Разработанная автором концепция регионального закона о социальном партнерстве на основе авторской модели общей системы социального партнерства может быть применена для разработки законопроектов регионального законодательства.
Апробация результатов исследования. По теме исследования опубликовано 49 работ объемом 229,94 п.л, в том числе шесть монографических исследований (1991, 1995, 2003, 2004, 2005, 2005 гг. объемом 66,55 п.л.), пять справочников (1995, 1996, 1998, 1998, 2000 гг. объемом 144,5 п.л.).
Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 8 Международных (Ставрополь, 2001,2002, Пенза, 2002, 2002, Екатеринбург, 2002, Саратов, 2003, Челябинск, 2004, Екатеринбург, 2005), одиннадцати Всероссийских (Москва, 2001, Екатеринбург, 2002,2002, 2002, 2003, 2003, 2005, Челябинск, 2002, Пенза, 2002, 2002, 2003) научно-практических конференциях и научных чтениях профессоров-экономистов и докторантов (Екатеринбург,2005).
Модель обращения ПНС синтезирует неоклассическую модель рынка и инструменты распределения в единую стадию. Завершает главу описание личного и производственного потребления продукта некоммерческого сектора.
В третьей главе Некоммерческий сектор как фактор поддержания равновесия общественной системы исследуется возможность применения на макроуровне к некоммерческому сектору понятий динамика, статика, равновесие и цикличность, описываются отношения собственности как институционального фактора статического равновесия, исследуются объективные основания для включения некоммерческого сектора в механизм саморегулирования общественной системы, а также описывается методика определения степени возможности влияния конкретной НКО на равновесие общественной системы.
В четвертой главе Методические вопросы управления в некоммерческом секторе даются анализ специфики некоммерческого сектора в России и в Свердловской области как объекта управления, классификация НКО, приводятся методика структурно-функционального анализа некоммерческого сектора и результаты ее применения, исследуются регулирующие функции государства в развитии некоммерческого сектора, в частности, через инструменты государственной регистрации, статистики, бухгалтерского и налогового учета. Содержатся рекомендации по оптимизации взаимодействия общественных секторов, активизации внутренних резервов некоммерческого сектора, усилению эффективности общественного и государственного контроля над некоммерческим сектором, а также исследуется управление воспроизводством продукта некоммерческого сектора - прежде всего через механизм межсекторного социального партнерства.
В заключении приводятся основные выводы и рекомендации.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Одна из главных задач диссертационной работы состояла в создании комплексной методологии исследования экономической системы некоммерческого сектора. Принципами построения данной методологии, по мнению автора, должны быть следующие:
В рамках модели экономической системы некоммерческого сектора определены границы возможности сочетания различных экономических инструментов – из классической, неоклассической и институциональной экономических теорий. Основной принцип их применения – соответствие системному подходу с учетом специфики некоммерческого сектора. Это, в частности, выражается в институциональных ограничениях на действие экономических законов (спроса, предложения и др.) и интересов, в сопоставлении экономических условий и режимов функционирования экономических субъектов трех основных секторов современной смешанной экономики (государственного, коммерческого и некоммерческого).
Специфическая форма ПНС – услуга при значительных затратах труда на ее производство дает основания для применения трудовой теории стоимости. Наличие в процессе воспроизводства ПНС значительных внутренних и внешних эффектов обуславливает привлечение теории общественных благ. А значительная роль внешних инвестиций при необходимости нахождения равновесия интересов всех участников воспроизводства ПНС требует применения факторной теории производства.
В рамках данной методологии уточнена возможность применения традиционных для политэкономии и экономикса понятий к теории некоммерческого сектора. Доказано, что часть экономических понятий (благо, издержки, спрос, предложение, потребность, полезность, предельная полезность, совокупная полезность, дотации, воспроизводство, производство, факторы производства, распределение, обмен, потребление, конкуренция, инвестиции, равновесие) вполне применимы к данному предмету исследования, другие (стоимость, себестоимость, цена, дефицит, затоваривание, обмен, прибыль) применимы в ограниченных рамках. Возможность применения части понятий (например, рента) резко различается в зависимости от типа продукта некоммерческого сектора.
В диссертации утверждается, что экономическая система некоммерческого сектора, испытывающая воздействие внешних факторов экономического, политического, социального, духовного и административного характера, соответственно требует для анализа этого воздействия привлечения экономических, социологических, философских и юридических инструментов исследования. В частности, из социологических теорий для создания комплексной методологии привлекаются структурно-функциональный анализ, теория общественного разделения труда, теория среднего класса, теория отчуждения.
2. Введены экономические понятия продукт некоммерческого сектора, продукт политического действия, продукт неполитического некоммерческого действия.
Экономической системой некоммерческого сектора в предлагаемой модели является воспроизводство продукта некоммерческого сектора (ПНС). Это ключевое для данной концепции политэкономическое понятие, позволяющее связать в единую систему различные аспекты функционирования некоммерческого сектора в виде экономической, политической, духовной, социальной систем и системы общественной безопасности некоммерческого сектора.
Продукт некоммерческого сектора – это услуга некоммерческой организации по производству общественных благ и товаров индивидуального потребления, удовлетворяющих частные и некоторые всеобщие потребности нуждающихся домохозяйств, а также в некоторой степени коммерческого сектора, государства и других НКО, которые не могут производиться на обычных рыночных условиях, а также государством в виде общественных благ.