d9e5a92d

Процесс исполнения бюджета включает стадии


Представительная ветвь власти может за счет средств местного бюджета создать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Для обслуживания исполнения бюджетов органы местного самоуправления заключают соглашения с территориальными органами Главного управления Федерального Казначейства. Тогда полномочия казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета.

В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительная власть может создать муниципальное казначейство.
Органы местного самоуправления могут не только выдавать ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местного бюджета, но и получать в банках и других кредитных учреждениях краткосрочные и долгосрочные кредиты.
Особую роль в привлечении дополнительных доходов на территорию играют муниципальные займы посредством выпуска и продажи муниципальных облигаций. Такие облигации обеспечены муниципальным имуществом и средствами местного бюджета, причем государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования.

Исполнение обязательств по ценным бумагам осуществляется за счет местной казны в соответствии с правовым актом о бюджете на текущий финансовый год.

Предельно допустимая сумма долговых обязательств местной власти не должна превышать 15% объема расходной части бюджета.
Осуществление платежей и расчетов, связанных с кассовым исполнением бюджета, производится учреждениями Центрального банка РФ (ЦБ РФ) и уполномоченными кредитными организациями.
К основным операциям по кассовому исполнению бюджета относятся:
- прием и зачисление средств, поступающих в доходы бюджета;
- осуществление отчислений от поступлений по налогам и другим доходам в местный бюджет;
- выдача средств бюджета в пределах сумм, имеющихся на счетах.
При выполнении операций по кассовому исполнению бюджета учреждения ЦБ РФ:
- ведут учет средств местных бюджетов;
- производят расчетное и кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на местных бюджетах, осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств;
- сверяют учетные данные по расходам бюджета с данными распорядителей кредитов, финансовых и других органов.
При кассовом исполнении местных бюджетов учреждения ЦБ РФ открывают основной текущий счет. На основные текущие счета местных бюджетов зачисляются: доходы, относящиеся к данному бюджету; поступления из других бюджетов; иные установленные доходы.

С основных текущих счетов местных бюджетов производится перечисление средств на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств; средств на счета в учреждениях ЦБ РФ и кредитных организациях на финансирование капитальных вложений и других мероприятий за счет бюджета; сумм вышестоящим и нижестоящим бюджетам; сумм на расчетные счета предприятий; сумм невыясненных поступлений для зачисления по принадлежности в другие бюджеты или другим организациям: возврат излишне зачисленных в бюджет доходов; производство других установленных расходов.

Перечисление средств с основных текущих счетов местных бюджетов на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств производится по поручениям финансовых органов. По поручениям главных распорядителей с их текущих счетов перечисляются средства на текущие счета подведомственных организаций и учреждений.
Финансовые органы и главные распорядители бюджетных средств представляют поручения на перечисление средств в сроки, обеспечивающие своевременную выплату заработной платы и нормальную работу бюджетных учреждений.
При переходе на казначейское исполнение бюджетов органы Федерального Казначейства осуществляют операции на основании договора на кассовое обслуживание.
В качестве примера, рассмотрим бюджет муниципального образования город Екатеринбург.
Екатеринбург является крупным городом с населением около 1,5млн. человек, столицей субъекта РФ и в своем составе содержит 7 административных районов, ранее имевших свои бюджеты, входящие в консолидированный городской, а с 1.01.01 г. перешедшие на сметы.


Формирование городского бюджета ежегодно осуществляется на основании постановления Главы города, с учетом мнения отраслевых комитетов, управлений и служб администрации города, глав администраций районов города. Нормативно-правовую базу этого процесса составляют положения Бюджетного кодекса РФ, закон субъекта РФ Об областном бюджете, положение О бюджетном процессе в городе Екатеринбурге, Устав муниципального образования.

Рассмотрение и утверждение бюджета производится городской Думой (представительным органом власти).
Процесс исполнения бюджета включает следующие стадии:
1. После принятия решения городской Думой О бюджете города администрация устанавливает поквартального исполнения городского бюджета.
2. В процессе исполнения бюджета при значительном снижении планируемых доходов, ведущих к росту установленного дефицита, городская Дума по инициативе администрации принимает решение о введении секвестра расходов в пропорциональных объемах, кроме защищенных статей.
3. Постановления главы города, влияющие на изменение доходов или расходов бюджета (перераспределение средств бюджета, выделение дополнительных средств на расходы, отсутствующие в проекте) подлежат утверждению Думой.
4. Свободные бюджетные средства на начало бюджетного года изъятию не подлежат и расходуются по согласованию с Думой.
5. При исполнении бюджета налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, направлению во внебюджетные фонды не подлежат, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
6. Администрация города и районов информируют население через средства массовой информации об исполнении бюджета города.
7. Организация исполнения бюджета возлагается на финансово-бюджетные управления администрации города или на территориальные отделения Федерального Казначейства.
Рассмотрим далее структуру бюджета города.
При формировании доходной части бюджета используются данные о фактическом поступлении налоговых и неналоговых доходов в предшествующем году, значение индекса дефлятора, прогнозируемого федеральными органами власти на предстоящий год, а также основные показатели прогноза экономического и социального развития региона на предстоящий период.
Итак, в доходную часть городского бюджета поступают:

Таблица 1. Структура доходов городского бюджета на 2001г.

Статья дохода
Сумма
(в млн. руб.)
% от объема
Ставка или % отчисл.

I.Налоговые доходы:

3544
92

    1. Налоги на прибыль (доход),

    прирост капитала:

    2184
    56,7

    -налог на прибыль организаций
    619
    16
    5,8
    -подоходный налог с физич. лиц
    1569
    40,7
    58,8
    1.2 Налоги на товары и услуги:
    532
    13.8
    -акцизы
    37
    0,9
    5-10
    -налог с продаж
    495
    12.9
    60
    1.3 Налоги на совокупный доход:
    123
    3,6
    -единый налог, взимаемый в связи с упрошенной системой налогообложения, учета и отчетности
    23
    0.6
    100
    -единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
    100
    3
    22-37,5
    1.4 Налоги на имущество:
    523
    13.6
    -налог на имущество физ. лиц
    12
    0,3
    100
    -налог на имущество предприятий
    510
    13,27
    50
    -налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения
    1
    0,03
    100
    1.5 Платежи за пользование природными ресурсами:
    131
    3,4
    -платежи за пользование недрами
    4
    0,1
    59
    -платежи за пользование лесным фондом
    0,3
    0,01
    59
    -земельный налог
    126.7
    3,3
    50
    1.6 Прочие налоги, сборы, пошлины:
    51
    1,3
    -государственная пошлина
    12
    0,3
    100

    -целевой сбор на благоустройство территории
    6.5
    0,3
    100
    -целевой сбор на содержание милиции
    6,5
    0,3
    100
    -налог на рекламу
    26
    0,7
    100
    II.Неналоговые доходы:
    305
    8
    - доходы от имущества., находящегося в муниципальной собственности
    205
    5,3
    100
    - административные платежи и сборы
    2
    0.1
    100
    - штрафные санкции, возмещение ущерба
    55
    1.4
    100
    - прочие неналоговые доходы
    43
    1.3
    100
    ИТОГО:
    3849
    100


    Как показывают данные таблицы, основу поступлений в бюджет составляют налоговые доходы. В их составе преобладают подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц.

    Все это федеральные налоги, частично (в % доле), на постоянной или долговременной основе закрепленные за местным бюджетом.

    Частично перераспределяются в бюджет и региональные налоги (% отчислений по ним устанавливаются субъектом РФ) - налог с продаж, единый налог на вмененный доход с определенных видов деятельности. Местные налоги и сборы - налог на рекламу, сбор на благоустройство территории, сбор на содержание милиции и др.- полностью поступают в местный бюджет.
    Нужно отметить, что доля неналоговых доходов в бюджете постоянно растет, основу их составляют доходы от арендной платы за имущество, находящееся в муниципальной собственности и деятельности с ним связанной, например, доходы по акциям муниципального образования, доходы от сдачи в аренду рекламного пространства, проценты от размещения в банках временно свободных средств бюджета и т.д.



    Содержание раздела