d9e5a92d

Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Сингапур,



Годовые поступления средств от международного туризма (не включая поступлений от транспорта) начали возрастать в 80-х годах и в 1996 г. достигли 423 млрд долл. ( 2.2).


2.2.



Поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире, но это связано не столько с инфляционными процессами, происходящими в мире, сколько с повышением эффективности отрасли.

Страны Западной Европы отстают от США в международном туризме по поступлениям денежных средств от туризма. Европа более других регионов привлекает к себе туристов, однако число их растет медленнее. Страны Европы принимают 60% гостей со всего мира, и только 50% всех поступлений от туризма в мире приходится на их долю. Успех Европы объясняется следующими факторами:

- большой сегмент населения имеет крупные реальные доходы;

- большая часть населения некоторых европейских стран, например Германии, Франции, Великобритании, предпочитает проводить отпуск за рубежом, но не очень далеко от своей страны;

- наличие множества культурно-исторических памятников, созданных природой и человеком;

- спрос на международные путешествия удовлетворяется крупной индустрией туризма и необходимой инфраструктурой.



Некоторые из этих факторов присущи и Северной Америке. Большая часть туристов из США и Канады также предпочитает путешествовать в своем регионе. Однако значительная часть населения этих стран все же проводит свой ежегодный отпуск в отдаленных регионах земного шара.

В табл. 2.2 показаны изменения числа прибытий туристов и поступлений от туризма за период с 1985 по 1996 г. в разных регионах мира, а также изменения их доли.



Таблица 2.2.

Число прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире в 1985 и 1996 гг.*

Источник: ВТО


Анализ развития мирового туризма, проведенный ВТО, освещает значительные изменения, которые произошли в прибытиях и поступлениях от международного туризма. Если доля прибывающих в Европу туристов в 1985-1996 гг. снизилась с 65 до 59%, а доля поступлений - с 53 до 51%, то за этот же период страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона (ВАТ) заметно увеличили свою долю с 9 до 15% и с 11 до 19,5% соответственно по числу туристов и поступлениям от них. В 1950-1960 гг. доля этого региона в общих мировых прибытиях составляла всего 1%, в 1970 г. она достигла 3%, в 1980 г. - 7, в 1990 г. - 11 и в 1996 г. - 15%.

Доля поступлений от международного туризма в этом регионе также постоянно росла: в 1950 г. - 1,4%, в 1960 г. - 2,8, в 1970 г. - 6,2, в 1980 г. - 7,3, в 1990 г. - 14,4, в 1996 г. - 19,5%. Это демонстрирует рост, происходящий в высококонкурентной среде таких стран, как Австралия, Гонконг, Индонезия, Корея, Сингапур, Таиланд.

Доли стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в международном туризме с 50-х по 90-е годы были небольшими, но претерпевали значительные колебания. Эти регионы не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах.

Туристские центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристогенерирующих стран. Хотя здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, однако в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.

В табл. 2.3 приведен перечень лидирующих стран - туристских центров шести регионов, обозначенных ВТО, а также основных стран, генерирующих в эти страны туристские потоки.


Таблица 2.3.

Международный туризм в регионах мира

Основные страны - туристские центры региона
Основные генерирующие страны для регионов
Африка
Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд
Франция, Германия, Великобритания, Италия, США, Испания, Швейцария, Нидерланды
Америка
США, Пуэрто-Рико, Канада, Доминиканская Республика, Мексика, Багамские острова, Аргентина, Бразилия
США, Великобритания, Канада, Германия, Мексика, Франция, Япония, Скандинавские страны
ВАТ
Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Сингапур,
Австралия
Япония, Великобритания, США, Германия, Корея, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия
Европа
Франция, Австрия, Испания, Великобритания, Италия, Германия, Венгрия, Швейцария
Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Скандинавские страны, США, Бельгия
Ближний Восток
Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн
Египет, Иордания, США, Германия, Великобритания, Франция
Южная Азия
Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Мальдивы, Бангладеш, Иран
Великобритания, Индия, США, Германия, Франция, Япония,
Италия
<

p>


Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд).

Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой. Это первенство является результатом увеличения предложений перелетов через Атлантику и снижения соответствующих тарифов для большого сегмента рынка. Другие лидирующие направления: из Европы - в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ - в Америку и Европу.

Более подробно об этом речь пойдет ниже.

В мире множество стран ежегодно принимает более 1 млн иностранных туристов (например, в начале 90-х годов таких стран было 50), а 23 страны посещают 5 млн гостей. В табл. 2.4 приведен перечень первых десяти стран мира по числу прибывающих в них туристов.


Таблица 2.4.
Первые десять стран мира по числу туристов в 1996 г-

Страна
Число туристов, млн человек
Соотношение численности туристов в 1996 и 1995 п., %
Доля от общемирового уровня, °А
1. Франция
61,5
2,3
10,39
2. США
44,791
3,2
7,56
3. Испания
41,425
5,3
7,0
4. Италия
35,5
14,3
6,0
З.Китай
26,055
11,5
4,4
3. Великобритания
25,8
7,5
AM
1. Мексика
21,732
7,8
3,67
5. Венгрия
20,67
-0,1
3,5
?. Польша
19,42
1,1
3.28
Ю.Канада
17,345
2,7
2,93
Всего в шире
592,122
4,6
100


По доходам, получаемым от туризма, лидируют США, Испания, Франция, Италия и Великобритания (табл. 2.5). По предварительным данным ВТО, в 1996 г. Испания заняла второе место после США, обогнав Францию и Италию.

Благодаря увеличению числа посещающих Испанию туристов в этом же году возросли доходы от туризма на 12,2% по сравнению с доходами в предыдущем году.


Таблица 2.5.
Первые десять стран мнра по доходам ох турюма (меяодтсародкые туристские поступления) в 1996 г-

Страна
Доход от туризма, млрд долл.
Соотношение доходов в 1996 н 1995 гг., °А
Доля от общемирового уровня, °А
1.США
64,373
5,3
15,21
2. Испания
28,428
12,2
6,72
3. Франция
28,241
2,6
6,67
4. Италия
27,349
-0,4
6,46
5. Великобритания
20,415
6,7
4,82
5. Австрия
15,095
3,3
3,56
7. Германия
13,168
2,8
3,11
2. Гонконг
11,2
16,6
2,65
'. Китай
10,5
20,2
2,43
Ш.Шейцария
9,892
4,6
2,34
Всего в мире
423,116
7,6
100


Источник: ВТО.

По данным ВТО, шесть из десяти первых генерирующих стран мира являются европейскими.

По расходам туристов первое место в мире также занимают США, за ними следуют Германия, Великобритания и Япония, которая в последние годы проводит политику поощрения зарубежных путешествий своих граждан в основном для того, чтобы обеспечить положительный платежный баланс страны. В табл. 2.6 приведен перечень первых десяти стран Европы по расходам туристов.


Таблица 2.6.
Первые десять стран Европы по расходам туристов в 1995 г-

Страна
Расходы туристов, млрд долл.
Соотношение доходов в 1995 н 1994 гг., %
Доля от общеевропейских расходов, °А
1. Германия
48,101
16,1
26,7
2. Великобритания
24,625
11,0
13,7
З.Франция
16,315
18,5
9,1
4. Италия
12,411
1,9
6,9
5. Австрия
11,699
25,4
6,5
5. Нидерланды
11,455
4,3
6,4
7. Бельгия
7,995
2,7
4,4
Z. Швейцария
6,543
3,4
3,6
'. Польша*
5,5
-
3,1
10. Швеция
5,422
11,5
3,0


Основные страны - рецепторы международных туристских потоков также являются ключевыми генерирующими рынками. Некоторые страны, находясь среди первых по числу прибывающих туристов, могут и не являться первыми по поступлениям, как это происходит со странами Восточной Европы или с некоторыми странами Юго-Восточной Азии, например с Малайзией.

Обмен туристами и соответственно деньгами происходит между индустриальными и новыми индустриальными странами (НИС) мира. По данным ВТО, в списке первых двадцати туристских стран отсутствуют развивающиеся страны. Однако и индустриальные, и развивающиеся страны всегда осознавали потенциальную возможность международного туризма (точнее въездную его составляющую) -этого "неосязаемого" вида экспорта для оздоровления платежного баланса страны и уделяли большое внимание его развитию.



Мировой рынок международного туризма



Содержание раздела