d9e5a92d

Роль государства в рыночной экономике








1







Лицензирование

Планы

Учетная ставка

Налоговые
Государствен-
Прогнозы
Регистрация

и комплексные


Резервная

ставки
ные:
Индикативные
Регламентация

программы


ставка

Таможенные
заказы
нормативы
Антимонопольные

Стандарты


Операции

пошлины
займы

запреты

Нормативы


открытого

Налоговые
дотации

Лимиты цен

Тарифы


рынка

льготы
субсидии

Квотирование

Государственные


Сеньораж




компенсации

Установление

инвестиции


Валютные







минимума




интервенции







заработной платы




Кредитные













льготы







11.1. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры
г
268
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике

велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене практически равным нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании это прежде всего совокупность государственных предприятий.
В последние 3040 лет возникло новое явление формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третий», т.е. не частный и не государственный.
Итак, в заключение следует еще раз подчеркнуть, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция везде, где возможно, регулирование везде, где необходимо!»
2. Основные функции современного государства
Большинство современных западных экономистов разделяют взгляд о том, что даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это прежде всего следующие функции:
1) регулирование так называемых внешних (или побочных) эффектов;
2) удовлетворение потребностей в коллективных благах (или в общественных товарах).
Внешние эффекты
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):
MSC = МРС + МЕС,
где MSC предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС предельные частные издержки (marginal private cost); MEC предельные внешние издержки (marginal external cost).
2. Основные функции современного государства
269
Классический пример отрицательного эффекта строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.
Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом.

Мы соотносим затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Отсюда инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC ( 11.2).
На графике кривая предложения равна динамике MSC -^ предельных общественных издержек; кривая спроса D} динамике МРВ предельных частных выгод (marginal private benefits); кривая спроса D2 MSB предельных общественных выгод (marginal social benefits);
р
D,=MSB
S=MSC
Q
I
11.2. Положительный внешний эффект
270
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике



МЕЕ предельные внешние выгоды (marginal external benefits). Так как предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод, то эффективное для общества равновесие достигалось быв точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площади треугольника АЕ}Е2.

Таким образом, отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.
При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог (corrective tax) это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал теоремой Коуза. Суть ее заключается в том. что, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же
2. Основные функции современного государства 271
мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: «...В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансак-ционные издержки и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.
Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество.

Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в ФРГ.

Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
Последний способ ограничения государством отрицательных экс-терналий стал причиной образования рынка прав на причинение внешних издержек.
Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их Действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на Рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они
272
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике

Цена лицензий, долл/т

Р '
40
' Предложение S , по сбросу ' отходов
/ Предельные социальные издержки загрязнения
Спрос на сброс
и утилизацию
отходов
100 Q
Выброс отходов, тыс. т
11.3. Равновесие на рынке прав загрязнения природной среды



Содержание раздела