d9e5a92d

Сущность системы муниципального управления и основные принципы её организации


Глава 4.Методологические основы создания системы муниципального управления
4.1. Сущность системы муниципального управления и основные принципы её организации
Одной из главных закономерностей современной информационной эпохи является непрерывное совершен- ствование системы управления, обусловленное необходимостью стабилизации социально-экономической ситуации в мире в целом, в каждой стране, в отдельных её регионах. Это совершенствование затрагивает все три уровня управления: федеральный, региональный и муниципальный.
Причиной тому два обстоятельства:
- рост количества связей и более стремительный ритм нашей жизни требуют изменения системы взаимодействия (управления), которая уже в принципе не может осуществляться на уровне центра, поскольку из-за возросшего числа контактов, требующих согласования, не замедлят проявиться узкие места. Последние события в мире, в том числе и экономические катаклизмы, убедительное свидетельство этому. Управление должно зиждиться на другом механизме, механизме децентрализации, который и может осуществлять координацию автоматически. Таким образом, логика требует расширения зоны местного управления;
- центральные руководящие органы (другими словами центральная администрация) вынуждены всё чаще незамедлительно реагировать на социально-экономические процессы, темпы изменения которых постоянно повышаются. По этой причине эти органы должны быть более восприимчивы к требованиям координации, которые исходят от региональных и местных властей. Другими словами, центральное правительство не может более принимать решения, исходя только из собственных критериев и в той сфере, которую оно считает возможной, и немедленно включать механизмы
саморегулирования, исходящие от местной власти, всех субъектов муниципального управления.
Таким образом, децентрализация и координация являются основополагающими принципами современного
государственного и муниципального управления. Первый принцип требует, чтобы общественная проблема решалась на том уровне, где она возникает. Второй принцип координировать усилия всех видов управления на решении общественных проблем.
Важно подчеркнуть, что местное сообщество во многом опосредует характер главного взаимодействия: личности и общества. Любое местное сообщество - это не замкнутое пространство, а открытая социальная система. Следовательно, она не может функционировать без общих правил игры, устанавливаемых государством.

Здесь на одной территории для обслуживания населения имеется большое разнообразие управляемых объектов, представляющих государственный (общественный), муниципальный, коммерческий и некоммерческий сектор.
Поэтому вопрос согласования всех секторов, интересов государства и местных сообществ для организации эффективного управления оказывается ключевым.
Таким образом, интересующий нас аспект проблемы состоит в следующем: каким образом можно гарантировать согласованность между индивидом и местным сообществом, с одной стороны, и между государством и муниципальным управлением - с другой? Ответ на этот вопрос даёт принцип субсидиарности. Согласно этому принципу составные части системы действуют согласованным образом, представляют собой самостоятельные единицы, свободно принимающие решения, но и сами они, и система имеют общие ценностной общие интересы. Система не обладает никаким иерархическим превосходством по отношению к своим составляющим частям.

Центральная администрация необходима для установления общепринятых правил. Местное сообщество, в свою очередь^ нуждается в центральной администрации для того, чтобы обеспечить согласование решений. Индивиды и органы
местного самоуправления пользуются автономией, которая не может быть ограничена ни политической системой (по отношению к отдельным лицам), ни центральной администрацией (по отношению к местным органам власти).
Важность принципа субсидиарности в том, что изменение функций современного государства и глобализация общественной жизни сделали местное самоуправление столь необходимым социальным явлением, что расширение государственных функций, соблюдение интересов государства на всей территории требуют одновременно адекватных мер защиты индивида и его самостоятельности от неправомерных действий государственной администрации, которая нередко склонна отстаивать не только интересы общества в целом, но и свои ведомственные. Это согласование интересов, особенно общества и личности, можно осуществить только на уровне местного сообщества. Оно также предполагает наличие принципа, который позволил бы обеспечить гибкую координацию, с одной стороны, между множеством местных органов и, с другой - между местными властями и центральным правительством.



Процесс глобализации обусловил необходимость создания механизма горизонтальной координации, который является одновременно и более жестким, чем тяжёлые неповоротливые переговорные процедуры, характерные для коалиций, и более гибким, чем иерархические структуры, которые очень подвержены риску закупорки сосудов.
Таким образом, снижение иерархии между центральным и местным уровнями власти, их взаимодействие всё более и более будет строиться на основе равноправия. Связи между различными уровнями управления, которые в прошлом носили односторонний характер (от центра к местным властям), становятся двусторонними по мере того, как совершенствуется координация их усилий при принятии решений.
Категория муниципальное управление включает: 1.По объекту воздействия:
- управляемые объекты государственного (общественного) сектора, воздействие на которые осуществляется для
достижения социальных целей в соответствии с общенациональными интересами и государственной стратегией по объединению всех местных сообществ, интеграции потенциалов, выравниванию условий их жизнедеятельности с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- управляемые объекты муниципального сектора муниципальная собственность, местное хозяйство, муниципальные предприятия и другие виды муниципальных социально-экономических отношений;
- хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства, составляющие в совокупности коммерческий сектор;
- неправительственные организации, ассоциации, объединения некоммерческого сектора.
II.По субъекту воздействия:

  • местное сообщество - главный субъект муниципального управления;
  • органы местного самоуправления;
  • субъекты коммерческого сектора (ассоциации, союзы, лиги работодателей и т. п.);
  • субъекты некоммерческого сектора, органы управления неправительственными организациями.

Схематически система муниципального управления представлена на 3.
3. Система муниципального образования.
Итак, муниципальное управление - это управление на местном уровне, объектом воздействия которого является целостное развитие местного сообщества как основной ячейки современной организации общественной жизни, обеспечивающей создание благоприятных условий жизнедеятельности населения в экодиалоге человека и природы.
Специфика этого объекта состоит в том, что местное сообщество - такая социальная ячейка общественной жизни, где устанавливаются социальные связи между людьми (межличностные), между семьями (межсемейные), между общинами и социальными группами (профессиональные, классовые, конфессиональные, национально-этнические, групповые и т. п.), между трудовыми ассоциациями и внутри них на основе гармонизации разных интересов, достижения консенсуса и договора. Объединяющим началом выступает качество жизни граждан МО, которое выражает их коренные потребности: самореализация жизненных сил человека, сохранение здоровья (физического и нравственного); создание условий для успешной социализации личности на важном этапе жизни - молодости. Поэтому главным движущим фактором развития этой ячейки общества является человеческий фактор, раскрытие его огромного потенциала и возможности самой социальной организации, которая либо обеспечивает выход энергии каждого, либо блокирует его.
И социальная функция является главной, определяющей для муниципального управления среди всех остальных, в том числе и экономической. В отличие от общества в целом, где экономическое развитие как фундамент построения всего здания может выдвигаться на первое место, в местном сообществе при всех обстоятельствах, в том числе экстремальных приоритетными являются не выживание населения, простое воспроизводство его жизненных сил, а накопление потенциала развития в виде нового качества социальности, которая здесь составляет основу местной экономики, местного хозяйства, всей экономической и финансовой деятельности. Последние должны обеспечивать
своим гражданам достойные условия жизни. Это возможно только при одном условии: местное сообщество становится главным субъектом деятельности, саморазвития и самодеятельности проживающих здесь людей, получает ресурсы и властные полномочия в своё распоряжение и решает вопросы местного значения под свою ответственность.
Для этого необходима децентрализация власти и управления. На местном уровне властные отношения выражаются в большей мере как власть самих граждан через местное самоуправление. Властные органы государства, действующие на территории, выражают не только стратегический долгосрочный интерес государства, но и подчиняются основной закономерности местного развития - укреплению социальности и местного сообщества как носителя этой социальности.
Местное сообщество - открытая система при всей её традиционности, самостоятельности, исторической сущности и собственном социальном лице. Источник его развития - не только сохранение целостности, социальной самобытности на основе прошлых традиций, исторических и культурных памятников, но и инновационное восприятие всего, что происходит в мире: достижений научно-технической, информационной и управленческой революций, лучших разработок рыночных отношений, создания внутренних рынков и т. п. Без постоянного развития, обновления местное сообщество, превращаясь в замкнутую систему, неизбежно будет деградировать, а система управления, оставаясь патриархальной, будет сдерживать развитие жизненных сил местного сообщества.
Итак, закономерности развития местного сообщества как относительно самостоятельной социальной системы общества определяют принципы её самоорганизации, самоуправления, следовательно, и специфику системы муниципального управления.
Таким образом, система муниципального управления - это совокупность согласованных скоординированных мер и регулирующего воздействия всех субъектов управления на муниципальные процессы, с целью устойчивого, целостного
развития местного сообщества, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения за счёт рационального использования местных ресурсов.



Содержание раздела