Абстрактно человеческий труд – созидатель стоимости.
В основе двух факторов товара лежит двойственный характер труда.
Прежние представления о товаре. А. Смит: потребительная стоимость - свойство вещи, или полезность.
Ошибочное определение товара в экономической теории марксизма: товар, продукт труда, произведенный для продажи.
По Смиту, потребительная стоимость – это не вещь с полезными свойствами, а свойство вещи, полезность.
Надо заметить, что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую – меновой стоимостью.
Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее.
Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров34.
В теории капитала вода и алмаз – это и есть товарное тело, потребительная стоимость, которая измеряется литрами и каратами. У такого товара не может быть нулевой, весьма большой, небольшой, нулевой потребительной стоимости.
Для товара из модели Капитала парадокса воды и бриллиантов не существует.
Если вода и бриллианты действительно товары, то всегда можно найти соотношение x каратов бриллиантов = y литров воды, в котором левая и правая части уравнения являются равновеликими стоимостями.
"Так как величина стоимости товара выражает лишь количество заключающегося в нем труда, то взятые в известной пропорции товары всегда должны быть равновеликими стоимостями35.
Положение Смита о потребительной стоимости как полезности легло в основу неоклассики. Термин потребительная стоимость, тождественный полезности, оказался излишним.
Вместо него стал использоваться термин полезность, измеряемая ютилями.
Положение Смита о потребительной стоимости как полезности легло в основу определений т.н. экономической теории марксизма. Наиболее типичные определения это товар – продукт труда, произведённый для продажи и потребительная стоимость – полезность вещи. (Об ошибочных определениях товара в экономической теории марксизма см. сноскуxv.)
Соотношение потребительной стоимости и стоимости. Стоимость товарной массы и стоимость единицы товара. Производительная сила общественного труда
Между количеством потребительной стоимости и величиной стоимости нет необходимой внутренней связи. В формуле товара
нижний и верхний индексы являются двумя факторами, т. е. двумя независимыми переменными. Но в каждый данный промежуток времени оба фактора представляют собой определенные величины и между ними устанавливается определенное соотношение. В формуле годичного продукта
определено количество потребительной стоимости каждого товарного вида (в статистических ежегодниках можно найти количества нефти, стали, молока и т. п., которые вошли в состав совокупного продукта). По условию стоимость годичного продукта – определенная величина, например 1 млн. ч ОНРВ.
Эта стоимость распределяется между товарами A, B и т. д., в определенной пропорции, т. е. стоимость товарной массы каждого вида (СТМ) также дана.
Отсюда выводится два обратных показателя:
1) стоимость единицы товара, СЕТ – отношение стоимости к потребительной стоимости,
.
В Капитале Маркса под товаром, в зависимости от контекста, имеется в виду и товарная масса, и единица товара. Для детального анализа целесообразно различать товарную массу (ТМ) и единицу товара (ЕТ), стоимость товарной массы (СТМ) и стоимость единицы товара (СЕТ). При этом, каждый отдельный товар в данном случае имеет значение лишь как средний экземпляр своего рода36;
2) производительная сила общественного труда, (сокращенно – продуктивность, ПР) – отношение потребительной стоимости к стоимости товарной массы.
.
Можно говорить, например, о производительность труда на отдельном предприятии, но "собственное рабочее время данного производителя является частью общественного рабочего времени"39.
Когда речь идет о производительной силе общественного труда, имеется в виду вся цепочка – затраты ОНРВ на комплектующие, сырье, материалы, плюс затраты живого труда на предприятии. Подробное рассмотрение единства и различия производительной силы общественного труда и производительности труда относится к более высоким уровням.
Интенсивность труда
В определении величины стоимости предполагается, что рабочая сила затрачивается с обычной средней степенью напряжения, с общественно обычной степенью интенсивности труда. Интенсивность труда – интенсивность производительного расходования человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д. Труд более интенсивный по сравнению с обычным уровнем создает большую величину стоимости и воплощается в большем количестве потребительной стоимости.
Простой и сложный труд
В определении величины стоимости предполагается, что абстрактно человеческий труд – простой средний труд, расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Сравнительно сложный труд означает помноженный простой труд, меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого.
Сведение (редукция) сложного труда к простому осуществляется через товарную стоимость: стоимость как кристаллизация сложного труда больше стоимости как кристаллизации простого труда за равные промежутки времени.
2. Формализация модели товара. Комбинации факторов товара.
Модель товара. Кривая стоимости.
Модель товара может быть представлена на объемном графике с тремя осями – периоды времени (товар по периодам времени), потребительная стоимость и стоимость.
Товар – единство стоимости и потребительной стоимости. В каждый данный момент производительная сила общественного труда или соотношение стоимости и потребительной стоимости задано. Но это соотношение меняется во времени.
Точка O фиксирует значения стоимости и потребительной стоимости в исходном периоде. Она проецируется на три плоскости (Рисунок 1).
Стоимость меняется по периодам времени независимо от потребительной стоимости. Обществом может быть выделено большее или меньшее время на изготовление товаров данного рода.
Динамика стоимости (СТМ и СЕТ) отражается на плоскости Периоды времени – Стоимость.
Потребительная стоимость меняется независимо от стоимости. Носителем стоимости данной величины может быть разное количество потребительной стоимости.
Динамика потрMбительной стоимости (ТМ и ЕТ) отражается на плоскости Периоды времени – Потребительная стоимость.
Проекция графика на плоскость Стоимость – Потребительная стоимость – результат изменений двух независимых переменных – стоимости и потребительной стоимости.