d9e5a92d

Варианты соотношения административно-территориального устройства и муниципальных образований


3.2.1. Варианты соотношения административно-территориального устройства и муниципальных образований
Обобщая изложенное выше, можно отметить, что к территориям муниципальных образований Федеральный закон относит города, посёлки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 12).
Можно выделить три вида территорий муниципальных образований:
1) поселения, на которых непосредственно проживает население и которые подразделяются на два типа: городские (города и посёлки) и сельские (сёла, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и др.);
2) объединённые территории, которыми являются районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы);
3) внутригородские муниципальные образования, т.е. районы в городах.
Здесь же можно сказать о части территории муниципального образования. Это территории поселений, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и другие территории, которые не являются муниципальными образованиями и на которых поэтому осуществляется территориальное общественное самоуправление. Учитывая влияние территориального и отраслевого факторов на внутреннюю хозяйственную жизнь
муниципального образования, некоторые авторы делят муниципальные образования на три большие группы, несколько отличающиеся от приведённых выше.
1. Поселенческие муниципальные образования (города, посёлки, сельские населённые пункты). Как правило к этой группе тяготеют те муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершённость производственных циклов и имеющая собственную минимальную инфраструктуру.
2. Территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.). Основной характеристикой таких муниципальных образований является то, что они состоят из нескольких поселений, объединённых общим хозяйственным интересом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства.
3. Территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований свойственен для районов Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйственной деятельности исключает поселения ввиду кочевого образа жизни. Эта же схема применима и для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.

Для России, как и для большинства стран, данный тип скорее исключение, чем правило.
На втором уровне систематизации вводятся критерии отраслевого характера и муниципальные образования разделяются на две крупные группы - много- и монофункциональные образования.
К многофункциональным муниципальным образованиям относятся те муниципалитеты, которые имеют разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства.
К монофункциональным муниципальным образованиям относятся муниципалитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями, либо несколькими предприятиями одной отрасли.
Приведённая классификация муниципальных образований позволяет сделать следующие выводы.
1. Тип муниципального образования определяется исторически сложившимся хозяйственным укладом и территорией, в то же время формирование того или иного типа муниципального образования - предмет деятельности органов власти.
2. Принадлежность муниципального образования к одной из типологических групп позволяет определить особенности управления муниципальным образованием, с точки зрения как внутренней организации управления, так и форм организации деятельности власти.



Содержание раздела