Введение. Модель общественного богатства: исходные условия и метод построения
Модель общественного богатства – это модель воспроизводства материальной жизни индивидов и общества.
Критика экономической теории марксизма, основанной на трудовой теории стоимости, дается по ходу исследования.
Предмет и метод
Годичный общественный продукт как огромное скопление товаров, богатство народов – материальное условие воспроизводства жизни индивидов и общества. Но предметом исследования является не общественное богатство как таковое.
Предмет исследования – совокупность отношений индивидов к природе и к друг другу, или отношений, при которых они производят богатство и воспроизводят свою жизнь, т. е. совокупность производственных отношений, образующих экономическую структуру общества (экономический базис).
В теоретической модели конкретные производственные отношения отражены научными категориями (цена, прибыль, рента и т. д.).
Примеры производственных отношений
В совокупность производственных отношений входят все отношения, опосредующие воспроизводство материальной жизни. Для того чтобы жить, необходимо потреблять. В рыночной экономике предметы потребления являются товарами и приобретаются на рынке. Состав предметов потребления определен историческими условиями, хотя и различен в каждый момент времени.
Представим ситуацию: покупатель собирается приобрести и приобретает автомобиль. Какие производственные отношения необходимы для того, чтобы автомобиль перешел в руки покупателя и вошел в процесс потребления? Прежде всего это отношение человек – вещь. Автомобиль – полезная вещь, удовлетворяющая человеческую потребность.
Покупатель выбирает автомобиль, исходя из своих потребностей. Но он должен купить автомобиль по определенной цене, заплатив деньги, т. е. вступает в отношение с продавцом в качестве покупателя (отношение человек – человек).
За спиной продавца обнаруживается целая сеть производственных отношений. Для того чтобы автомобиль появился у продавца, тот должен вступить в отношения с торговыми посредниками, получающими торговую прибыль, либо непосредственно с производителем. Головное предприятие осуществляет сборку, комплектующие производят предприятия-поставщики, представляющие практически все отрасли народного хозяйства. Чтобы произвести деталь или осуществить сборку, предприятия должны нанять работников соответствующей квалификации и закупить на рынке товары – средства производства (необходимое сырье, вспомогательные материалы, оборудование и т. п.). Дл капиталистического способа производства характерно, что занятые получают заработную плату, а владельцы предприятий – прибыль.
Предприниматели могут использовать заемные денежные средства, кредит, уплачивая процент, они также должны выплачивать земельную ренту собственникам земли.
За спиной покупателя также сеть отношений. Деньги могут представлять различные виды доходов – заработную плату, прибыль, процент, ренту.
Автомобиль можно купить в кредит.
Каждый отдельный акт купли-продажи скрывает совокупность многообразных производственных отношений.
Для построения модели берется вся совокупность производственных отношений, опосредующих воспроизводство жизни индивидов и общества, конгруэнтных данному общественному организму. В этом отличие модели общественного богатства от экономической теории марксизма, которая сводила производственные отношения к отношениям непосредственного производства, а последние – к отношениям эксплуатацииiii.
Общество – живой, развивающийся организм. Совокупность отношений, при которых индивидуумы производят богатство и воспроизводят свою жизнь, – есть общество, рассматриваемое с точки зрения его экономической структуры1. Общество, с экономической точки зрения, – органическая целостность.
Этим и определяется метод построения модели общественного богатства. Метод – не строительные леса, которые возводятся отдельно от рассматриваемого предмета, а потом убирают. Метод – душа предмета (Гегель).
Каков предмет, таким должен быть и метод.
Традиционными приемами познания сложных систем является рассмотрение целого и части в определенном соотношении. Выделяют две онтологические2 концепции – холизм и парциализм (редукционизм). В холизме действуют два принципа:
1) целое состоит из частей;
2) целое не равно сумме частей.
Гносеологическое3 следствие холизма – описание и объяснение частей на основе целого. В логике холизму соответствует метод дедукции.
Антиподом холизма является парциализм4 (от лат. pars, partis – часть). В парциализме действуют следующие принципы:
1) части образуют целое, и все делимо на части;
2) целое равно сумме частей.
Гносеологическое следствие парциализма – описание и объяснение целого на основе частей, в логике – метод индукции.
Модель любого организма (например, биологического) невозможно построить, если в качестве исходного берется:
1) простое как отдельное конкретное. Конкретная клетка организма вне организма мертва, из нее нельзя получить модель живого организма. Пусть даже в истории (эволюции) она имела самостоятельное существование как живая клетка, как например, одноклеточный организм, она не может быть исходным в модели данного развитого организма;
2) простое как абстрактное конкретное. Из клетки вообще, состоящей из ядра и протоплазмы, выводится любой (но не данный) конкретный организм.
3) сложное абстрактное – организм вообще, или общество вообще. Общество вообще – пустая абстракция.
В целом парциализм (от простого к сложному целому), холизм (от непознаваемого целого к простому) и их разновидности (метод от простого абстрактного к сложному конкретному, метод от простого конкретного к сложному конкретному, метод единства исторического и логического, метод аналогий) неприменимы для построения модели живой органической целостностиiv.
Поскольку ни абстрактное (простое или сложное), ни простое конкретное не могут служить исходным пунктом исследования, то остается единственный вариант: исследование должно начинаться со сложного конкретного и заканчиваться сложным конкретным, т. е. вестись методом от конкретного к конкретному.
Исходным пунктом является совокупность конкретных производственных отношений, экономический организм во всех его проявлениях, единство многообразного. В исходном пункте определяется аксиома двухфакторности общественного богатства.
Первый этап – анализ, логическое расчленение предмета на иерархические уровни методом абстракции, выделение простейшего отношения.
Второй этап – синтез, собственно построение модели, движение от абстрактного к живому конкретному целому.
Результат – теоретическая модель богатства общества как развивающегося организма.
Движение от абстрактного к конкретному не является абсолютным или самодостаточным методом исследования.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное5.
На первом этапе анализируется наличное бытие общественного богатства – годичный общественный продукт, огромное скопление товаров. Наличное бытие означает, что становление предмета снято (не рассматривается), т. е. предмет предстает таким, как он есть.
Похожие, имевшие место в истории отношения – обмен продуктами между первобытными общинами, обмен излишками натурального хозяйства и т. п. – выходят за рамки предмета. Рассматривается именно наличное бытие, а не эволюционно-исторический процесс происхождения, становления, зрелости, возможной гибели и т. п. Законы развития организма можно определить только после его анализа.
Задача второго этапа – вдохнуть жизнь в аналитическую схему, вывести определения категорий, опираясь на исходную аксиому. В ходе синтеза раскрывается внутренний потенциал или внутреннее противоречие исходного отношения.
Предмет предстаеZ как развивающийся предмет, как развивающееся единство многообразного, как конкретное живое целое.
Лапидарное от конкретного к конкретному разворачивается как метод от наличного бытия многообразного конкретного через абстракцию к конкретному как живому развивающемуся целому, или от статического многообразного конкретного через абстракцию к конкретному как проявлению живого развивающегося целого.