Последовательность категорий в теоретической модели не определяется их последовательностью в истории (См. подробнее Маркс К. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т.46. Часть I.) Исходное отношение данного организма нельзя искать за его пределами. Цель исследователя состоит не в применении общих законов диалектики к развитому экономическому организму, а в открытии экономического закона движения современного общества.
Именно такую цель ставит перед собой Маркс в Капитале.
В ранних работах Маркс использовал метод аналогий. Наиболее известный пример – Манифест коммунистической партии, в котором из положения о том, что история обществ была историей борьбы классов, заканчивающейся революционным переустройством всего общественного здания, делается априорный и необоснованный вывод о неизбежности гибели буржуазии и победе пролетариата:
История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов. Отсюда, по методу аналогии, делается необоснованный априорный вывод: Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков.
Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны.
ринцип от простого (абстрактного) к сложному (конкретному).Поскольку отдельное конкретное не может быть началом системы (в организме не существует отдельного конкретного), то остается еще один вариант: рассматривать в качестве простого не конкретное, а абстрактное отношение, абстракцию отдельного конкретного отношения. В биологическом организме в качестве простого абстрактного можно взять клетку вообще, состоящую из ядра и протоплазмы.
Клетка вообще – абстракция, результат абстрагирующего мышления, идеальное. В философии этот метод в сочетании с диалектикой разрабатывался Гегелем, который пришел к выводу, что процесс мышления (идеальное) есть демиург (творец, созидатель) действительного (материальное).
Движение от абстрактного к конкретному – один из моментов познания и построения модели органической целостности. Если это движение берется изолированно, т. е. исследователь, перед которым стоит задача рассмотрения единства многообразного конкретной органической целостности, начинает с абстракции, с идеального, то построение модели не представляется возможным.
Помимо прочего, здесь возникает проблема, аналогичная поиску единственного простого конкретного: необходимо найти и обосновать единственное исходное абстрактное. Абстрактное начало системы получает обоснование в случае, если из него удается вывести всю систему. Обнаружение исходного превращается в основную задачу. Российскими учеными были разработаны характеристики исходного отношения: Предвосхищая дальнейшее развертывание мысли в Капитале, можно было бы дать ряд определений исходной абстракции восхождения. Важнейшие из них следующие: 1.В исходной абстракции отражается такое отношение предмета, которое дальше разложить нельзя, не выходя за рамки данного специфического предмета.
2. В исходной абстракции воспроизводится отношение, являющееся простейшим по сравнению с остальными сторонами изучаемого специфического, предмета. 3.Исходная абстракция отражает зародышевое противоречие, на основе которого и из которого вырастают все другие отношения данного предмета. 4. Исходная абстракция воссоздает исторически первичное отношение предмета. 5. Исходная абстракция отображает простейшее отношение предмета и следовательно, некоторую совокупность различных, многообразных сторон. (Вазюлин В.А.
Логика Капитала. М.:СГУ, 2002.
С.32).
v Генотип - наследственная информация, закодированная в генах - сложных молекулах, находящихся в клетках организма. Существует два смысла термина: 1) генотип как генетическая структура организма по одному или нескольким изучаемым генным локусам; 2) генотип как совокупность всех генов организма.
Маркс не употреблял выражения трудовая теория стоимости, у Маркса нет трудовой теории стоимости не только по форме, но и по существу.
В экономической теории марксизма прилагательное трудовая не случайно. (1) Под трудовой теорией стоимости имеется в виду то, что стоимость – результат годичного труда нации (Смит), т. е. живого труда данного периода. Маркс называет такую теорию догмой Смита, и характеризует ее как баснословную, абсурдную догму, как невероятную ошибку всей политической экономии, начиная со Смита. Если стоимость, как это следует из трудовой теории стоимости классиков – овеществление годичного живого труда, то воспроизводство жизни общества невозможно: в этом случае стоимость общественного продукта равна доходам населения, т. е. не содержит стоимости средств производства, потребленных в данном периоде.
В следующем периоде общество оказывается без предметов и средств труда, необходимых для возобновления производства.
(2) Под трудовой теорией стоимости имеется также в виду трудовая теория меновой стоимости, или цены. По Блаугу, Адам Смит свел применение трудовой теории относительных цен к предположительному грубому и примитивному состоянию общества. Рикардо сделал следующий шаг и показал, что однофакторная теория ценности может, пусть не вполне совершенно, объяснить, как формируются цены в реальном мире. (Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.
М. 1994. С .86.)
Эта теория вменяется Марксу: нашей первой задачей, - пишет Блауг, - будет объяснить, как Маркс использует трудовую теорию ценности для того, чтобы дать определение..относительных цен…. (Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. 1994. С. 207.)
В этом качестве трудовая теория стоимости, или марксистская теория трудовой цены сравнивается и противопоставляется неоклассической теории цены, основанной на предельной полезности (См. Шумпетер СТР.).
Трудовая теория стоимости в этом понимании не имеет никакого отношения к теории стоимости как природы общественного богатства. Теория стоимости несопоставима с теорией цены (трудовой, или основанной на предельной полезности), это качественно различные плоскости исследования.
В исходной аксиоме модели капитала речь идет о стоимости и потребительной стоимости, но не упоминается о цене, которая получает определение на этапе восхождения от абстрактного к конкретному.
vii Кажется правильным начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, следовательно, например в политической экономии, с населения, которое есть основа и субъект всего общественного процесса производства. Однако при ближайшем рассмотрении это оказывается ошибочным. Население - это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит.
Эти классы опять-таки пустой звук, если я не знаю тех основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала и т. д. Эти последние предполагают обмен, разделение труда, цены и т. д. Капитал, например, - ничто без наемного труда, без стоимости, денег, цены и т. д. Таким образом, если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более детальных определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного, данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к некоторой богатой совокупности многочисленных определений и отношений.
Первый путь - это тот, по которому политическая экономия исторически следовала в период своего возникновения. Например, экономисты XVII столетия всегда начинают с живого целого, с населения, нации, государства, нескольких государств и т. д., но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют некоторые определяющие абстрактные всеобщие отношения, как разделение труда, деньги, стоимость и т. д. Как только эти отдельные моменты были более или менее зафиксированы и абстрагированы, стали возникать экономические системы, восходившие от простейшего - труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т. д. - к государству, международному обмену и мировому рынку. Маркс К. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46.
Часть I. С. 36- 37.
viii ыделение структурных уровней модели капитала методом последовательной абстракции.Выделяются три крупных структурных уровня анализа: начальный - Процесс капиталистического производства, взятый в целом, где рассматривается и производство и обращение.