Хозяйственное поведение домохозяйств и фирм


латентные функции (неожиданные). Латентные функции рынка совершенной конкуренции доминируют над ожидаемыми, что проявляется в стихийном формировании рыночной цены товаров. Стремление агентов рыночной экономики к предсказуемости, стабильности хозяйственной жизни обусловило появление не только более сложных форм конкуренции - несовершенной конкуренции - но институтов более высокого, нежели рынок товаров, уровня иерархии ИХЖ. По нашему мнению, именно рынок несовершенной конкуренции как соответствующий зрелому состоянию рыночной экономики должен рассматриваться в качестве адекватной модели поведения экономических агентов в данной системе экономических отношений.

Развившаяся рыночная экономическая система породила новые ИХЖ, которые взяли на себя не только функцию координации действий участников экономики, но и их мотивации, постановки целей, принятия решений. Экономическая власть в обществе приобретает устойчивый характер, если способствует упрочению и развитию этого общества. Институты, принявшие на себя бремя экономической власти, неизбежно вынуждены заниматься управлением экономикой. Чтобы посредством управления достигать намеченных целей, требуется получение сведений как об экономической среде, так и о результатах воздействия на неё.

Следовательно, должен существовать и поток обратной информации от нижних звеньев хозяйственной иерархии к верхним.
Хозяйственное поведение домохозяйств и фирм опирается, одной стороны, на комплекс интересов, идеологических установок, положения в общественном разделении труда. С другой же стороны, - на прогнозы (ожидания) развития экономической ситуации. В результате конкретных действий (или бездействия) субъектов экономики формируются рыночные спрос и предложение, складывается новая конъюнктура рынка. Изменившаяся конъюнктура вызывает сдвиги в ценах на отдельные товары и услуги, что, в свою очередь, отражается в прогнозах (ожиданиях) участников биржевой игры и субъектов переговоров при заключении контрактов между фирмами.

Отражением ожиданий экономических агентов этого уровня выступают биржевые и иные индексы, изменения которых позволяют корпорациям и государственным экономическим органам выявлять некоторые тенденции развития хозяйственной жизни общества. Публикуемые прогнозы, аналитические доклады и обзоры корпоративных и государственных структур вместе с неофициальной информацией (в том числе и экспертной) образуют базу данных для принятия решений финансовой элитой, т.н. олигархией. Иногда субъект предпочитает бездействовать, если ожидает, что вследствие его усилий ситуация станет хуже той, в которой он уже находится.
В реальной социальной жизни оценочную информацию об успешности своих действий от главенствующей системы государственные органы получают через функционирование политических и финансовых механизмов. Так, решения правительства и законодательных органов зависят от состава правящих партий. Победа же на выборах (или приход к власти иным путём) во многом определяется финансированием партий, групп поддержки и иных общественных организаций. Условия и объём финансирования, а также личной поддержки политических партий и движений играют роль оценки деятельности институтов государства со стороны олигархии.

Сам факт выдвижения того или иного лица на важную государственную должность свидетельствует о положительной оценке правящей элитой его предыдущей деятельности. Корпорациям оценочную информацию несут перемещения пакетов ценных бумаг. Так, по концентрации и деконцентрации ценных бумаг различных компаний, банков, слияниям и поглощениям можно судить об оценках правящей элитой деятельности и перспектив этих институтов.

Оценочную информацию несут также действия олигархии по отношению к тем или иным корпорациям, например, оказание им помощи или лишение её, особенно в кризисных экономических ситуациях. Биржевые игроки и в целом участники фондового рынка в своей деятельности во многом ориентируются на решения госбанка и министерства финансов. Бюджетная и кредитно-денежная политика, приостановка биржевых торгов, установление валютных коридVров, регулирование учётной ставки процента, суждения экспертов и представителей правительственных и финансовых структур – эти и другие акты несут оценочную информацию о соответствии рыночных институтов ожиданиям государства и ведущих корпораций.



Необходимо заметить, что данные институты влияют на решения, принимаемые на уровне фирм или уровне участников финансового рынка. Уровень, например, государственно-корпоративный требует включения в группу оценочных институтов также государственных программ и стратегических планов корпораций. Оценкой хозяйственного поведения рядовых участников иерархии служит изменение их доходов (заработной платы, прибыли, социальных пособий, дотаций).

Важную роль в оценочной информации играют сведения с рынка труда: условия оплаты, ставки и расценки, социальные страховки и бонусы и т.п. Обобщающая оценка результатов экономического поведения домохозяйства представляется как образ жизни, количественным выражением которого служат показатели уровня развития человеческого капитала.
Кроме вертикальной структуры система социальных институтов имеет и горизонтальную. Горизонтальная структура обеспечивает сбалансированность и взаимодополнение институтов. Должны быть сбалансированы монополизм групп влияния и свобода включения в хозяйственную деятельность мелких фирм и домохозяйств, пользование частными благами и общими благами, функционирование рыночных и нерыночных институтов (например, семей, общественных объединений).

Анализ горизонтальной структуры системы институтов современной экономики позволяет отметить следующее. Наличие групп влияния увеличивает скорость принятия хозяйственных решений, но способствует монополизму и закрытости в их принятии. Противовесами для групп влияния служат эффективная конкуренция, хозяйственной право, информационные сети.

Эффективная конкуренция важна для селекции, отбора, фильтрации информации в соответствии с экономическими интересами неограниченного круга участников рыночной экономики. Фильтрация информации ускоряет процесс принятия хозяйственных решений и сокращает при этом процент ошибок. Правовой механизм обеспечивает рост скорости регистрационных и арбитражных процедур, что позволяет не только снизить трансакционные издержки, но и ускорить оборот капитала с вытекающими отсюда выгодами для экономических агентов.

Информационное пространство Сети снимает препятствия в для трансакций и резко увеличивает скорость экономических процессов (включение в хозяйственную деятельность, образование деловых предприятий, обмен деятельностью, оценка и использование полученных результатов).
Хозяйственная деятельность домохозяйств и фирм находится в эпицентре влияния со стороны олигархии, эффективной конкуренции, правового механизма, информационных сетей и придаёт экономический смысл существованию перечисленных институтов, но, с другой стороны, находится под давлением их экономической власти. В свою очередь, домохозяйства и фирмы являются также субъектами экономической власти. Она ярко проявляется в воздействии на конъюнктуру национального рынка совокупного спроса и совокупного предложения под влиянием изменений ожиданий экономических агентов первичного уровня. Институты горизонтальной структуры ИХЖ проявляют себя в деятельности субъектов разного ранга системы социальных институтов. Например, эффективная конкуренция присутствует на ряде рынков факторов производства, а также на уровне взаимодействия домохозяйств и фирм.

В информационную Сеть фирмы, домохозяйства, государственные организации и олигархия включаются как равные субъекты, как самостоятельные участники обмена информацией. Правовой механизм формируется и поддерживается благодаря не только институту государственной власти, но и соответствующему правосознанию домохозяйств и менеджеров фирм.
Система ИХЖ способствует решению главной проблемы экономики – связи частных и общих интересов и предотвращении нежелательных последствий взаимодействия людей, несмотря на отсутствие индивидуальных мотивов поступать в соответствии с общими интересами. За прошедшие столетия со времён А. Смита экономисты убедились, что одного рынка недостаточно для трансформации частных интересов и частной выгоды в общие интересы и общую выгоду. Лишь путём постоянно осуществляемых итераций общего и частного благ посредством системы социальных институтов удаётся достичь приемлемого для данного момента их соотношения.

В перспективе можно ожидать постепенного увеличения удельного веса общих благ в совокупности средств, удовлетворяющих человеческие потребности.



Содержание  Назад  Вперед