d9e5a92d

Основные элементы системы управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования


12.3.3 Основные элементы системы управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования
Управление развитием муниципального образования и управление конкретными программами и проектами комплексного социально-экономического развития - это различные понятия, отличающиеся как масштабом, так и методами управления. В настоящем разделе рассмотрим основные этапы управления комплексным социально-экономическим развитием на примере управления отдельным конкретным проектом, который может быть частью более общей программы. Задача упрощена с тем, чтобы нагляднее показать суть управления программами развития.

Управление программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования принципиально не отличается от управления отдельным проектом, однако значительно возрастает число связей и необходимых при этом согласованных процедур. Рассмотрим этапы управления.
Этап сбора и обработки информации для органов местного самоуправления в условиях реального самоуправления приобретает важное значение. В условиях самоуправления это не просто сбор информации для осуществления статистической отчётности. Информация становится реальным инструментом управления. Поэтому вопросам информационного обеспечения органов местного самоуправления должно уделяться самое пристальное внимание. Экономить на оборудовании и подготовке кадров в сфере информации нецелесообразно, важно не ошибиться в стратегии приобретения оборудования.

Пословица скупой платит дважды при приобретении вычислительной и организационной техники всегда подтвердится, если органы местного самоуправления пойдут по пути экономии средств за счёт отказа от приобретения необходимого оборудования.
Информацию, которую необходимо собирать, обрабатывать и хранить, можно условно разбить на две части: информация для внутреннего использования (внутри муниципального образования) и для внешнего использования в соответствии с нормативно-правовыми актами, например по программам сбора информации для государственных и статистических служб. Для комплексного социально-экономического развития наибольший интерес представляет информация для внутреннего потребления, т.е. та информация, которая не запрашивается в ежегодной отчётности органами государственной власти.
Одной из первых программ развития муниципального образования должна стать программа становления и развития информационного обеспечения самоуправления муниципального образования. Обеспечив себя надёжной информационной основой, органы местного самоуправления могут смело приступать к разработке реальных (т.е. реализуемых) программ развития.
Особое место в работе с информацией занимает процесс сбора и обработки информации для разработки программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Этот процесс не должен носить пассивный и случайный характер, информация должна собираться целенаправленно. Какую информацию необходимо собирать для использования в процессе разработки программы комплексного социально-экономического развития?

Главная задача предварительного этапа сбора информации заключается в том, чтобы на её основе можно было достаточно точно сформулировать цели развития муниципального образования.
На базе, полученной на этом этапе информации, должны быть определены наиболее перспективные направления развития экономической основы комплексного развития муниципального образования. При этом необходимо ответить на ряд вопросов:

  • в чём состоит уникальность данного муниципального образования?
  • какова внешняя конъюнктура в отношении к этой уникальности (как много конкурентов и насколько это перспективно) ?
  • можно ли на основе этой уникальности сформировать экономическую базу самоуправления?

На этом этапе выявляются и основные социальные проблемы, которые необходимо решить в будущем.
Таким образом, сбор информации для определения направления развития города не может быть исчерпывающе формализован и может осуществляться в широком диапазоне: от сбора традиционной статистической информации до получения необходимой информации посредством проведения глубоких многолетних научных исследований. В первом случае мы в большой мере опираемся на интуицию и корректируем развитие муниципального образования методом проб и ошибок, во втором - привлекаем научные силы и с определённой вероятностью страхуем себя от возможных печальных последствий экономики и социально не обоснованного пути развития. Этап сбора и обработки информации в широком смысле носит непрерывный характер, так как в процессе управления развитием постоянно приходится вносить коррективы, как под влиянием внешних факторов, так и по причине ошибок в планировании и управлении.


Этап целеопределения также важен в процессе управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. Этот этап должен осуществляться в рамках специально для этих целей разработанной процедуры. Учитывая то, что определение целей развития носит выраженный творческий характер, какой-либо единый формальный алгоритм, применимый для широкого распространения, рекомендовать невозможно.

Этот этап темнейшим образом связан с предыдущим - этапом сбора и переработки информации.
Важно понимать, что определение целей развития является циклическим. Сначала оценивается имеющаяся в распоряжении муниципального образования информация, которая является базовой для предварительной оценки возможных направлений развития Затем на основе отобранных предварительных данных проводится экономическая и социальная оценка предполагаемых стратегических направлений развития. На этом этапе может потребоваться дополнительная информация, на основе которой производится уточнение, и т.д.
Выработка целей развития поселения производится профессиональными коллективами. Учитывая то, что это должно быть постоянной функцией органов местного самоуправления, крупные муниципальные образования могут позволить себе предусмотреть соответствующие органы в структуре органов местного самоуправления. На определённом этапе в процедуре определения целей развития должны быть предусмотрены мероприятия по согласованию этих целей с местным сообществом, с органами государственной власти, а также органами местного самоуправления соседних муниципальных образований, интересы которых могут быть затронуты.
С учётом того, что выработка и корректировка целей развития бесконечны, необходимо в процедуре выработки целей предусмотреть чёткие критерии её окончания. В каждом муниципальном образовании может быть своя система критериев успешного завершения этапа определения целей или корректировки определённых ранее целей развития на очередной планируемый цикл. Однако очевидно, что главным ограничением здесь является срок, отведённый на этот этап, по истечении которого должен начаться этап разработки конкретной программы.

Работы по уточнению стратегических целей развития могут быть продолжены параллельно, и их результаты могут быть использованы на следующем очередном цикле.
Определение целей развития может продолжаться непрерывно, но в определённые сроки должны быть выданы соответствующие результаты, на основании которых можно будет начать следующий этап - разработку концепции и программы развития на очередной планируемый цикл.
При определении целей развития должны быть предусмотрены (кроме постановки цели) и другие работы, связанные с основной задачей данного этапа:

  • определение средств достижение целей, исходя из имеющихся ресурсов;
  • определение промежуточных целей и ориентиров, позволяющих количественно оценивать степень соответствия реальных изменений в муниципальном образовании принятой программе развития.

Сроки и протяжённость этапов должны быть увязаны с бюджетным процессом. Для разработки больших и сложных программ комплексного социально-экономического развития необходимо предварительно разработать концепцию этой программы, которая представляет собой текст, написанный в свободной форме, позволяющий раскрыть единый определяющий замысел программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. В концепции может быть приведена система взглядов и представлений, раскрывающих замысел программы и служащих её обоснованием.

Официально принятая концепция развития в значительной степени облегчает разработку и принятие его программы.
Этап разработки программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования - это основной этап в цикле управления развитием муниципального образования Успех на этом этапе в значительной степени зависит от тщательности и добросовестности работы, проделанной на предыдущих этапах, о которых говорилось выше Успех на этом этапе предопределяет также то, насколько
успешна будет реализация программы развития. Нет необходимости, по-видимому, доказывать, что разрабатывать программу развития должны профессионалы-управленцы. Этап разработки программы неотделим от этапа принятия этой программы представительным органом местного самоуправления.
Этап принятия программы комплексного социально-экономического развития представительным органом местного самоуправления - принципиальный этап в процессе управления развитием муниципального образования.



Содержание раздела