В основу классификации российских некоммерческих организаций в диссертации положен тип производимого ими ПНС– ПННД или ППД.
С точки зрения повышения эффективности государственного контроля и облегчения общественной самодеятельности в некоммерческом секторе в диссертации предлагается следующий комплекс мер:
1.вывести из-под компетенции исполнительных органов власти и передать их в ведение системы юстиции регистрацию некоммерческих организаций, для чего вместо двух законов - О некоммерческих организациях и Об общественных объединениях - принять один комплексный;
2.исключить из текста нового закона положения, отмеченные в тексте диссертации, как бюрократические излишества, ничего реально не дающие ни в плане государственного контроля, ни в целях усиления общественной самодеятельности;
3.максимально упростить для некоммерческих организаций, не осуществляющих коммерческой деятельности, систему бухгалтерского учета, банковского контроля, налоговой отчетности;
4. общим недостатком налоговой системы в РФ является ее нестабильность. Для его устранения законодательно запретить на срок в определенное число лет (3-5 лет) проводить в ней радикальные изменения;
5.обязать органы Государственной налоговой инспекции проводить бесплатные консультации по вопросам налогообложения для некоммерческих организаций;
6.обязать некоммерческие организации ежегодно отчитываться перед органами госстатистики по статформам, отражающим следующие вопросы: среднесписочную численность штатных работников некоммерческих организаций, получавших за отчетный период оплату за свой труд; среднесписочную численность волонтеров, работавших без оплаты; годовой фонд оплаты труда; объем пожертвований, поступивших в некоммерческие организации за год; объем доходов от коммерческой деятельности; объем членских взносов; объем поступлений из госбюджета; объем расходов; количество и местонахождение филиалов и иных подразделений; количество членов некоммерческих организаций (если членство предусмотрено); стоимость стоящего на балансе имущества.
6. Понятие межсекторное равновесие и роль экономической системы некоммерческого сектора в его поддержании.
Ввиду того, что роль секторов проявляется не только в производстве соответствующих продуктов, но и в регулировании общественных отношений, частным случаем которых являются межсекторные институциональные отношения, в диссертации предложены новые аспекты концепции равновесия общественной системы, а также выявлена роль в поддержании такого равновесия инстиZуциональных секторов – и, прежде всего, некоммерческого сектора. Исходное положение данной концепции состоит в том, что в основе равновесия между общественными секторами (государство, коммерческий сектор, некоммерческий сектор) должна лежать пропорциональность распределения факторных доходов в зависимости от доли каждого сектора в создании одного из показателей СНС - Выпуск товаров и услуг.
Каждый из секторов производит свой специфический продукт, получая взамен особый вид дохода. Равновесие между секторами не может проявляться в стоимостном равенстве этих продуктов или иных чисто количественных показателях. Каждый из продуктов играет специфическую роль и перераспределяется между всеми членами общества.
Государство, производя Продукт первого сектора, т.е. услуги государственных служащих и товары, выпускаемые государственными предприятиями, либо контролируемыми государством путем участия в собственности, взамен должно получать свой специфический совокупный доход в форме налогов, прибыли и неналоговых поступлений. Коммерческий сектор производит Продукт второго сектора. Участники производства должны получать факторные доходы в форме заработной платы, прибыли, процента и ренты.
Некоммерческий сектор, производя ПНС, также должен получать взамен факторные доходы участникам производства ПНС.
Факторные доходы каждого сектора дополняются трансфертным перераспределением доходов с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Трансферты из частных, коммерческих источников и бюджета составляют экономическую основу для производства ПНС. Однако, поскольку это социокультурные, а не только экономические сектора, экономического равновесия недостаточно для поддержания равновесия всей системы.
Особенно это касается третьего сектора, производящего специфический продукт, который не может быть реализовать на обычном товарном рынке.
Равновесие между секторами необходимо для сохранения самой общественной системы в целом и ее важнейших структурных элементов. Равновесие это может быть только динамическим, т.к. общественная система претерпевает постоянное развитие. Важно, чтобы противоречия не стали антагонистическими, что неизбежно при монопольном положении каких-либо общественных секторов в процессе распределения факторных доходов.
Монополист объективно будет стремиться взять себе из Выпуска товаров и услуг факторные доходы несравненно большего объема, чем его процентный вклад в его создание.
Эксплуатация - это извлечение собственником какого-либо фактора производства факторного дохода в размере, значительно превышающем долю вклада данного фактора в создание ценности нового продукта, вследствие монополього положения на рынке факторов производства, а также наложение на какое-либо третье лицо отрицательных экстерналий. Вопрос об эксплуатации в привязке его к отношениям собственности актуален для процесса воспроизводства ПНС в целом, а в особенности применительно к воспроизводству ППД.
Конечным результатом государственного регулирования должно быть обеспечение условий статического равновесия всей общественной системы, в то время как динамическое равновесие должно обеспечиваться самоуправлением в некоммерческом секторе и воспроизводством ПНС. Статическое равновесие в обществе укрепляется в первую очередь правовой сферой, как системой конвенций. Достижению некоммерческим сектором статической устойчивости препятствуют многочисленные недостатки системы государственного регулирования: чрезмерная усложненность процедур, требующая использования огромного количества квалифицированных бухгалтеров, налоговых инспекторов, аудиторов и т.п.; нестабильность, ведущая к непреднамеренным нарушениям; неадекватность наказаний допущенным нарушениям; недостаточность учета специфики некоммерческого сектора, что ведет прежде всего к перерасходу ресурсов в масштабах всего народного хозяйства.
Условия равновесия общественной системы косвенно могут быть оценены через статистические показатели макроэкономической Системы национальных счетов (СНС). На основании анализа экономических основ некоммерческого сектора в диссертации предложены несколько корректировок к трактовке и расчетам некоторых понятий в СНС. Так, является некорректным применение в СНС понятия конечное потребление к оценке ценности услуг некоммерческих организаций, поскольку ценность услуг некоммерческих организаций (т.е. ценность ПНС) потребляется не самими некоммерческими организациями, а потребителями ПНС.
Понятие валовой выпуск также некорректно приравнивается к расходам на конечное потребление сектора некоммерческих организаций, поскольку последние сводятся к социальным трансфертам в натуральной форме, потребляемым домашними хозяйствами индивидуально. Тем самым в валовой выпуск некоммерческих организаций фактически не включаются услуги, близкие по своей природе общественным благам, потребляемым коллективным образом (охрана окружающей среды и т.п.). Более корректным было бы включать в валовой выпуск некоммерческих организаций все услуги, оказываемые НКО на нерыночных условиях.
Изучение обменных процессов, напрямую влияющих на общественное равновесие, особенно процессов распределения полученных в общественной деятельности результатов (факторных и нефакторных доходов), невозможно без учета форм и систем собственности. В первую очередь это актуально при рассмотрении вопроса об инвестировании, государственного регулироваUия и общественного самоуправления при производстве ПНС.
Вопрос о собственности применительно к теории ПНС рассматривается в трех плоскостях: во-первых, с точки зрения эффективности производства ПНС в организациях с общественной формой собственности, во-вторых, с точки зрения распределения правомочий между участниками воспроизводства ПНС и, в-третьих, с точки зрения равновесия на микроуровне между собственниками факторов, участвующих в производстве ПНС, и возникновения вследствие нарушения такого равновесия эксплуатации.
Существуют следующие преимущества организаций с общественными формами собственности, действующих в некоммерческом секторе экономики: максимальная свобода самовыражения для реализации духовных потребностей членов или сторонников организации; отсутствие жесткой дисциплины и конкуренции; самоорганизация и самоуправление; отсутствие бюрократии и жестких иерархических отношений.
Данные преимущества позволяют получать в ходе производства ПНС значительные внешние и особенно внутренние положительные эффекты. Привлечение неоплаченного труда волонтеров значительно снижает себестоимость продукта, что делает его производство эффективным с экономической точки зрения.