Представительная ветвь власти может за счет средств местного бюджета создать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Для обслуживания исполнения бюджетов органы местного самоуправления заключают соглашения с территориальными органами Главного управления Федерального Казначейства. Тогда полномочия казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета.
В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительная власть может создать муниципальное казначейство.
Органы местного самоуправления могут не только выдавать ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местного бюджета, но и получать в банках и других кредитных учреждениях краткосрочные и долгосрочные кредиты.
Особую роль в привлечении дополнительных доходов на территорию играют муниципальные займы посредством выпуска и продажи муниципальных облигаций. Такие облигации обеспечены муниципальным имуществом и средствами местного бюджета, причем государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования.
Исполнение обязательств по ценным бумагам осуществляется за счет местной казны в соответствии с правовым актом о бюджете на текущий финансовый год.
Предельно допустимая сумма долговых обязательств местной власти не должна превышать 15% объема расходной части бюджета.
Осуществление платежей и расчетов, связанных с кассовым исполнением бюджета, производится учреждениями Центрального банка РФ (ЦБ РФ) и уполномоченными кредитными организациями.
К основным операциям по кассовому исполнению бюджета относятся:
- прием и зачисление средств, поступающих в доходы бюджета;
- осуществление отчислений от поступлений по налогам и другим доходам в местный бюджет;
- выдача средств бюджета в пределах сумм, имеющихся на счетах.
При выполнении операций по кассовому исполнению бюджета учреждения ЦБ РФ:
- ведут учет средств местных бюджетов;
- производят расчетное и кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на местных бюджетах, осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств;
- сверяют учетные данные по расходам бюджета с данными распорядителей кредитов, финансовых и других органов.
При кассовом исполнении местных бюджетов учреждения ЦБ РФ открывают основной текущий счет. На основные текущие счета местных бюджетов зачисляются: доходы, относящиеся к данному бюджету; поступления из других бюджетов; иные установленные доходы.
С основных текущих счетов местных бюджетов производится перечисление средств на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств; средств на счета в учреждениях ЦБ РФ и кредитных организациях на финансирование капитальных вложений и других мероприятий за счет бюджета; сумм вышестоящим и нижестоящим бюджетам; сумм на расчетные счета предприятий; сумм невыясненных поступлений для зачисления по принадлежности в другие бюджеты или другим организациям: возврат излишне зачисленных в бюджет доходов; производство других установленных расходов.
Перечисление средств с основных текущих счетов местных бюджетов на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств производится по поручениям финансовых органов. По поручениям главных распорядителей с их текущих счетов перечисляются средства на текущие счета подведомственных организаций и учреждений.
Финансовые органы и главные распорядители бюджетных средств представляют поручения на перечисление средств в сроки, обеспечивающие своевременную выплату заработной платы и нормальную работу бюджетных учреждений.
При переходе на казначейское исполнение бюджетов органы Федерального Казначейства осуществляют операции на основании договора на кассовое обслуживание.
В качестве примера, рассмотрим бюджет муниципального образования город Екатеринбург.
Екатеринбург является крупным городом с населением около 1,5млн. человек, столицей субъекта РФ и в своем составе содержит 7 административных районов, ранее имевших свои бюджеты, входящие в консолидированный городской, а с 1.01.01 г. перешедшие на сметы.
Формирование городского бюджета ежегодно осуществляется на основании постановления Главы города, с учетом мнения отраслевых комитетов, управлений и служб администрации города, глав администраций районов города. Нормативно-правовую базу этого процесса составляют положения Бюджетного кодекса РФ, закон субъекта РФ Об областном бюджете, положение О бюджетном процессе в городе Екатеринбурге, Устав муниципального образования.
Рассмотрение и утверждение бюджета производится городской Думой (представительным органом власти).
Процесс исполнения бюджета включает следующие стадии:
1. После принятия решения городской Думой О бюджете города администрация устанавливает поквартального исполнения городского бюджета.
2. В процессе исполнения бюджета при значительном снижении планируемых доходов, ведущих к росту установленного дефицита, городская Дума по инициативе администрации принимает решение о введении секвестра расходов в пропорциональных объемах, кроме защищенных статей.
3. Постановления главы города, влияющие на изменение доходов или расходов бюджета (перераспределение средств бюджета, выделение дополнительных средств на расходы, отсутствующие в проекте) подлежат утверждению Думой.
4. Свободные бюджетные средства на начало бюджетного года изъятию не подлежат и расходуются по согласованию с Думой.
5. При исполнении бюджета налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, направлению во внебюджетные фонды не подлежат, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
6. Администрация города и районов информируют население через средства массовой информации об исполнении бюджета города.
7. Организация исполнения бюджета возлагается на финансово-бюджетные управления администрации города или на территориальные отделения Федерального Казначейства.
Рассмотрим далее структуру бюджета города.
При формировании доходной части бюджета используются данные о фактическом поступлении налоговых и неналоговых доходов в предшествующем году, значение индекса дефлятора, прогнозируемого федеральными органами власти на предстоящий год, а также основные показатели прогноза экономического и социального развития региона на предстоящий период.
Итак, в доходную часть городского бюджета поступают:
Таблица 1. Структура доходов городского бюджета на 2001г.
Статья дохода |
Сумма (в млн. руб.) |
% от объема |
Ставка или % отчисл. |
I.Налоговые доходы: |
3544 |
92 |
|
|
2184 |
56,7 |
|
-налог на прибыль организаций |
619 |
16 |
5,8 |
-подоходный налог с физич. лиц |
1569 |
40,7 |
58,8 |
1.2 Налоги на товары и услуги: |
532 |
13.8 |
|
-акцизы |
37 |
0,9 |
5-10 |
-налог с продаж |
495 |
12.9 |
60 |
1.3 Налоги на совокупный доход: |
123 |
3,6 |
|
-единый налог, взимаемый в связи с упрошенной системой налогообложения, учета и отчетности |
23 |
0.6 |
100 |
-единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности |
100 |
3 |
22-37,5 |
1.4 Налоги на имущество: |
523 |
13.6 |
|
-налог на имущество физ. лиц |
12 |
0,3 |
100 |
-налог на имущество предприятий |
510 |
13,27 |
50 |
-налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения |
1 |
0,03 |
100 |
1.5 Платежи за пользование природными ресурсами: |
131 |
3,4 |
|
-платежи за пользование недрами |
4 |
0,1 |
59 |
-платежи за пользование лесным фондом |
0,3 |
0,01 |
59 |
-земельный налог |
126.7 |
3,3 |
50 |
1.6 Прочие налоги, сборы, пошлины: |
51 |
1,3 |
|
-государственная пошлина |
12 |
0,3 |
100 |
-целевой сбор на благоустройство территории |
6.5 |
0,3 |
100 |
-целевой сбор на содержание милиции |
6,5 |
0,3 |
100 |
-налог на рекламу |
26 |
0,7 |
100 |
II.Неналоговые доходы: |
305 |
8 |
|
- доходы от имущества., находящегося в муниципальной собственности |
205 |
5,3 |
100 |
- административные платежи и сборы |
2 |
0.1 |
100 |
- штрафные санкции, возмещение ущерба |
55 |
1.4 |
100 |
- прочие неналоговые доходы |
43 |
1.3 |
100 |
ИТОГО: |
3849 |
100 |
Как показывают данные таблицы, основу поступлений в бюджет составляют налоговые доходы. В их составе преобладают подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц.
Все это федеральные налоги, частично (в % доле), на постоянной или долговременной основе закрепленные за местным бюджетом.
Частично перераспределяются в бюджет и региональные налоги (% отчислений по ним устанавливаются субъектом РФ) - налог с продаж, единый налог на вмененный доход с определенных видов деятельности. Местные налоги и сборы - налог на рекламу, сбор на благоустройство территории, сбор на содержание милиции и др.- полностью поступают в местный бюджет.
Нужно отметить, что доля неналоговых доходов в бюджете постоянно растет, основу их составляют доходы от арендной платы за имущество, находящееся в муниципальной собственности и деятельности с ним связанной, например, доходы по акциям муниципального образования, доходы от сдачи в аренду рекламного пространства, проценты от размещения в банках временно свободных средств бюджета и т.д.