d9e5a92d

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА.


Третий этап (2000-2001) характеризуется проведением налоговой реформы, перетягиванием доходных источников в федеральный бюджет. Субъекты РФ при построении межбюджетных отношений с органами местного самоуправления также вынуждены использовать схему расходы вниз - доходы вверх.

Подавляющее большинство местных бюджетов содержится за счет дотаций из региональных.
Таким образом, наиболее острой проблемой бюджетной системы РФ является ее вертикальная несбалансированность, выражающаяся в значительном превышении объема фактически сложившихся расходных полномочий консолидированных бюджетов субъектов РФ над их бюджетной обеспеченностью. На практике реализуется остаточный принцип формирования нижестоящих бюджетов, имеет место низкая степень финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, усиливается концентрация финансовых ресурсов на федеральном уровне.
Регулирование межбюджетных отношений на территории представляет собой деятельность областного правительства и органов местного самоуправления, направленную на формирование системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию поставленной цели и решение вытекающих из нее задач на территории городов и районов области путем воздействия на экономическое поведение социально-экономических субъектов предусмотренными действующим законодательством методами.
Регулирование межбюджетных отношений на территории осуществляется путем:
- нормативов отчислений из регулирующих доходов;
- дотаций и субвенций из областного бюджета;
- средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки областного бюджета;
- средств, поступающих по взаимным расчетом из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

  • социальных норм и финансовых нормативов, выступающих основой расходов муниципальных образований.

Бюджетное регулирование на территории осуществляется высшими органами государственной власти области, которые для обеспечения минимальных местных бюджетов необходимыми доходами определяют источники финансирования, связанные с экономическим и социальным развитием муниципальных образований, а также расходы местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий.
Бюджетное регулирование, в конечном счете, состоит в перераспределении средств между бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами.
Итак, регулирование межбюджетных отношений процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Субъектами регулирования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджетов разных уровней на территории, которые определяют определенную систему экономических отношений.

Нельзя при этом не учитывать опосредование бюджетов функционированием всех звеньев кредитно-финансовой системы.
Межбюджетные отношения, влияющие на доходы местных бюджетов, включают:
- определение нормативов по регулирующим доходам (налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц и т.д.);
- расчет средней бюджетной обеспеченности;
- поддержание минимальной границы бюджетов;
- местные налоги;
- метод распределения трансфертных фондов: дотации, субвенции, трансферты.
Отношения, опосредующие формирование расходов бюджетов, включают в себя социальные нормы и нормативы, идущие на содержание (текущие расходы) объектов социальной сферы на территории: культуры; образования; здравоохранения; управления и др. Это нормативы финансовых затрат, обеспечивающие предоставление государственных услуг по социальным стандартам.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА.
Внебюджетные фонды представляют собой особую модель формирования и перераспределения финансовых средств для решения отдельных социально значимых или оперативных задач на основе выделения специальных источников, порядка использования средств и органов управления ими.
С экономической точки зрения целесообразность выделения внебюджетных фондов обосновывается необходимостью привлечения дополнительных по отношению к бюджету средств целевого назначения для решения конкретной проблемы, обеспечения гарантированных прав граждан в форме обособленного фонда, оперативно управляемого и подотчетного органам власти. В то же время это обособление имеет как преимущества, так и недостатки.


Преимущества - относительная автономность от других расходов и целенаправленность, независимость от дефицита бюджета, возможность более оперативного использования.
Недостатки недостаточность контроля за расходованием средств и целевым характером их использования, ограниченность набора доходных источников и возможностей повышения эффективности их сбора и расходования, множественностью проблем, требующих целевого финансирования и многократным усложнением системы платежей.
Порядок образования и деятельности внебюджетных фондов определяется законодательными нормативно-правовыми актами. Общие положения, регулирующие вопросы взаимоотношения органов власти с внебюджетными фондами, сформированы в Бюджетном кодексе РФ (принят Федеральным законом от 31.08.1998 г. 145 - ФЗ, введен в действие с 01.01.2000 г. Федеральным законом от 09.07.1999 г. 159 ФЗ, значительные изменения были внесены Федеральным законом от 05.08.2000 г. 116 ФЗ).

Здесь же определены общие нормативные положения по формированию и расходованию государственных внебюджетных РФ и целевых фондов, консолидированных в бюджеты.
Кроме этого, определенные полномочия органов власти Свердловской области дополнительно закреплены Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти Свердловской области и соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области о разграничении полномочий Правительства Свердловской области. В Постановлении Правительства области от 29.01.1996 г. 51 п, в статье 4 раздела XVI определено, что Финансирование федеральных программ, реализуемых на территории Свердловской области, из средств федеральных внебюджетных фондов осуществляется непосредственно через территориальные внебюджетные фонды Свердловской области за счет сборов, взимаемых на ее территории в соответствии с годовыми бюджетами фондов, принимаемых органами государственной власти Свердловской области (ч.1) и управление территориальными внебюджетными фондами Свердловской области осуществляется правлениями фондов в соответствии с федеральными и областными законами (ч.2).
Конкретный порядок по каждому фонду установлен отдельными нормативными актами и инструкциями с учетом его вида и специфики.
После вступления в силу Бюджетного кодекса РФ кардинально изменились нормативные положения, регулирующие условия функционирования фондов. И контрольно-надзорные органы ( прежде всего, прокуратура) предъявили требования по их практической реализации органами власти, в т.ч. по закрытию всех фондов, не указанных в кодексе.

В течение 2000 года это было обеспечено сохранились только фонды, которые отвечают положениям Бюджетного кодекса РФ.

Это государственные внебюджетные фонды фонды денежных средств вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Их виды можно классифицировать по признакам:

  1. Функционального назначения: предназначенные (статья 13

  2. Бюджетного кодекса РФ) для реализации конституционных прав граждан на:
    а) пенсионное обеспечение, б) социальное страхование, в) социальное обеспечение в случае безработицы, г) охрану здоровья и медицинскую помощь.
  3. По уровням подчиненности: а) государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, находящиеся в Федеральной собственности, в т.ч. (статья 144):

- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
б) территориальные государственные внебюджетные фонды (статья10).
Конкретный перечень фондов данного вида в положениях Бюджетного кодекса РФ не определен. Фактически, в соответствии с законодательством РФ, сюда относятся только территориальные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования.
На территории Свердловской области с 2001 года осуществляют деятельность следующие фонды и их органы управления:
Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР) через Отделение ПФР по Свердловской области (управляющий, аппарат отделения и службы уполномоченных в городах и районах области).
Фонд социального страхования РФ (ФСС) через Свердловское региональное отделение (управляющий, аппарат отделения, его филиалы и филиалы центральных отраслевых отделений в области), а также комиссии по социальному страхованию или уполномоченных.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) через а) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС): Правление и исполнительную дирекцию в г. Москва и налоговые инспекции, осуществляющие сбор взносов, а также ТФОМС; б) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС): Правление и исполнительную дирекцию и филиалы в городах и районах.



Содержание раздела