Способы землепользования различны: прямое землепользование, издольщина, денежная аренда.
3. Ограниченность земли, ее невоспроизводимость и неподвижность обусловили стабильность предложения земли на рынке. Фиксированный характер предложения означает, что кривая предложения земли абсолютно неэла-
Индивидуальная стоимость 1 ц во втором хозяйстве 300 руб.
6. В земельный участок вложен капитал 100 тыс. долл., срок окупаемости затрат 20 лет. Рента с этого участка составляет 25 тыс. долл. Если норма ссудного процента установлена в размере 5% годовых, определите сумму арендной платы.
7. Кто и почему присваивает дифференциальную ренту I:
а) собственник земли;
б) арендатор;
в) государство;
г) местные органы власти.
8. Что такое экономическая рента:
а) трансфертный доход;
б) превышение дохода над его альтернативной стоимостью;
в) разница между валовым доходом и трансфертным доходом.
9. Если кривая спроса на землю сдвинется вправо, что произойдет с величиной экономической ренты:
а) увеличится;
б) уменьшится;
в) не изменится;
г) данных для ответа недостаточно.
10. От каких факторов зависит цена земли:
а) размера ренты;
б) ставки ссудного процента;
в) спроса на землю;
г) предложения земли;
д) всех перечисленных факторов.
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
В современной развитой экономике основу жизнедеятельности составляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике.
Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законодательство, выработку обязательных к исполнению стандартов (в том числе экономических) и т.д.
В отличие от рыночных сил государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, т.е. правом ограничивать свободу выбора экономических субъектов.
Формы взаимодействия государства и рынка, границы государственного вмешательство в экономику остаются в центре внимания многих экономических теорий. Этим вопросам и посвящена данная глава учебника.
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику
Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.
Неоспоримо одно: государство продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не Представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположно-
262
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
сти, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны количество золота.
В связи с этим они призывали государство поощрять экспорт и сдерживать импорт.
В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство тремя функциями.
Первая и важнейшая функция государства хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, собственность. «Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми».
Образование вторая функция. «Всеобщее образование является первой истинной социальной связью», говорит Бодо. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный.
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику 263
Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип laissez faire) создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно.