В ходатайстве должны содержаться вопросы (вопрос), либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной групой для внесения на местный референдум и быть указаны фамилии, имена, отчества., даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
Муниципальная избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона субъекта РФ, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления, а также сообщает об этом в средствах массовой информации.
В случае отказа от регистрации инициативной группы по проведению референдума выдается решение, в котором указываются основания отказа. Основанием отказа в регистрации может быть только нарушение инициативной группой действующего законодательства и устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде. Принятие органами и должностными лицами
Период сбора подписей должен составлять не менее 20 дней.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, подписные листы и итоговый протокол инициативной группы передаются в муниципальную избирательную комиссию. В случае обнаружения нарушения установленных требований при сборе подписей избирательная комиссия выносит постановление об отказе в проведении референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия такого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.
В случае соответствие порядка сбора подписей и их достоверности муниципальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня представления установленных законом документов принимает соответствующее постановление и направляет его копию и полученные документы в представительный орган местного самоуправления для назначения референдума.
Важным фактором защиты права граждан на участие в референдуме и воспитания граждан в духе уважения к праву служат различные виды ответственности за нарушение этих прав. В зависимости от характера правонарушения виновные лица несут уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Основаниями наступления ответственности могут быть следующие деяния и правонарушения в отношении лиц:
препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подлога или иными способом свободному осуществлению гражданином РФ права на участие в референдуме;
либо использующих преимущества своего должностного или служебного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос референдума,
либо принуждающих граждан или препятствующих им ставить подписи в поддержку инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделки данных подписей;
либо осуществляющих подкуп участников референдума; либо своевременно не сформировавших и не уточнивших сведения о зарегистрированных участниках референдума перед направлением в соответствующие муниципальные комиссии;
либо нарушающих права членов комиссий референдума, в т.ч. с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных наблюдателей, доверенных лиц по
проведению, средств массовой информации, в т.ч. право на своевременное получение информации и копий документов референдума;
либо нарушающих правила проведения агитации при проведении референдума, в т.ч. проводящих агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования;
либо нарушающих правила финансирования подготовки и проведения референдума, в т.ч. задерживании перечисления средств комиссиям, инициативным группам по проведению референдума;
либо препятствующим или противозаконно вмешивающимся в работу комиссий референдума, либо в деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей;
либо препятствующих голосованию на участках;
либо нарушающих тайну голосования;
либо принуждающих участников голосовать вопреки их собственному выбору;
либо осущесгвивших подлог документов, составивших и выдавших заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов референдума, не представивших или не опубликовавших сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям;
либо нарушающих права граждан на ознакомление со списком участников;
либо выдающих гражданам бюллетени для голосования на референдуме в целях предоставления им возможности голосования за других лиц;
либо не представляющих или не публикующих отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение,
финансовые отчеты фондов о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение;
а также работодателей, отказывающих в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в референдуме.
Собрания (сходы) граждан - это организационно-правовая форма, используемая местным сообществом для обсуждения и принятия решений по вопросам местного значения..
Собрания (сходы) граждан являются одной из самых массовых и древних форм непосредственного народовластия. Они позволяют местным сообществам коллективно обсудить насущные вопросы и принять по ним решения. Их значительное преимущество в сравнении с референдумом и выборами состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, поиск решения и его принятие.
Собрания (сходы) служат эффективной формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных функций, являются школой их приобщения к решению местных вопросов, воспитания у них ответственности, инициативы я политической культуры. Одновременно они служат и действенным средством контроля за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В крупных по численности населения муниципальных образованиях могут проводиться собрания (съезды) граждан.
Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции (съезда) граждан, принятия и изменения их решений, пределы их; компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.
Роль собраний (сходов) и конференций (съездов) граждан в местных сообществах двояка. В одних случаях они выступают как формы непосредственной демократии всего местного сообщества муниципального образования, в других - лишь как формы территориального самоуправления.
Формами непосредственной демократии муниципального образования собрания (сходы) и конференции (съезды) жителей становятся тогда, когда они проводятся вместо референдума для
решения важнейших вопросов местного значения, либо в случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления.