Подобно насилию, вызванные им и вызывающие его процессы асоциализации/расшатывания личности так или иначе характерны для любой исторической эпохи. Что специфично для нашего “наукоемкого”, “рыночно-сервисного” и “либерально-демократического” времени, так это “высокая технологизация” и “широкая демократизация” данных процессов - качества, придающие им совершенно особый масштаб и глубину.
Мировой рынок - не только “серый” или “черный”, но и вполне легальный - как никогда насыщен продукцией высококлассных разработчиков и производителей оружия, чутко реагирующих на платежеспособный спрос (в том числе со стороны заведомых асоциалов).
Наряду с удивительными возможностями информационного поиска и новым рекреативным опытом, персональный компьютер вознаграждает своего увлеченного пользователя - особенно подростка, с головой окунувшегося в виртуальный мир, - синдромом телевизионно-компьютерного аутизма. Об “ослаблении моментов культурного и вербального самоконтроля внутри личности” компьютерного аутиста, об “экспансии в ней иррациональных образов и эмоций”, о той хладнокровной готовности к манипуляции людьми и беспричинному террору, которая отличает этот все более распространенный человеческий тип, очень точно сказано в статье Е. Б. Рашковского.
Аналогично обстоят дела с фашистскими режимами... В любом случае слабосильный народ оказывается не более, чем пешкой в жестокой, идеологически детерминированной игре властолюбцев” [Marcos F. E. Notes on the New Society of the Philippines. S.l., 1973, pp.
35-36].
Необходимо, указывал МаркVс, предотвратить эту трагедию - признать правоту народа, требующего справедливости, и реорганизовать государство так, чтобы оно выполняло народные требования. Тогда революционный процесс, по сути закономерный и неизбежный, будет переведен в мирное, ненасильственное, демократическое русло.
Взяв многообещающий старт (в том смысле, что в течение некоторого времени госаппарат работал более слаженно, чем обычно, а макроэкономические показатели улучшались), мирная “революция сверху” вскоре “выдохлась”. На Филиппинах, в отличие от других сопредельных стран, авторитаризм не создал условий для устойчивого хозяйственного роста, зато в который раз подтвердил, что тяга к репрессиям и коррупции у него, что называется, в крови. Из нуворишей-монополистов, льнувших к президенту и его семье, сформировалась “новая олигархия”. С ведома и благословения Маркоса “силовые структуры” - армия, полиция, спецслужбы - нарастили мускулы, которых не имели никогда прежде.
Тем не менее извести коммунистическое подполье никак не удавалось.
Отмена военного положения в 1981 г. (при фактическом сохранении за главой государства всех его прерогатив) была задумана президентом как нечто вроде сигнала, что кризис начала 70-х преодолен раз и навсегда. На самом же деле его лишь отсрочили, причем ценою осложнения всего комплекса социальных проблем и усилившейся поляризации общества.
21 августа 1983 г. в международном аэропорту Манилы был застрелен Бенигно (“Ниной”) Акино - лидер либеральной оппозиции, возвращавшийся на родину из США. Вслед за этим разразилась форменная политическая буря. В течение двух с половиной лет филиппинцы чуть ли не ежедневно выносили вотум недоверия властям в “парламенте улиц” - на массовых митингах и манифестациях с требованиями найти и покарать убийц Ниноя, отправить Маркоса в отставку, восстановить гражданские права и свободы, провести настоящие, а не мнимые реформы. Параллельно внутри самого оппозиционного лагеря развернулось соперничество между реставраторами, желавшими вернуть упраздненную в 1972 г. систему, более или менее умеренными реформистами и воинствующими левыми. Численный рост ННА, масштабы ее операций и дерзкие действия партизан в стычках с регулярной армией указывали на то, что леворадикалы настраиваются на перехват стратегической инициативы, а там и на свержение слабеющего диктатора.
Возможность такого поворота решительно не устраивала “старших партнеров” Маркоса в американской администрации. Наряду с ними, повлиять на ход событий в единственной азиатской стране, где абсолютное большиUство населения исповедует католицизм, активно пытались и деятели церкви.
Желая обратить вспять волну протестов и доказать всем сомневающимся, что его режим устойчив и легитимен, Маркос объявил в конце 1985 г. о намерении провести досрочные президентские выборы. Однако расчет на то, что оппозиция не сможет выставить единого кандидата и, таким образом, облегчит задачу правителя, не оправдался. В лидеры коалиции, объединившей силы либерально-демократического, центристского и левоцентристского толка, была выдвинута Корасон (“Кори”) Акино - вдова убитого политика, известная на Филиппинах буквально всем, вызывавшая всеобщие симпатии и уважение.
Что касается компартии, то, посчитав затею Маркоса откровенным фарсом, она выступила за бойкот выборов - и жестоко ошиблась, устранившись от политической борьбы в момент, когда решалась судьба страны.
Судя по тому, с каким эмоциональным подъемом и при каком стечении народа проходили митинги сторонников К.Акино, ее популярность в конце 1985-начале 1986 года достигла апогея. И все же по итогам голосования, проведенного 7 февраля 1986 г. со множеством грубых нарушений, победителем провозгласили Маркоса. Заранее готовая к такому исходу, К. Акино призвала филиппинцев к гражданскому неповиновению.
Развязка наступила 22-25 февраля, когда министр обороны Х. П. Энриле и заместитель начальника штаба вооруженных сил Ф. Рамос открыто порвали с диктатурой. Вскоре после того, как они, вместе с небольшой группой подчиненных, заняли два военных городка на территории столичного района, на помощь подоспели тысячи мирных жителей. Три дня и три ночи “живая баррикада” сдерживала морских пехотинцев Маркоса, бронетранспортеры, самоходные орудия и другую технику, мешая им прорваться к оплоту мятежа. Взывая к совести солдат и вовлекая их в стихийно разраставшийся праздник освобождения, безоружные люди предотвратили, казалось бы, неминуемую бойню.
Правительственным войскам пришлось отступить, а Маркосу и его свите - спасаться бегством. Тем временем Корасон Акино приняла присягу в качестве нового главы государства и приступила к исполнению президентских обязанностей.