d9e5a92d

Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования


Глава 12.Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования
12.1 Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований регулируется Федеральный законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и отнесено к полномочиям местного самоуправления.
Понятие комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования впервые встречается в современной правовой системе России, не раскрыто в основополагающем Федеральном законе, и поэтому требуется его современная трактовка.
Прежде чем приступить к изложению базового понятия комплексное социально-экономическое развитие
муниципального образования необходимо более подробно остановиться на таких понятиях, как поселение и муниципальное образование.
Термин поселение имеет очень широкое значение. Словарь русского языка С.И. Ожегова поселение определяет как населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает. Под населенным пунктом С.И.

Ожегов понимает общее название мест с постоянными жителями, используемое как правило, в официальных отношениях. В Конституции Российской Федерации используется термин поселение. Основной Закон различает городские и сельские поселения. Под поселением в настоящей главе будем понимать
место, где компактно (на определенной ограниченной территории) проживают люди.
.Понятие муниципальное образование вошло в употребление с появлением Гражданского кодекса РФ (1994 г.). Это обусловлено необходимостью обозначения новых субъектов гражданских правоотношений, какими являются городские, сельские поселения и другие территории, на которых может осуществляться местное самоуправление.
Ни в Конституции Российской Федерации, ни в Гражданском кодексе Российской Федерации прямых определений понятий поселения и муниципальное образование не дается. Понятие муниципального образования в Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (ч.1 ст.1) определяется как городское, сельское поселение, иная населенная территория... в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Причем данное понятие уточняется в ч.3 ст.61 цитируемого федерального закона, где устанавливается, что наличие муниципальной собственности не является, строго говоря, обязательным признаком, и в особенности на момент вступления указанного Федерального закона в силу.
Сопоставляя Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральным закон Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, можно сделать заключение, что под муниципальными образованиями понимается и некая территория, в пределах которой проживающее на ней население (не обязательно компактно и оседло) осуществляет функцию самоуправления и часть городской территории (района в городе), приобретшая статус муниципального образования, позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление.
Как частный случай, муниципальное образование и поселение в правовом отношении могут означать одно и то же: если поселение имеет статус муниципального образования, то понятие поселением и муниципальное образование совпадают.
Рассмотрим основные принципы, определяющие содержание понятия развитие. Краткая философская энциклопедия дает следующую трактовку понятия развитие: Развитие закономерное изменение материи и сознания, их уневерсальное свойство...Развитие бывает или экстенсивным проявлением и увеличением уже имеющегося, или интенсивным, т.е возникновением качественно новых форм. Развитие бывает экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным., определяемым окружающим миром или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого и находится внутри самого развивающегося.
Таким образом, применение понятия развитие муниципальным образованием может быть представлено в виде нескольких подходов, из которых наибольший интерес представляют следующие два, когда развитие муниципального образования это:


1) выход на новый качественный уровень (интенсивное) через проявление воли субъекта, расположенного внутри (эндогенное), т.е. преимущественно через органы местного самоуправления;
2) увеличение количественных показателей уже имеющихся форм организации жизнеобеспечения (экстенсивное) за счет внешнего воздействия (экзогенное), т.е. преимущественно на основании решений органов государственной власти.
При первом подходе процесс развития - это процесс, в значительной степени определяемый волей субъекта, находящегося внутри субъекта развития. При втором подходе понятие развитие содержит процесс изменений преимущественно под действием внешних сил. Еще раз
подчеркнем, и первый, и второй .подходы определяют некоторый закономерный процесс изменений, однако, в первом случае в большей степени предполагается проявление чьей-либо воли (воли субъекта), во втором случае процесс развивается преимущественно под действием внешних обстоятельств (независимо от воли субъекта, расположенного внутри объекта развития).
Современные экономические условия и состояние законодательства требуют от нас принять содержание понятия развитие таким, как оно продемонстрировано в первом подходе. Очевидно, второй подход олицетворяет ситуацию недавнего прошлого, когда условия развития поселений задавались преимущественно извне.
Понятие социально-экономической развитие не может быть применено (в строгом смысле этих слов) к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии с п.4 ч.2 ст. 6 упомянутого выше Федерального закона комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования отнесено к ведению местного самоуправления вне зависимости от социально-экономического состояния муниципального образования.
Под строгим смыслом слов здесь понимается то, что экономические законы и законы развития общества (социальные законы) не являются в чистом виде проявлениями чьей-либо субъективной воли, а в основном отражают объективные экономические и социальные связи. В этом смысле не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие, даже в том случае, когда этого требует Федеральный закон. И речь здесь идет не о временных экономических трудностях или недостатках законодательства, не обеспечившего финансово-экономическую базу местного самоуправления, а о потенциальной возможности устойчивого социально-
экономического развития муниципального образования в пределах существующих границ.
Принципиально разные экономические основы развития сельских и городских поселений предполагают различные механизмы комплексного социально-экономического развития города и села. Важным критерием развития, по-видимому, должна стать его устойчивость в отношении внешних факторов. На сегодня не все города, не говоря уже о сельских поселениях, могут осуществить самостоятельное развитие своих территорий.

Это, в частности, связано с тем, что время возникновения и развития многих современных поселений совпало с периодом индустриализации, которая проходила в условиях административной (сверхцентрализованной) экономики.
В России многие малые города возникали и формировались в связи со строительством крупных промышленных объектов и в результате стали заложниками экономического состояния соответствующих отраслей промышленности.
Таким образом, учитывая вышесказанное, комплексное социально-экономическое развитие следует относить к компетенции муниципальных образований, которые являются самостоятельными городскими поселениями. Для остальных муниципальных образований их самостоятельность осуществления собственных планов социально-экономического развития должна быть дополнительно исследована в каждом отдельном случае.
Таким образом, приходим к выводу, что местное самоуправление - это источник развития муниципальных образований в правильной трактовке понятия развитие.
Итак, развитие в правильном его понимании связано с местным самоуправлением, т.е. развитие и по существу, и в соответствии с законодательством - функция местного самоуправления.
Трактовка понятия развитие муниципального образования связано с пониманием масштабов и глубины
комплексного социально-экономического развития. Мнение по этому вопросу можно свести к трем основным позициям.
Позиция первая заключается в том, что под комплексным социально-экономическим развитием понимается развитие инфраструктуры муниципального образования. К представителям этого направления можно отнести тех, кто под комплексным социально-экономическим развитием понимает развитие не только инфраструктуры муниципального образования, но и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления посредством управления муниципальной собственностью и ведением собственной хозяйственной деятельности.
Позиция вторая сводится к тому, что под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования в отношении поселений понимается генеральный план застройки или генеральный план капитального строительства.
Позиция третья заключается в том, что муниципальное образование понимается как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития, и если гражданам (жителям поселения) законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то понятие комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования должно относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности муниципального образования, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами жизнедеятельности (такие как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, экономическими структурами различных форм собственности, формирование и развитие системы подготовки жителей к
местному самоуправлению, развитие духовной жизни муниципального образования и др.
Рассмотренные выше точки зрения и существующее законодательство предоставляют возможность дать следующее определение. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменения в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.



Содержание раздела