d9e5a92d

Права на участие в референдуме


В ходатайстве должны содержаться вопросы (вопрос), либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной групой для внесения на местный референдум и быть указаны фамилии, имена, отчества., даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. Муниципальная избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона субъекта РФ, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления, а также сообщает об этом в средствах массовой информации.
В случае отказа от регистрации инициативной группы по проведению референдума выдается решение, в котором указываются основания отказа. Основанием отказа в регистрации может быть только нарушение инициативной группой действующего законодательства и устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде. Принятие органами и должностными лицами
местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются в порядке и количестве, определяемом законом субъекта РФ и уставом муниципального образования.
Максимальное количество подписей не может превышать 5 от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представить текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

Период сбора подписей должен составлять не менее 20 дней.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, подписные листы и итоговый протокол инициативной группы передаются в муниципальную избирательную комиссию. В случае обнаружения нарушения установленных требований при сборе подписей избирательная комиссия выносит постановление об отказе в проведении референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия такого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.
В случае соответствие порядка сбора подписей и их достоверности муниципальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня представления установленных законом документов принимает соответствующее постановление и направляет его копию и полученные документы в представительный орган местного самоуправления для назначения референдума.
Важным фактором защиты права граждан на участие в референдуме и воспитания граждан в духе уважения к праву служат различные виды ответственности за нарушение этих прав. В зависимости от характера правонарушения виновные лица несут уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Основаниями наступления ответственности могут быть следующие деяния и правонарушения в отношении лиц:
препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подлога или иными способом свободному осуществлению гражданином РФ права на участие в референдуме;


либо использующих преимущества своего должностного или служебного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос референдума,
либо принуждающих граждан или препятствующих им ставить подписи в поддержку инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделки данных подписей;
либо осуществляющих подкуп участников референдума; либо своевременно не сформировавших и не уточнивших сведения о зарегистрированных участниках референдума перед направлением в соответствующие муниципальные комиссии;
либо нарушающих права членов комиссий референдума, в т.ч. с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных наблюдателей, доверенных лиц по
проведению, средств массовой информации, в т.ч. право на своевременное получение информации и копий документов референдума;
либо нарушающих правила проведения агитации при проведении референдума, в т.ч. проводящих агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования;
либо нарушающих правила финансирования подготовки и проведения референдума, в т.ч. задерживании перечисления средств комиссиям, инициативным группам по проведению референдума;
либо препятствующим или противозаконно вмешивающимся в работу комиссий референдума, либо в деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей;
либо препятствующих голосованию на участках;
либо нарушающих тайну голосования;
либо принуждающих участников голосовать вопреки их собственному выбору;
либо осущесгвивших подлог документов, составивших и выдавших заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов референдума, не представивших или не опубликовавших сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям;
либо нарушающих права граждан на ознакомление со списком участников;
либо выдающих гражданам бюллетени для голосования на референдуме в целях предоставления им возможности голосования за других лиц;
либо не представляющих или не публикующих отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение,
финансовые отчеты фондов о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение;
а также работодателей, отказывающих в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в референдуме.
Собрания (сходы) граждан - это организационно-правовая форма, используемая местным сообществом для обсуждения и принятия решений по вопросам местного значения..
Собрания (сходы) граждан являются одной из самых массовых и древних форм непосредственного народовластия. Они позволяют местным сообществам коллективно обсудить насущные вопросы и принять по ним решения. Их значительное преимущество в сравнении с референдумом и выборами состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, поиск решения и его принятие.
Собрания (сходы) служат эффективной формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных функций, являются школой их приобщения к решению местных вопросов, воспитания у них ответственности, инициативы я политической культуры. Одновременно они служат и действенным средством контроля за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В крупных по численности населения муниципальных образованиях могут проводиться собрания (съезды) граждан.
Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции (съезда) граждан, принятия и изменения их решений, пределы их; компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.
Роль собраний (сходов) и конференций (съездов) граждан в местных сообществах двояка. В одних случаях они выступают как формы непосредственной демократии всего местного сообщества муниципального образования, в других - лишь как формы территориального самоуправления.
Формами непосредственной демократии муниципального образования собрания (сходы) и конференции (съезды) жителей становятся тогда, когда они проводятся вместо референдума для
решения важнейших вопросов местного значения, либо в случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления.



Содержание раздела