В рыночной экономике цена, регулирующая спрос и предложение факторов, является мотором распределения факторов производства между различными занятиями и гарантией использования этих факторов в наиболее производительных отраслях.
Современная теория распределения включает анализ «социальных доходов», т.е. доходов, предоставляемых экономическим субъектам независимо от их вклада в создание совокупного общественного продукта. Государство с помощью налоговой системы изымает часть вознаграждений производителей в госбюджет, а затем перераспределяет эти ресурсы через статьи государственных расходов или расходов на социальные нужды.
Долгое время теория распределения была теорией микроэкономической. Сегодня все больше она приобретает макроэкономическую направленность, что нисколько не умаляет значение микроэкономической теории распределения.
Индивидуальное распределение означает определение доходов отдельных лиц, семей, домашних хозяйств и т.п., а также факторов, определяющих их уровень.
На микроэкономическом уровне анализ индивидуального распределения позволяет выявить элементы, образующие доход отдельного человека. Сюда относятся: различного рода вознаграждения за свой вклад в производство, т.е. заработная плата, проценты за ссуженный капитал, дивиденды, выплачиваемые за акции компаний, промышленные, торговые и сельскохозяйственные прибыли, а также полученные доходы, не связанные с вкладом в производство (пенсии, пособия по безработице, помощь семьи, наследство и др.). Величина вознаграждения зависит от объема производимых услуг, нормы их оплаты; обстоятельств, регулирующих распределение различных источников производительных услуг среди членов общества (например, частной собственности на средства производства); обстоятельств, влияющих На политику перераспределения доходов.
На макроуровне индивидуальное распределение означает распределение национального дохода среди отдельных лиц, которое раскры-
282
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
вает источники личных доходов и их сравнительные величины. Основным совокупным показателем здесь выступает доход частных лиц или семейных хозяйств. Валовой доход семейных хозяйств включает: чистую заработную плату; пособия и другие выплаты по социальному обеспечению; проценты, дивиденды и арендную плату, помощь на обустройство (строительство жилья); компенсацию за ущерб, нанесенный войной; текущее страховое возмещение убытков; переводы заработной платы граждан, находящихся на работе за границей; валовой доход индивидуальных предпринимателей; доход, полученный от личного подсобного хозяйства, сдачи в аренду жилья и т.д.
При определении дохода частных лиц учитываются доходы от факторов производства, которые не получают семейные хозяйства (например, нераспределенную прибыль коммерческих организаций), взносы на социальное страхование, которые вычитаются из национального дохода, и трансферты, дополняющие национальный доход. Различают государственные трансферты (пенсии, проценты по государственному долгу), социальные трансферты (выплаты из фондов социального страхования, семейные пособия), трансферты между предприятиями (одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческие трансферты (спонсорские отчисления).
Сумму реального дохода частных лиц определяют, вычитая из номинального дохода расходы на выплату прямых налогов и социальных взносов. Наличный доход частных лиц состоит из расходов на потребление и сбережений.
При изучении индивидуального распределения мы сталкиваемся с социальной проблемой неравенства личных доходов людей. Неравенство доходов не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. Во многом оно определяется неравенством распределения частной собственности на факторы производства и правовыми нормами, определяющими ее передачу: например, по наследству доходы отдельных людей могут быть представлены как доходы заработанные (в зависимости от личных условий и труда) и «незаработанные».
Неравенство доходов критиковалось и осуждалось во все времена. В начале XX в. во всех странах получила развитие политика перераспределения доходов, направленная на более справедливое распределение национального дохода. Сегодня можно выделить три наиболее влиятельных направления экономической мысли, обосновывающих необходимость достижения большего равенства в обществе:
В реальной действительности распределение доходов показано линией ОАВСДЕ. Чем больше эта линия или кривая Лоренца
284
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
E
100
rfif
80 -60 40
I
ff
if
F
f
f f
20
u^
i
11.7. Кривая Лоренца
|^Л
отклоняется от линии QE, тем больше неравенство в распределении доходов.
Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение, которое в теоретической экономике получило название коэффициента Джини по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (18841965): G = T/OFE, где G показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Некоторыми экономистами неравенство рассматривается как источник неудовлетворенности и стимул человеческого прогресса. Шум-петер назвал капитализм цивилизацией неравенства. Источником богатства или бедности является не капитализм, а экономическое развитие.
Саймон Кузнец провел исследование динамики доходов на протяжении ряда десятилетий в некоторых развитых странах (США, Великобритании, Германии) и выявил тенденцию к уменьшению неравенства индивидуальных доходов по мере экономического роста, получившей название закона Кузнеца.
Сокращение неравенства становится более ощутимым по мере развития политики прогрессивного налогообложения и перераспределения доходов.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.
Чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом-
Выводы 285
С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Выводы
1. Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти.