d9e5a92d

Маркс и марксизм отнюдь не тождественны.


С. 47 34 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1997.

С. 30.
35 Маркс К. Капитал. Т.I. М.,1963.

С. 54.
36 Маркс К. Капитал. Т.I.

М.,1963. С. 48.
37 Маркс К. Капитал. Т.I. М.,1963.

С. 55.
38 Маркс К. Капитал. Т.I. М.,1963.

С. 48.
39 Маркс К. Капитал. Т.I.

М.,1963. С. 48.
40 Маркс К. Капитал. Т.I. М.,1963.

С. 54.
41 Маркс К. Капитал. Т.I.

М.,1963. С. 325.
42 Маркс К. Капитал. Т.I. М.,1963.

С. 55.
43 Трудно согласиться с мнением Блауга о том, что разложение реакции спроса на изменение цены на эффекты дохода и замещения, по Слуцкому – Алену – Хиксу, и неизменно отрицательный знак эффекта замещения являются единственными существенными результатами колоссальных интеллектуальных усилий сотен экономистов, больше века трудившихся над чистой теорией потребительского выбора (Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М. 2004.

С. 231). Эти единственные существенные результаты имеют колоссальное научное значение.
44 Маркс К. Капитал. Т.III. Ч.I. М., 1985.

С. 205.
45 Маркс К. Капитал. Т.I. М.,1963.

С. 56.
46 Маркс К. Капитал. Т.I.

М.,1963. С. 70.
47 Маркс К. Капитал. Т.I.

М.,1963. С. 57.
48"Стоимость, т. е. меновая стоимость какой-либо вещи, выраженная в определенном месте и в определенный момент в единицах другой вещи, представляет собой количество единиц последней вещи, которое можно там и тогда получить в обмен на первую".(Маршалл А. Принципы политической экономии. М.1984. Т. I. С. 120).

Маршалл дает точное определение: в неоклассике стоимость – это всегда меновая стоимость, которая измеряется в количестве другого товара или денег, но не в часах ОНРВ.
49 СЕТВ =СТМВ/ПСВ, отсюда СТМВ = СЕТВ•ПСВ.
50 Желание приобрести означает, что покупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии (Фишер С. , Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. 1993.

С. 41).
51 См. Маркс К. Капитал.

Критика политической экономии. Том первый.

М. 1963. С. 62–64.
52 Маркс К. Капитал. Т.I.

М.,1963. С. 64.
i Капиталистический способ производства материальной жизни. Экономическая структура общества. Экономический базис. Материальная жизнь (real life) – базовая форма человеческой жизни, обеспечивающая само существование человека.

Производные материальной жизни - духовная, религиозная, политическая и т. п.т. п.т. п. жизнь. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Маркс. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.

2-е изд. Т.13.

С.5-9.
Капиталистический способ производства материальной жизни отличается от других способов – первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального. Способ производства материальной жизни, или обеспечения существования людей при социализме отличался от современного капиталистического способа производств жизни по многим параметрам.

Достаточно указать на два условия - личную свободу и признание частной собственности.
ii арксизм и экономическая теория марксизма (марксистская политическая экономия, политическая экономия марксизма).Марксизм - особое философское, экономическое и политическое учение. По В.И.Ленину, три источника марксизма - немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах и др.), английская политическая экономия (Смит, Рикардо и др.), французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье и др.). Три составные части марксизма: философия - диалектический и исторический материализм, политическая экономия и научный коммунизм.

Марксизм-ленинизм был государственной идеологией в СССР. Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире.


Экономическая теория марксизма – теория, которая должна была служить обоснованием марксизма. Принципиально отлична от экономической теории Маркса, изложенной в Капитале. В основании экономической теории марксизма лежит трудовая теория стоимости Смита и Рикардо, согласно которой стоимость продукта – овеществление живого труда (догма Смита), поэтому весь продукт должен принадлежать работникам, в то время как прибыль и рента – вычет из продукта труда.

Маркс квалифицирует догму Смита как невероятную ошибку всей политической экономии, баснословную, абсурдную догму.
Догма Смита, или трудовая теория стоимости – программное положение классиков, сформулированное в первых строках Исследование о природе и причинах богатства народов: Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд…. Годичный труд народа – это живой труд, количество человеко-часов, к овеществлению которых в трудовой теории стоимости сводится стоимость годичного продукта.

Поскольку годичный продукт создается живым трудом, то получается, что работник имеет право, или этические притязания (Шумпетер) на продукт.
Отношение Маркса к марксизму также выходит за рамки работы. Еще при жизни Маркса марксизм принимал такие формы, которые заставили его воскликнуть - То, что я знаю наверняка, так это то, что я не марксист. (Tout ce que je sais c est que je ne suis pas marxiste, moi!) Это высказывание приводится в письме Энгельса Лафаргу от 27 августа 1890. Маркс и марксизм отнюдь не тождественны.

Маркс не был идеологом социализма в СССР, как не был и идеологом современных экстремистских течений.
iii Ошибочное понимание производственных отношений в экономической теории марксизма. Экономическая теория марксизма сводила производство материальной жизни к материальному производству, а производственные отношения к отношениям непосредственного процесса производства. Считалось, что предметом политэкономии являются общественные отношения по производству (В.И.

Ленин), общественные отношения, складывающихся в производстве и вокруг него. В качестве примера сошлемся на С.М. Меньшикова: "Лет сто назад (а в СССР и до последнего времени) в ходу было понятие политическая экономия, под которым понималась наука об общественных отношениях, складывающихся в производстве и вокруг него". Меньшиков С. Новая экономика. Основы экономических знаний.

М., 1999.С.10–11.
Производство материальной жизни и материальное производство, под которым понимается производство материальных благ (вещей) не тождественны. Материальное производство - один из моментов производства материальной жизни.
Исторически наиболее развитой формой производства было крупное машинное производство. Отсюда делался вывод, что предмет политэкономии – отношения, складывающиеся вокруг индустриального производства.

Поскольку в современных условиях индустриальное производство уступает место другим формам производства, получается, что предмета науки больше не существует.
Производство материальной жизни не тождественно материальному благосостоянию. См. Л. Роббинс: Наиболее популярные (по крайней мере, в англоязычных странах) определения экономической науки связывают ее с изучением причин материального благосостояния. Роббинс Л. Предмет экономической науки.

TESIS. Зима 1993
iv режние представления о методе.
олизм и парциализм (редукционизм).
Проблема применения парциализма к органической целостности в том, что части неотделимы от живого организма. Если механически расчленить организм на части, то части прекращают свое существование. Воссоздать теоретическую модель организма из мертвых частей невозможно.

А. С. Пушкин описывает, как Сальери пытался постичь гармонию музыки: Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию.

Сальери применил метод парциализма и использовал математические методы, но построение модели гармонической целостности оказалось недостижимым.
Проблема применения холизма к органической целостности в том, что идеальное целое, определяющее части, трансцедентно, или непознаваемо. Термин холизм был введен Яном Смэтсом в книге "Холизм и эволюция" (1926). Изначально холизмом называлась идеалистическая "философия целостности", согласно которой миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности.

Носителем всех органических свойств, по Смэтсу, является чувственно невоспринимаемое, нематериальное структурное поле, остающееся постоянным при всех изменениях организма, при этом сам "фактор целостности" непознаваем.
Моцарт не сводил музыку к сумме звуков-частей, но он не смог бы объяснить как создается музыка. Пушкин объяснял свое творчество веленьем божьим.

Применительно к экономике это означает, что если начать с общества, то выяснится, что общество это не материальное, чувственно воспринимаемое, а идеальное понятие, абстракция.



Содержание раздела