d9e5a92d

Государственные внебюджетные фонды РФ


Лекция 10. Государственные внебюджетные фонды РФ: доходы, направления расходования средств.

1. Пенсионный фонд РФ: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
2. Фонд социального страхования РФ: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
3. Фонды обязательного медицинского страхования: цели создания и задачи фондов; доходы и расходы бюджетов фондов.

1.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90г. и введен в действие с 1.01.92г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91г.
Цель его создания - обеспечение формирования и распределения финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. В основные задачи фонда входят:
- целевой сбор и аккумуляция ЕСН и страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением фонда;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;
- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;
- организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц;
- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- проведение научно- исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования.
Расходы бюджета ПФР обеспечивают:

  • выплату трудовых и государственных пенсий, в том числе, гражданам, выезжающим за пределы РФ;

  • выплату пособий на погребение и оказание социальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

  • финансирование других статей в соответствии с законом.

В качестве примера рассмотрим бюджет ПФР на 2003г.
Его доходы- 822,2 млрд. руб.,
Расходы-864, 9 млрд. руб.
Дефицит- 42,1 млрд. руб.
Источниками доходов бюджета фонда выступают:
- ЕСН из федерального бюджета (поступает туда по ставке 14%);
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату страховой части трудовой пенсии;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной части трудовой пенсии;
- недоимки, пени, финансовые санкции;
- средства федерального бюджета;

  • средства федерального бюджета, передаваемые в фонд Министерством труда и социального развития на выплату досрочных пенсий безработным, пособий на погребение и т.п.;

  • средства из фонда Министерства РФ по атомной энергии;

  • страховые взносы по дополнительным тарифам для организаций гражданской авиации;

  • доходы от размещения временно свободных денежных средств;

  • доходы от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

  • прочих доходов.


Таблица 1. Структура доходов Пенсионного фонда РФ.

Статья дохода
Сумма, в млрд. руб.
% от сов. дох.
1. Налоговые доходы:
389,2
47,3
1) Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:
376,7
45,8
- взносы на выплату страх. части труд. пенсии
- взносы (фикс. платеж) на выплату накопит. части труд. пенсии
2) Недоимки, пени, финансовые санкции
12,5
1,5
2. Неналоговые доходы:
16,5
2
1) Доходы от размещения временно свободных денежных средств
9,2
1,1
2) Доходы от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

7
0,9
3) Прочие
0,3
0,04
3. Безвозмездные поступления (субвенция):
417,2
50,7
1) ЕСН из федер. бюджета
365,6
44,4
2) Средства фед. бюджета, передаваемые в фонд Министерством труда и социального развития
0,7
0,1
3) Средства фед. бюджета
50,3
6,1
4) Средства из фонда Министерства РФ по атомной энергии
0,5
0,1
Итого:
822,8
100


Таблица 2. Структура расходов Пенсионного фонда РФ.

Статья расходов:
Сумма в млрд. руб.
% от сов. расх.
1.Расходы бюджета (без учета финанс. и МТО текущей деятельности)
1) Обязательное пенсионное страхование:
729
86,6
- базовая часть трудовой пенсии
264,7
31,4
- страховая часть трудовой пенсии
452,5
53,7
- пенсии выехавшим за пределы РФ
0,4
0,05
- компенсации неработ. по уходу за нетрудоспособными
0,4
0,05
- соц. пособия и услуги по погребению
1,7
0,21
-доставка пенсий и пособий
9,3
1,1
2) Пенсии по госуд. пенс. обеспечению (военнослужащим, вторая пенсия участникам ВОВ, соц. пенсии, соц. пособия на погребение и др.)
49,3
5,9
3) Пенсии за счет средств, передаваемых в фонд Министерством труда и социального развития РФ (пенсии и пособия на погребение безраб.)
0,7
0,1
4) Дополнительное пенс. обеспечение (доплаты к пенсии летчикам, работникам ядерного комплекса)
0,8
0,1
5) Оказание соц. помощи
5,5
0,7
6) Расходы по накоп. составляющей ПФР
56,5
6,7
7) Прочие расходы
0,2
0,02
Всего:
842
100
2. Расходы на финансовое и МТО текущей деятельности фонда:
1) Госуд. управление
21,7
95,1
2) Международная деятельность
0,003
0,01
3) Фундам. исследование и содействие НТП
0,1
0,4
4) Промышленность, энергетика, строи-тельство
1
4,4
5) Образование
0,03
0,13
Всего:
22,8
100
Итого:
864,8
100
<

p> К органам управления фондом относятся Правление фонда и исполнительная дирекция. Фонд имеет вертикальную структуру на местах.
2.
Фонд социального страхования РФ был создан Указом Президента РФ от 7.08.92г. для финансового обеспечения государственных гарантий социального страхования. Фонд является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения.

Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью.

Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда. Основные задачи фонда:
- обеспечение гарантированных государственных пособий временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, пособий и компенсаций пострадавшим и ликвидаторам ядерных катастроф (Чернобыльская АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий), санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов;
- международное сотрудничество по вопросам социального страхования;
- другие задачи.
Источниками доходов фонда выступают:

  • ЕСН от организаций - работодателей;

  • ассигнования из федерального бюджета;

  • доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда;

  • добровольные взносы граждан и юридических лиц;

  • другие доходы.

Использование средств фонда предусматривается на следующие направления:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет и других;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом или инвалидом с детства до его совершеннолетия, оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечебное диетическое питание, оплату проезда к месту лечения;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря и содержание ДЮСШ;

  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, содержание аппарата управления;

  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

  • проведение НИР по охране труда и социального страхования;

  • финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования;

  • другие мероприятия в соответствии с задачами фонда

В 1998г. осуществлен переход с территориально-отраслевого на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования.
Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию требуют адекватного совершенствования социального страхования, направленного на сокращение непроизводительных финансовых расходов фонда путем отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий; перевода страховых случаев, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенных пособий по трудовой инвалидности в рамки индивидуального социального страхования.



Содержание раздела