d9e5a92d

Сформулированы законы спроса и предложения продукта


Понятие ПНС наиболее близко к категории общественных благ, хотя в отдельных случаях ПНС может удовлетворять частные потребности через производство продуктов индивидуального потребления. ПНС делится на две группы – продукт политического действия (ППД) и продукт неполитического некоммерческого действия (ПННД). ПННД – это ПНС, удовлетворяющий неполитические потребности общества некоммерческим способом. По характеру удовлетворения интересов ПННД следует подразделить на услуги по: производству или передаче жизненно необходимых благ; обеспечению общественной и личной безопасности; получению факторных доходов; обмену информацией и духовному развитию; развитию инфраструктуры по месту жительства.
Другим видом ПНС является ППД - услуга по достижению определенной политической цели силами НКО. В случае избирательной кампании, например, ППД будет выражаться в форме услуги по продвижению кандидатов от партии в депутаты.
3. Сформулированы законы спроса и предложения продукта некоммерческого сектора на основе интерпретации законов спроса и предложения, применяемых к рыночному сектору экономики.
Реализация ПНС ведется на стадии обращения. В основе модели обращения ПНС должна лежать модель рынка, соответствующая принципам неоклассической теории, скорректированная институциональными (нерыночными) факторами ввиду ограниченности возможности применения рыночных категорий к данному случаю. Адекватность применения неоклассической модели рынка к данному предмету исследования подтверждается функциями экономической системы некоммерческого сектора, которые аналогичны функциям товарного рынка: создание благоприятных неадминистративных условий для производства ПНС; рационализация движения и потребления ресурсов; вознаграждение участников производства ПНС; дифференциация производителей этого продукта.
Нерыночный сектор целесообразно классифицировать как квазирынок общественных товаров и ПНС. Несмотря на значительные нерыночные факторы, действующие в данном секторе, он не является полностью нерыночным особенно применительно к производству ПНС. Квазирынок ПНС анализируется прежде всего с применением законов спроса и предложения.
Спрос на ПНС– это объем ПНС, который потребители (избиратели и др.) готовы приобрести на квазирынке ПНС при данном уровне общественной ценности ПНС в обмен на общественно полезную деятельность. Аналогично товарному рынку спрос имеет нижнюю границу в объеме спроса, связанную с ценой Рmax, определяемой покупательной способностью потребителя и его субъективной оценкой полезности ПНС. Свою специфику имеют спрос на ПННД и ППД.
Предложение ПНС – это количество единиц ПНС определенного вида, которое производитель готов предложить нуждающимся членам общества при данном уровне общественной ценности ПНС и прочих равных условиях, включая его финансовые и прочие экономические возможности.
Рыночный принцип обмена требует эквивалентности при обмене ПНС по мере его движения от производителя к потребителям. В диссертации обоснованы различные способы достижения эквивалентности при обмене ПНС. Участники воспроизводства ПНС производят обмен принадлежащими им факторами, самим ПНС, факторными и нефакторными доходами, включая внутренние и внешние эффекты.

В результате должна исчезать неэквивалентность обмена, изначально характеризовавшаяся понятиями трансферт, благотворительная помощь и т.п.
Закон спроса ПНС: величина спроса на ПНС, обратно пропорциональная общественной ценности ПНС, имеет нижнюю границу, определяемую возможностями потребителя, и верхнюю границу, определяемую насыщением потребности и снижением предельной полезности ПНС.
Нижняя граница спроса ПНС (спрос на одну единицу ПНС) аналогична цене бойкота покупателя, которая зависит от финансовых возможностей покупателя и его субъективной оценки качества товара. Применительно к ПННД это означает ограничение возможностей потребителя ПНС вносить хотя бы относительно эквивалентный вклад в процесс воспроизводства ПННД, аналогичный уплате денег за обычный товар. Вклад потребителей в воспроизводство ПННД может заключаться в волонтерском труде при создании ПННД; символической плате за ПННД; удовлетворении определенных духовных потребностей производителя ПННД.


Верхняя граница спроса определяется степенью насыщения потребности в данном ПННД. Как верхняя, так и нижняя границы в спросе на ПННД определяются субъективно каждым его потребителем.
Закон предложения ПНС: объем предложения ПНС, прямо пропорциональный величине его общественной ценности, имеет предел роста, обусловленный наличием ресурсов у производителя. Положительный наклон кривой предложения ПНС можно объяснить возрастанием общественной ценности ПНС и связанными с ней благами, получаемыми взамен производителем и инвестором ПНС. Предел роста предложения ПНС определяется финансовыми возможностями инвестора, который не имеет возможности в чисто финансовом плане окупить данную операцию.
4. Модель экономической системы некоммерческого сектора переходного периода от индустриального общества к постиндустриальному.
Экономическую систему некоммерческого сектора следует рассматривать как совокупность составляющих ее элементов, связанных между собой (действие внутренних факторов), так и взаимодействующих с внешней средой (действие внешних факторов). Все факторы, влияющие на функционирование экономической системы некоммерческого сектора, автор подразделил на внутренние и внешние, на объективные и субъективные. Внутренние факторы функционирование экономической системы изображены на Рис. 1.3.2.

Диссертации, а внешние факторы - в Прил.3.
При построении макромодели экономической системы некоммерческого сектора были созданы микромодели производства, обращения и потребления в рамках модели воспроизводства ПНС. Последняя модель в совокупности с механизмами управления (самоуправление и менеджмент в НКО), государственного управленPя и институциональной основой некоммерческого сектора (НКО) образуют модель институционально-экономических основ некоммерческого сектора. (Рис. 1)
Некоммерческий сектор имеет преимущества по сравнению с государством и коммерческим секторами, которые позволяют ему более эффективно производить некоторые виды благ в форме ПНС: снижение себестоимости за счет использования неоплаченного труда волонтеров; отмена на стадии обмена ПНС жесткой необходимости в эквивалентности обмениваемых благ через введение в рыночный оборот нефакторных доходов; отсутствие бюрократии и жестких иерархических отношений в некоммерческом секторе делает процесс принятия решения о производстве и реализации ПНС более гибким и учитывающим особенность ситуации; применение некоторых рыночных механизмов позволяет более эффективно производить и доводить ПНС до потребителя. Поэтому производство многих общественных товаров становится предметом некоммерческих структур.






Модель воспроизводства ПНС
















Механизмы государственного управления



Механизмы управления в НКО (самоуправление и менеджмент)










Институциональная основа некоммерческого сектора










Рис.1. Модель институционально-экономических основ некоммерческого сектора

Сущностью экономической системы некоммерческого сектора является ее механизм. Механизмом экономической системы некоммерческого сектора являются ее элементы – стадии производства, обращения и потребления ПНС.
Производство ПНС ведется на факторной основе. Обычно в создании ПНС участвуют благотворители из второго сектора, из-за рубежа и государство. С экономической точки зрения, в современных условиях благотворительность является видом инвестиций в ПННД, поскольку осуществляется обычно при посредничестве некоммерческих организаций.

Возможные материальные интересы инвестора в производство ПНС: налоговые льготы от благотворительности; иные материальные выгоды, получаемые от государства за эту деятельность; общественный авторитет; сохранение стабильности бизнеса и прибыли через сохранение общественной стабильности и устойчивого совокупного спроса.
В современных условиях государственные меры по стимулированию инвестирования в ПНС должны включать введение налоговых льгот для определенной части прибыли, направленной на инвестиции в ПНС в виде освобождения от части налогов на сумму инвестиций в ПНС. В счет уплаты уже существующих налогов можно ввести целевые налоги на содержание конкретных объектов социальной сферы при участии производителей ПНС – некоммерческих организаций.
Свою специфику имеет производство ППД. Так как труд волонтеров не оплачивается, себестоимость ППД значительно ниже, чем она должна бы составлять реально. В этом – потенциальная возможность извлечения политической ренты после прихода к власти партии ввиду сравнительно низких средних валовых издержек.
Одно из ключевых понятий в теории ПНС - общественная ценность ПНС, которая равна совокупности себестоимости, квазиприбыли и внешних эффектов, сопровождающих воспроизводство ПНС. Общественная ценность для производителей и инвесторов ПНС может усиливаться моральным удовлетворением и авторитетом, который им даст производство ПНС.



Содержание раздела