d9e5a92d

Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования


12.3 Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования
12.3.1 Общие положения
Под управлением комплексным социально - экономическим развитием муниципального образования будем понимать управление взаимосогласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также
принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципального образования присущи им всем. В этой связи необходимо отметить следующее. Каким бы непрерывным ни казался процесс развития и управления им, общая принципиальная особенность процесса управления развитием муниципальных образований - его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:

  • бюджетный процесс;
  • период полномочий органов местного самоуправления;
  • крупные инвестиционные проекты;
  • местные традиционные особенности (культурно исторические, религиозные и др.)

В вопросе управления развитием муниципального образования могут быть два подхода (или две стратегии).
Первый подход. Если цикл управления развитием имеет достаточно чёткие границы, то есть начало цикла управления развитием и его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием условно можно разбить на период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы.
Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Его преимущество состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты управления. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.
Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникает необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: разработки программы и её реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть жёстко согласованы по срокам.
Эти два процесса могут развиваться параллельно, т.е. одновременно могут существовать две программы развития: программа комплексного социально - экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и программа развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определённые периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определённый период (например, на год). Таким образом, процесс управления развитием в последнем случае существенно сложнее, требует более высокого уровня управления и прежде всего применения современных средств работы с информацией.
Однако, каким бы сложным ни был процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
в период разработки программы развития:

  • сбор и обработку информации;
  • целеопределение (постановка целей);
  • выработку стратегических установок и критериев развития;
  • оценку потенциала и ресурса развития;
  • разработку концепции комплексного социально экономического развитая муниципального образования;
  • разработку и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • в период реализации программы развитка,
  • разработку и принятие бюджета развития; исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально - экономического развития;
  • контроль, сбор и обработку информации и выработку предложений по корректировке бюджета (программы концепции).
<

p> Итак, основная особенность планирования и распределения по этапам процесса комплексного социально - экономического развития муниципального образования заключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими, как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др
Размно спланированный бюджетный процесс
(предусматривающий, в том числе, и корректировку), увязанные с бюджетным процессом сроки проведения избирательной компании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов, а также степень преемственности органов местного самоуправления могуг в значительной степени снизить число вероятных конфликтов в отношении выбора и корректировки путей развятия муниципального образования и тем самым повысить эффективность развития муниципального образования.



Содержание раздела