d9e5a92d

Фактор государственной и общественной безопасности


Со стороны коммерческого сектора некоммерческий сектор перенимает рыночные принципы функционирования – прежде всего конкуренцию и принцип обмена, что позволяет осуществлять и изучать воспроизводство ПНС как экономический процесс. В частности, по условиям своего функционирования активно работающие некоммерческие организации имеют значительное сходство с малыми предприятиями, например, производственными кооперативами. Со стороны государства некоммерческие организации воспринимают принципы формализации структуры и деятельности. Таким образом, общественная форма собственности может существовать только в определенной нише, связанной прежде всего с минимизацией издержек.
Главная функция некоммерческого сектора в вышележащей системе (все общество в целом) – уравновешивание интересов частного, корпоративного и общественного характера, носящих в основном экономическую природу. Осуществляется это через межсекторный обмен, в котором наряду с продуктом первого сектора (услуги государства) и продуктом второго сектора (обычные коммерческие товары и услуги частного бизнес-сектора) участвует ПНС.
Для исследования экономической системы некоммерческого сектора в диссертации применяется широкий подход к пониманию равновесия, как сохранение устойчивости системы, ее способности сохранять свою структуру и связи между элементами. Привлекаются теории равновесия, альтернативные к теории общего равновесия, в частности, теория Ф.Хайека, в которой представления агентов имеют тенденцию адекватно отражать реальность и одновременно представления всех агентов.
Значение некоммерческого сектора и прежде всего его экономической основы для сохранения равновесия общества в целом заключается в его возможности воздействовать на факторы, влияющие на состояние общественной системы (Табл. 1 и 2 Автореферата). В диссертации предложена формула интегрального показателя данных факторов и оценены направления влияния на них некоммерческого сектора.

Таблица 1 - Внешние факторы развития общественной системы1

Фактор
Показатели
Обозначение
Экономический
Конъюнктура мирового рынка
Aмир
Степень зависимости национальной экономики от международных связей
Aзавис
Политический
Международная конъюнктура
Gмеждун
Степень интеграции страны в международные политические сообщества
Gинтегр
Социальный
Наличие эмиграции из страны
Lэмигр
Наличие иммиграции в страну
Lимм
Духовный
Наличие идеологий, агрессивно направленных против духовных основ нации
Eагрес
Наличие позитивного культурного сотрудничества с зарубежьем
Eсотр
Степень интеграции духовной сферы нации в мировые духовные процессы
Eинтегр
Фактор государственной и общественной безопасности
Состояние окружающей среды
Sэкол
Наличие локальных вооруженных конфликтов вблизи границ страны
Sконф
Опасность импорта преступности, в т.ч. терроризма, из-за рубежа
Sимпорт


Таблица 2 - Внутренние факторы развития общественной системы

Фактор
Показатели
Обозначение
Экономический
Экономическая конъюнктура
Aэк
Уровень инфляции
Aинф
Уровень безработицы
Aбезр
Удельный вес налогов в ВВП
AналВВП
Политический
Развитие законодательства
Gзак
Степень активности избирателей
Gизб
Развитие общественно-политической самодеятельности
Gобщ
Наличие гражданских свобод
Gсвоб
Эффективность государственного управления
Gупр
Социальный
Доля трудоспособных граждан в общей массе населения
Lтруд
Соотношение рождаемости и смертности (естественный прирост населения)
Lрожсм
Интегральная характеристика режима воспроизводства населения
Lнетто
Уровень доходов насеSения
Lдох
Средняя продолжительность жизни
Lжиз
Уровень заболеваемости социально опасными болезнями
Lбол
Доля инвалидов и пенсионеров среди населения
Lинв
Духовный
Наличие национальной идеи, общенациональной интегрирующей идеологии
Eнац
Состояние образования в стране
Eобраз
Бюджетные расходы на культуру
Eкульт
Наличие свободы духовного творчества
Eсвоб
Фактор
государственной
и общественной
безопасности
Боеспособность вооруженных сил
Sвс
Уровень преступности
Sпрест
Эффективность работы правоохранительных органов
Sправоохр
Уровень теневой экономики
Sтен
Степень продовольственной безопасности
Sпрод
Развитие бюрократии и коррупции
Sбюр
<

p>
Интегральный показатель факторов R может быть рассчитан по формуле:

R
=
F1 х q1 + F2 х q2 …+ Fn х qn

(3)
q1 + q2 …+ qn


где: F – факторы;
q – удельный вес факторов в формировании интегрального показателя (в %);
n – количество факторов.
Максимальное значение R теоретически может быть равно 1, однако практически это значение недостижимо, поскольку негативные факторы снижают его величину. Максимальное значение R лишь имеет тенденцию приравняться к 1. Таким образом, формула (3) приобретает вид:

lim R
=
F1 х q1 + F2 х q2 …+ Fn х qn

1
(4)
q1 + q2 …+ qn


Удельный вес факторов в формировании интегрального показателя может быть определен с помощью экспертных оценок. Суммарное значение q должно быть 100 %.
С учетом перечисленных в таблице факторов развития общественной системы (10 основных факторов, т есть n = 1;10) формула интегрального показателя (формула (3) будет выглядеть:


R

=
Fэк.вн х q1 + Fэк.внеш х q2 + Fпол.вн х q3 + Fпол.внеш х q4+ Fсоц.вн х q5 + Fсоц.внеш х q6 + Fдух.вн х q7 + Fдух.внеш х q8 + Fбез.вн х q9 + Fбез.внеш х q10


(5)
q1 + q2 + q3 + q4+ q5 + q6 + q7 + q8 + q9 + q10


Авторский подход укладывается в рамки институционализма, поскольку все явления, наблюдаемые как на микро-, так и на макроэкономическом уровне, следует анализировать с учетом рамок, в которых они происходили. Специфика теории равновесия общественных систем состоит в учете институциональных факторов как внешней, так и внутренней среды, имеющих главным образом субъективную природу. Как составные части теории равновесия системы в диссертации изучаются понятия статики и динамики. Существуют следующие особенности применения понятия динамика к некоммерческому сектору:
1.Экономическое развитие некоммерческого сектора (и прежде всего его некоммерческого неполитического подсектора) имеет своей основой развитие других секторов экономики – прежде всего коммерческого сектора и государства, поскольку он не имеет собственных источников для инвестиций;
2.На динамику развития некоммерческих организаций гораздо большее влияние оказывают не экономические факторы, как это имеет место в коммерческом секторе, а факторы социального, политического и духовного происхождения;
3.Динамика развития некоммерческого сектора может быть выражена через циклы различной продолжительности: индивидуальный цикл жизни каждой отдельной некоммерческой организации; воспроизводственный цикл ПНС; годовой цикл в рамках календарного года со спецификой для различных типов некоммерческих организаций; избирательный цикл для общественно-политических некоммерческой организации продолжительностью в несколько лет.
Государство с целью оживления деловой активности на стадии кризиса и депрессии косвенно может поддерживать некоммерческий сектор через систему встроенных стабилизаторов. И в этой политике немаловажную роль могли бы играть некоммерческие организации.
Обусловленность некоммерческого сектора экономикой проявляется во взаимосвязях с различными аспектами экономического развития. Степень зависимости некоммерческого сектора от экономических факторов определяется характером самого фактора, степенью его значимости для некоммерческого сектора и наличием опосредствующих звеньев между этим фактором и структурами некоммерческого сектора. Основным экономическим аспектом, определяющим развитие некоммерческого сектора, должен быть уровень развития производительных сил, обеспечивающий необходимые для существования некоммерческого сектора размер общественного богатства, величину прибавочного продукта, уровень доходов домохозяйств и т.п.
Автор предлагает механизм оценки эффективности работы НКО в виде методики, содержанием которой является факторный анализ возможности влияния некоммерческих организаций на равновесие общественной системы. По аналогии со структурированием факторов, определяющих функционирование общественной системы в целом (Таблицы 1 и 2 Автореферата), автор выделяет факторы, лияющие на эффективность деятельности конкретной НКО (Таблица 3.4.1. Диссертации). Данная методика предполагает бальную рейтинговую оценку возможности влияния конкретной НКО на равновесие общественной системы. Данная возможность, в свою очередь, рассматривается как результат совокупного воздействия экономического, политического, социального, духовного факторов и фактора безопасности на силу и влиятельность любой НКО.

Каждый из названных факторов, в свою очередь, определяется взаимодействием различных составляющих его подфакторов и рассчитывается экспертами в условных единицах.
Определение показателя влиятельности НКО необходимо в прикладном плане для органов государственной власти и местного самоуправления для решения самых различных задач: выявления лидеров среди общественно-политических НКО и прогноза результатов выборов органов власти и определения политической ситуации в целом; определения возможных партнеров при решении конкретных задач общественного развития (проведения политических мероприятий, мониторинга социально-экономической ситуации и т.п.); определения победителей в конкурсах некоммерческих грантов в рамках государственного или муниципального социального заказа; подготовки проведения агитационной кампании среди населения методами паблик рилейшенз и т.п.



Содержание раздела