Ранее, в городской бюджет поступала целевая финансовая помощь - субвенция из Фонда Финансовой поддержки муниципальных образований, но фактически по ней наблюдалось недофинансирование и на данный момент она не запланирована вообще.
Анализ формирования и исполнения основных показателей доходной части бюджета позволяет сделать следующие выводы:
- доходная часть бюджета фактически всегда исполнялась с профицитом: 108,3%, 103% и т.д.;
- отчисления от регулирующих доходов (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество юридических лиц) в местный бюджет постоянно уменьшались, и перераспределение шло в пользу федерального и регионального бюджетов;
- недофинансирование выплат из областного фонда финансовой поддержки затруднило реализацию программ социально-экономического развития города.
Структура расходов городского бюджета города Екатеринбурга.
Специфика формирования местных бюджетов в РФ заключается в том, что в отличие от зарубежных стран, доходная часть напрямую зависит от его расходов: сначала определяется необходимый объем расходов исходя из минимальных социальных стандартов или от фактических затрат прошлого года, а затем формируется доходная часть бюджета.
Далее приведем структуру расходов городского бюджета по укрупненным статьям функциональной классификации.
Таблица 2.Структура расходов городского бюджета на 1999г.
Статья расхода |
Сумма (в млн. руб.) |
% от объема |
1.Народное хозяйство |
1195 |
37,7 |
2.Социально-культурная сфера: |
1659 |
52,2 |
- образование |
1004 |
31,6 |
- культура и искусство |
86 |
2,7 |
- здравоохранение |
404 |
12,7 |
- физкультура |
3 |
0,1 |
- молодежная политика |
3 |
0,1 |
- социальная политика |
156 |
4.9 |
-средства массовой информации |
3 |
0,1 |
3.Содержание право-охранительных органов |
13 |
0.4 |
4. Содержание органов местного самоуправления |
114 |
3,6 |
5. Прочие |
194 |
6,1 |
ИТОГО: |
3178 |
100 |
Данные вышеприведенной таблицы показывают, что наибольшая доля расходов бюджета приходится на содержание социально-культурной сферы территории и народное хозяйство. Среди объектов социальной инфраструктуры больший удельный вес занимают расходы на учреждения образования (дошкольное, среднее и среднее специальное) и здравоохранения.
К народно-хозяйственной или экономической инфраструктуре муниципального образования относятся предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности (тепло-энергетический комплекс, строительная индустрия и т.д.).
За последнее время финансирование народного хозяйства и здравоохранения города снизилось, тогда, как, расходы на образование увеличились.
В целом, большая доля расходов на социальную политику идет сейчас из местных бюджетов: образование-73,6%; культура и искусство-58,9%; здравоохранение-51,4%. Необходимо отметить, что городской бюджет по расходам состоит из двух частей: бюджета текущих расходов, приведенного в таблице 2; бюджета развития, который содержит ассигнования на финансирование инвестиций и инновационной деятельности, а также затраты на капитальные вложения в социально-экономическое развитие территории.
Бюджет развития принимается вместе с бюджетом текущих расходов и определяет направления расходования средств по программам и проектам, проведение которых намечено на финансовый год.
Таблица 3.Структура бюджета развития города на 1999г.
Статья расхода |
Сумма (тыс. руб.) |
% от объема |
1.Программа энергосбережения |
5935 |
4,2 |
2.Социальная защита |
1110968 |
7,8 |
3.Охрана правопорядка |
7365 |
5,2 |
4.Расходы на капи-тальные вложения |
104104 |
74 |
5.Поддержка предпринимательской деятельности |
185 |
0.13 |
6.Комплексная програм-ма по созданию и сохра-нению рабочих мест 1997-2000гг. |
75 |
0,05 |
7. Развитие инфраст-руктуры поселков и отдаленных территорий |
5616 |
4 |
8.Улучшение содер-жания придомовых территорий, реформи-рование ЖКХ |
2445 |
1,82 |
9.Погашение кредиторс-кой задолженности по строительству Театра Кукол |
327 |
0,2 |
10.Реконструкция карди-ологического центра |
3720 |
2,6 |
ИТОГО: |
140740 |
100 |
Все указанные в данном бюджете расходы нацелены на развитие муниципального образования и соответствуют его уставу, хотя за последний период ассигнования на капитальные вложения значительно уменьшились из-за недостатка доходов бюджета. В целом, бюджет развития города соответствует 4,4% от всего объема расходов годового бюджета.