d9e5a92d

Практическая политика государства


Главное для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.
Сисмонди, исходя из анализа экономического уклада того времени, утверждает, что вся экономическая жизнь не только сфера производства, но и распределения благ, должна быть подвергнута общественному контролю и реформирована согласно интересам всего общества, а не отдельных его классов. Таким образом, мы видим, что государству отводится достаточно активная роль в жизни страны.
Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться ко все более интенсивному непосредственному вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.
Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнси-анским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложе-
264
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике

нию при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.

Доктрина Кейнса нашла наиболее полное воплощение в США в политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав там хорошие результаты.
Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть, что оно означает не только защиту госсектора и государственного вмешательства вообще, но представляет собой особую концепцию регулирования экономики. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического регулирования. Ее целевые приоритеты, занятость и стабильность экономического роста, а инструменты государственный бюджет и денежно-кредитная политика.

Кейнс и его последователи исходят из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства.

Кей-нсианскую теорию можно назвать кризисной, так как она рассматривает экономику в состоянии депрессии.
Противники же кейнсианской школы сторонники неоклассической теории исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен лучшие механизмы установления экономического равновесия. На рубеже 70 80-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления и, в первую очередь, со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования.

Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной экономики.

Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист, Нобелевский лауреат Милтон Фридмен. Он разделяет концепцию «экономического человека» А. Смита и подвергает критике идею государственного регулирования. Альтернативу он видит в свободе конкуренции и предпринимательства.

Особенно резко М. Фридмен выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Идеи Фридмена получили выражение в «рейганомике».
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику 265
Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.


Но неокейнсианцы по-прежнему исходят из того, что в капиталистической экономике существуют устойчивые причины, вызывающие отклонения от стабильного роста и оптимального использования ресурсов, и для их корректировки необходимо государство. Но, учитывая новые условия и критику своих противников, они вносят новые аспекты по сравнению с Кейнсом.
Таким образом, кризис кейнсианства оживил неоклассическое направление, но и привел одновременно к дальнейшему развитию самого кейнсианства. Различие между ними в разных ответах на вопрос: кто способен быстрее, эффективнее и дешевле приспособить экономику к неравновесным ситуациям рынок или государство.
Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства.

Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма.

В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий.

Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не Давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).
266
Глава 11. Роль государства в рыночной экономике

Способы, методы и инструменты государственного регулирования представлены на 11.1.

Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов 12%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии 26%, Франции 20, Швеции 14, Италии 12%). В США 1012% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации.

Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.
Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).
В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. В сфере распределения удельный вес государства очень
Способы
Экономические
Законодательно-административные
Судебные

Методы


1



Прямые

Косвенные

1 1 1
1

Ограничение частного бизнеса

Государственное предпринимательство

Денежно-кредитные
Налоговые
Бюджетные
Индикативное планирование


Инструменты





Содержание раздела