является наиболее предпочтит ельным для нынешнего периода развития , поскольку решает одновременно две противор ечивые задачи: снижение инфляции и рост произв одства
Итак, как преодолеть спад и инф ляцию , можно только пут ем ограничения свободных цен во всех секторах с монополизированным производством, одновременно добавив в экономик у (с учетом оборота) столько денег, сколько стоят по нынешним ценам все товары и услуги.
Решение этой задачи вполне согласуется с намеченной на январь 1998 г деноминацией российского рубля, поскольку позволяет достаточно широко варьировать верхний и нижний предел объема необходимой денежной массы. Очевидно, что если деноминацию проводить как чисто техническую меру , то есть вводить ровно столько новых денег , сколько выводить из обращения старых, то эффект от нее будет отрицательный, поскольку за счет округления цен инфляция будет выше предполагаемой и может выхолостить усилия по ее проведению.


Думается , торопимся с чеканкой копеечных номиналов , поскольку деноминируются не четыре , а три нуля. Если даже один из наиболее дешевых массовых продуктов - хлеб - в новом масштабе цен будет стоить около трех рублей , то для какого товара пригодятся копейки. Поскольку одна из задач проведения деноминации видится в достижении населением психологического комфорта, то следовало бы переходить к привычному масштабу 1980-х гг ., который из менился примерно в 10 000 раз.

В таком слу чае была бы оправдана и необходимость чеканки копеек.
Оценивая последствия деноминации, можно заметить , что количество нулей не влияет на изменение экономической с итуации. В качестве примера можно привести и Италию , где на банкнотах также много нулей , но это не мешает стране входить в "семерку " ведущих промышленно развитых стран.

Решающим является вопрос о выборе времени для ее осуществления. Наиболее благоприятным является периода, когда объемы внешнего и внутреннего долга не выше прогнозируемого роста объемов ВВП , в банковской сфере приемлемая для долгосрочных инвестиций кредитная ставка , и низкая инфляция держится не за счет ограничения платежеспосо бного спроса , а за счет высокой конкуренции . Но в данный момент эти факторы в стране отсутствуют, поэтому следует иметь в виду, что последствия деноминации могут измениться под влиянием роста свободных цен в нежелательном направлении

К ВОПРОСУ О ДЕНОМИНАЦ ИИ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ
 
В денежном о бращении страны соз налась критическая ситуация, свя занная с во зможностями государства регулировать денежную массу в обороте и обеспечивать необ ходимый баланс потребностей регионов в наличной денежной массе.
 
Масштабный процесс обналичивания безналичных расчетов, кредитной эмиссии, денежного оборота в целом и совокупной денежкой массы (до 40 % денежной массы находится в наличной рублевой валюте) сопровождается резким смещением наличной массы из одних регионов в другие , нарастающим дефицитом наличности банков для выплат заработной плат ы. В отдельны х регионах , даже являю щихся донорами ф едерального бюджета , ситуация с выплатами зара ботной платы достигла критич еского уровня.
При перенасыщении оборота наличностью, нарастающем дефиците денежной массы в платежно-расчетных связях и сфере сбережения деноминация рубля - необходимая мера. Но в условиях подавления внут реннего совокупного платежеспособного спроса она не встраивается в ситуацию , складывающуюся в сфере денежных отношений , и. главное , не имеет достаточного обоснования с точки зрения долгосрочной перспективы. Поэтому , на наш взгляд , можно ожидать:

  • прои зойдут всплеск долларизации денежного обращения и приток в сф еру накоплений и обращения не менее 10 млрд. долл., в основном за счет понижения золотовалютных резервов ЦБ РФ (они составляют на 1.07.97 г 24 млрд. руб. при 15 млрд. руб. на начало года);
  • соответствующее изъятие из оборота наличности в размере (по золотовалютному каналу) не менее 50 млрд. руб. будет восполнено выпуском в наличный оборот в сумме 50 млрд. руб. новыми деньгами по канал у бюджетных выплат, связанны х с бюджетными долгами,;
  • рост цен на потребительском рынке в связи с повышением спроса на товары вследствие "округления цен" , характерного для всех деноминационных реформ , может составить в течение августа 1997 г - декабря 1998 г около 2 ,5-3 % в среднем за месяц;
  • упорядочение структуры денежной массы , которое связывается с возможным сокращением наличности в обороте вследствие деномина ции (хотя бы с 35-40 до 20-25 % в целях стабилизации расчетов в регионах и преодоления нарастающей "векселизации" расчетов и бартерных операций , принявших угрожающий для экономики характер) , в принципе недостижимо.

Эффект сокращения наличности б удет носить временный характер: возможно , к середине 1998 г, она будет достигать в состав е денежной массы не менее 40-5 0% при ус ловии осу ществления современного курса ускоренного реформирования экономики.



Содержание раздела