Задача двухфакторной модели общественного богатства не сводится к обоснованию микро- и макроэкономики. Теория капитала дает объяснение практическим категориям бизнеса, которые либо отсутствуют, либо недостаточно отражены в микро- и макроэкономике.
Цель учебного курса Теория общественного богатства – дать студентам системное знание о рыночной экономике, необходимое в практике бизнеса и других сферах экономической деятельности. Задача – обучение навыкам анализа и прогноза экономической действительности на уровне предприятия, отрасли, государства.
Глава 1. Процесс производства капитала. Исходный структурный уровень: наличное бытие общественного богатства – товар и деньги
Структурный блок соответствует первому тома Капитала, который называется Процесс производства капитала.
Этот состоит из структурных уровней, соответствующих отделам первого тома капитала:
1. Товар и деньги
2. Превращение денег в капитал
3. Производство абсолютной прибавочной стоимости
4. Производство относительной прибавочной стоимости
5. Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости
6.Заработная плата
7. Процесс накопления капитала
На первом и втором уровнях анализируется сфера обращения, наличный мир товаров и денег; на третьем, четвертом и пятом – производство прибавочной стоимости капиталом; на седьмом – производство капитала прибавочной стоимостью и первоначальное накопление капитала.
Исходный структурный уровень, первый отдел первого тома Товар и деньги – состоит из трех глав:
1. Товар
2. Процесс обмена
3. Деньги, или обращение товаров.
1. Товар
1. Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость. Двойственный характер труда.
Богатство обществ, в которых осподствует капиталистический способ производства, выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара30.
В этом положении, с которого начинается Капитал, определен действительный исходный пункт исследования – богатство обществ. Но это не богатство народов вообще (А.
Смит), а конкретно-историческое богатство обществ, в которых преобладает капиталистический способ производства жизни. Это богатство – огромное скопление товаров, общественный товарный продукт, взятый в определенный промежуток времени, или годичный (совокупный) общественный продукт.
На этом уровне формулируется исходная аксиома двух факторов общественного богатства: огромное скопление товаров представляет собой
1) набор потребительных стоимостей, или вещей с полезными свойствами, удовлетворяющих общественную потребность, т. е. обеспечивающих воспроизводство жизни общества;
2) стоимость – общую всем товарам общественную субстанцию, сгусток одинакового человеческого труда.
Модель годичного общественного продукта записывается как
,
где Т – товар;
СОП – совокупный годичный общественный продукт;
ПС – потребительная стоимость;
СТСОП – стоимость годичного продукта;
СТМ – стоимость товарных масс товаров A, B, C,…,M, входящих в состав общественного продукта.
Сложению подлежат только нижние индексы – стоимости, верхние индексы – потребительные стоимости различного рода – не складываются.
Исходное количественное условие модели: величина стоимости годичного товарного продукта – определенная, данная величина.
Отдельный товар – абстрактная, элементарная форма общественного богатства, он обладает теми же факторами, что и общественное богатство.
Определение товара выводится из исходной аксиомы модели: товар – потребительная стоимость, обладающая стоимостью.
Модель товара
, или
.
Ее можно условно назвать формулой, но в ней нет математических знаков. Модель товара ближе к биологической молекуле ДНК, на которой записана программа жизнедеятельности всех живых организмовxiv.
Точно так же программа жизнедеятельности рыночного экономического организма записана на молекуле товара.
Количество этой полезной вещи измеряется собственными единицами измерения вещи (штуками, метрами, унциями и т. п.). В микроэкономике оно называется количеством и обозначается Q.
Мера. Потребительная стоимость – количество вещи с полезными свойствами, удовлетворяющей общественную потребность.
Краткое определение: потребительная стоимость – вещь с полезными свойствами, удовлетворяющая общественную потребность. В математической терминологии – вещь с полезными свойствами под тем ограничением, что она удовлетворяет общественную потребность.
Не всякая полезная вещь и не всякое количество полезных вещей удовлетворяет общественную потребность. Это ограничение для отдельного товара вытекает из исходной аксиомы: в состав общественного продукта входят только те вещи, которые удовлетворяют общественную потребность. Потребительная стоимость как фактор товара – потребительная стоимость не для себя, а для других.
Бесполезная вещь не является потребительной стоимостью. Полезность вещи делает вещь потребительной стоимостью.
Присвоение потребительских свойств вещи осуществляется вне рынка – в пользовании или потреблении.
Определение потребительной стоимости – общее, абстрактное определение, которое применимо ко всем потребительным стоимостям, благам (предметам потребления, средствам производства и т. п.). Метод построения модели исключает классификацию благ в исходном пункте исследования.
Товар как стоимость определяется через качество – количество – меру.
Качество. Стоимость (Value) товара со стороны качества – кристаллизация общей всем товарам общественной субстанции, сгусток лишенного различий, одинакового человеческого труда, или абстрактно человеческого труда.
Как потребительные стоимости все товары различны, как стоимости все товары одинаковы. Как потребительные стоимости товары могут быть делимы и неделимы, как стоимости все товары абсолютно делимы.
Количество. Величина стоимости определяется количеством (quantum32) этой стоимостеобразующей субстанции, воплощенной в потребительной стоимости, или количеством абстрактно человеческого труда, измеряемого рабочим временем.
Мера. Стоимость товаXа – кристаллизация абстрактно человеческого труда, количество которого определяется общественно необходимым рабочим временем, в потребительной стоимости.
Единицы измерения стоимости – часы общественного необходимого рабочего времени (часы ОНРВ).
Не всякие затраты рабочего времени признаются обществом, т. е. считаются общественно необходимыми.
В математической терминологии стоимость – кристаллизация абстрактно человеческого труда в потребительной стоимости под ограничением ОНРВ.
Это ограничение для отдельного товара вытекает из исходной аксиомы и основного количественного условия модели. Поскольку стоимость годичного продукта – величина данная, то на изготовления каждого товарного вида обществом может быть выделено лишь определенное время.
Общественно необходимое рабочее время
Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости, и интенсивности труда33.
Двойственный характер воплощенного в товаре труда. Конкретный и абстрактный труд
Появлению товара на рынке предшествует целесообразная деятельность людей, или труд. Воплощенный в товаре труд обладает двойственным характером.
С одной стороны, это конкретный, полезный труд, который характеризуется особой целью, особым характером операций, особыми предметами и средствами труда. Конкретный труд – созидатель особых потребительных стоимостей.
Набору потребительных стоимостей общественного продукта соответствует общественное разделение труда на особые виды труда.
Другая сторона труда – абстрактно человеческий труд, затрата человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты, лишенный различий человеческий труд.