d9e5a92d

Статичность, законсервированность границ во времени и


В границах города и его относительно автономных исторически сложившихся местных сообществ реализуется сегодня более 80 жизненных потребностей населения. Понятия административная черта города и городская черта могут на практике не совпадать. Административная черта (граница) - это линия ограничения территории,
административно подчинённая (подведомственная) органам городского самоуправления (городской думе, администрации города). В границах административной черты может быть расположено несколько населённых пунктов, которые являются относительно самостоятельными местными сообществами. Вместе с тем органы местного самоуправления, находящиеся в этих поселениях, по существу являются структурными подразделениями единого муниципального органа самоуправления.

Городская черта (граница) - это линия ограничения территории, которая обеспечивает социально-воспрозводственный цикл жизнедеятельности населения, комплексного развития данного населённого пункта. В пределах городской черты находятся земли, которые состоят в ведении органов местного самоуправления города, собственников на землю и иных пользователей земельных участков.
Социальные границы города, в отличие от административных можно определить как ареал повседневной жизнедеятельности населения, проживающего или только работающего на территории муниципального образования (т.е. города) и его окружения. Социальное пространство города очерчивается достаточно определённой повседневной (будничной) подвижностью населения, пространственными перемещениями его от жилища до места работы и учреждении культурно-бытового обслуживания. Поэтому социальные границы современного города (особенно крупнейшего) не совпадают с его административными границами, охватившими пригородную зону и нередко всю агломерацию.
При определении границ волостей, уездов и других подобных муниципальных образований следует учитывать территориально-ресурсный и демографический потенциал, эколого-экономическое единство территории.
Критерии установления границ должны обеспечить целостность территории всех муниципальных образований. В частности, одно муниципальное образование не должно находиться внутри другого того же уровня; муниципальное образование не может быть разрезано другим на две или больше части. Основные критерии установления границ
муниципальных образований должны быть едиными на всей территории РФ, что должно обеспечивать общую для России процедуру их юридического определения, внутреннее единство реформы местного самоуправления, способствовать сохранению и укреплению целостности государства. Эти критерии будут отличаться в деталях, но не в принципиальных подходах, которые должны дополняться другими критериями, отражающими своеобразие данной территории.
Определённый интерес представляет исследование характеристик и свойств границ муниципальных образований. Так как пространственно-временные циклы жизнедеятельности населения отличаются относительным постоянством, то и границы территориальных общностей населения характеризуются стабильностью, крайней инерционностью, устойчивостью. Мировой и российский опыт показывает, что изменение границ внутри государства происходит крайне редко, медленно и болезненно, а попытки радикальной перестройки административно-территориального деления наталкиваются на многочисленные трудности.

Следует подчеркнуть, что в современной территориальной организации общества город или другое муниципальное образование с чётко очерченными сложившимися границами фигурирует как символ относительной стабильности, устойчивости и автономии.
Именно на свойстве статичности границ территориальных общностей основываются конституционные гарантии, долговременность и эффективность действия законов, принимаемых обществом (в том числе и в развитии местного самоуправления), во многом обеспечивается стабильность государства в целом. Сложившиеся границы позволяют также осуществлять долговременное управление (регулирование, прогнозирование, проектирование) различными социально-экономическими процессами.
В то же время, отмечая позитивные стороны стабильности, устойчивости административно-территориальных границ, в том числе и на уровне самоуправляемых единиц, нельзя забывать о диаметрально противоположных свойствах границ. Статичность, законсервированность границ во времени и


пространстве при изменяющихся социально-экономических, политических ситуациях и колеблющихся жизненных ритмах человека могут стать барьером дальнейшего развития территориальных общностей (в том числе и городов), тормозом реформационных процессов и преобразований.
Если в ходе развития общества возникают такие противоречия, то, как показывает мировой опыт, имеются три основных пути их разрешения: а) переустройство, корректировка внешних и внутренних границ с учётом сложившейся ситуации и традиций; б) сохранение границ при условии перераспределения, передачи компетенций, полномочий, функций как сверху вниз, так и снизу вверх; в) развитие полифункциональных границ т.е. отсутствие стремления втиснуть в административные границы, например, одного города и тем более его районов, все функции управления как государственного, так и местного значения, для чего рекомендуется параллельно развивать другие формы территориального управления (например, формирование специализированных округов - школьных, избирательных, судебных и т.п.), а также активно формировать территориально-общественное самоуправление.
Уровень проницаемости границ муниципального образования зависит как от количества и качества коммуникаций, пересекающих границы, так и характеристики самой границы. Внешние связи дают главные импульсы к развитию любого поселения. Исторически тенденция такова, что каждый город, каждое село (как муниципальное образование) оказываются всё более связанными с другими пунктами не только экономически, но социально, демографически и экологически.

Следует подчеркнуть, что формирование приграничных полос с различными интересами нередко оказывает угнетающее влияние на хозяйственное освоение приграничных территорий муниципальных образований.
Установление и изменение границ муниципального образования, которые осуществляются по инициативе населения, органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ, должны обосновываться
соответствующей проектно-планировочной документацией (например, генеральными планами, проектами планировки и застройки) или специальными исследованиями. Границы территориальных общественных образований (за исключением населённых пунктов) устанавливаются по предложению жителей в соответствии с уставом муниципального образования. Как видим, процедура изменения границ довольно сложна, и этот вопрос решается с обязательным привлечением соответствующих государственных органов субъектов РФ.



Содержание раздела