Годовые поступления средств от международного туризма (не включая поступлений от транспорта) начали возрастать в 80-х годах и в 1996 г. достигли 423 млрд долл. ( 2.2).
Доля поступлений от международного туризма в этом регионе также постоянно росла: в 1950 г. - 1,4%, в 1960 г. - 2,8, в 1970 г. - 6,2, в 1980 г. - 7,3, в 1990 г. - 14,4, в 1996 г. - 19,5%. Это демонстрирует рост, происходящий в высококонкурентной среде таких стран, как Австралия, Гонконг, Индонезия, Корея, Сингапур, Таиланд.
Доли стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в международном туризме с 50-х по 90-е годы были небольшими, но претерпевали значительные колебания. Эти регионы не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах.
Туристские центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристогенерирующих стран. Хотя здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, однако в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.
В табл. 2.3 приведен перечень лидирующих стран - туристских центров шести регионов, обозначенных ВТО, а также основных стран, генерирующих в эти страны туристские потоки.
Таблица 2.3.
Международный туризм в регионах мира
Основные страны - туристские центры региона |
Основные генерирующие страны для регионов |
Африка |
|
Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд |
Франция, Германия, Великобритания, Италия, США, Испания, Швейцария, Нидерланды |
Америка |
|
США, Пуэрто-Рико, Канада, Доминиканская Республика, Мексика, Багамские острова, Аргентина, Бразилия |
США, Великобритания, Канада, Германия, Мексика, Франция, Япония, Скандинавские страны |
ВАТ |
|
Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Сингапур, Австралия |
Япония, Великобритания, США, Германия, Корея, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия |
Европа |
|
Франция, Австрия, Испания, Великобритания, Италия, Германия, Венгрия, Швейцария |
Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Скандинавские страны, США, Бельгия |
Ближний Восток |
|
Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн |
Египет, Иордания, США, Германия, Великобритания, Франция |
Южная Азия |
|
Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Мальдивы, Бангладеш, Иран |
Великобритания, Индия, США, Германия, Франция, Япония, Италия |
Более подробно об этом речь пойдет ниже.
В мире множество стран ежегодно принимает более 1 млн иностранных туристов (например, в начале 90-х годов таких стран было 50), а 23 страны посещают 5 млн гостей. В табл. 2.4 приведен перечень первых десяти стран мира по числу прибывающих в них туристов.
Таблица 2.4.
Первые десять стран мира по числу туристов в 1996 г-
Страна |
Число туристов, млн человек |
Соотношение численности туристов в 1996 и 1995 п., % |
Доля от общемирового уровня, °А |
1. Франция |
61,5 |
2,3 |
10,39 |
2. США |
44,791 |
3,2 |
7,56 |
3. Испания |
41,425 |
5,3 |
7,0 |
4. Италия |
35,5 |
14,3 |
6,0 |
З.Китай |
26,055 |
11,5 |
4,4 |
3. Великобритания |
25,8 |
7,5 |
AM |
1. Мексика |
21,732 |
7,8 |
3,67 |
5. Венгрия |
20,67 |
-0,1 |
3,5 |
?. Польша |
19,42 |
1,1 |
3.28 |
Ю.Канада |
17,345 |
2,7 |
2,93 |
Всего в шире |
592,122 |
4,6 |
100 |
По доходам, получаемым от туризма, лидируют США, Испания, Франция, Италия и Великобритания (табл. 2.5). По предварительным данным ВТО, в 1996 г. Испания заняла второе место после США, обогнав Францию и Италию.
Благодаря увеличению числа посещающих Испанию туристов в этом же году возросли доходы от туризма на 12,2% по сравнению с доходами в предыдущем году.
Таблица 2.5.
Первые десять стран мнра по доходам ох турюма (меяодтсародкые туристские поступления) в 1996 г-
Страна |
Доход от туризма, млрд долл. |
Соотношение доходов в 1996 н 1995 гг., °А |
Доля от общемирового уровня, °А |
1.США |
64,373 |
5,3 |
15,21 |
2. Испания |
28,428 |
12,2 |
6,72 |
3. Франция |
28,241 |
2,6 |
6,67 |
4. Италия |
27,349 |
-0,4 |
6,46 |
5. Великобритания |
20,415 |
6,7 |
4,82 |
5. Австрия |
15,095 |
3,3 |
3,56 |
7. Германия |
13,168 |
2,8 |
3,11 |
2. Гонконг |
11,2 |
16,6 |
2,65 |
'. Китай |
10,5 |
20,2 |
2,43 |
Ш.Шейцария |
9,892 |
4,6 |
2,34 |
Всего в мире |
423,116 |
7,6 |
100 |
Источник: ВТО.
По данным ВТО, шесть из десяти первых генерирующих стран мира являются европейскими.
По расходам туристов первое место в мире также занимают США, за ними следуют Германия, Великобритания и Япония, которая в последние годы проводит политику поощрения зарубежных путешествий своих граждан в основном для того, чтобы обеспечить положительный платежный баланс страны. В табл. 2.6 приведен перечень первых десяти стран Европы по расходам туристов.
Таблица 2.6.
Первые десять стран Европы по расходам туристов в 1995 г-
Страна |
Расходы туристов, млрд долл. |
Соотношение доходов в 1995 н 1994 гг., % |
Доля от общеевропейских расходов, °А |
1. Германия |
48,101 |
16,1 |
26,7 |
2. Великобритания |
24,625 |
11,0 |
13,7 |
З.Франция |
16,315 |
18,5 |
9,1 |
4. Италия |
12,411 |
1,9 |
6,9 |
5. Австрия |
11,699 |
25,4 |
6,5 |
5. Нидерланды |
11,455 |
4,3 |
6,4 |
7. Бельгия |
7,995 |
2,7 |
4,4 |
Z. Швейцария |
6,543 |
3,4 |
3,6 |
'. Польша* |
5,5 |
- |
3,1 |
10. Швеция |
5,422 |
11,5 |
3,0 |
Основные страны - рецепторы международных туристских потоков также являются ключевыми генерирующими рынками. Некоторые страны, находясь среди первых по числу прибывающих туристов, могут и не являться первыми по поступлениям, как это происходит со странами Восточной Европы или с некоторыми странами Юго-Восточной Азии, например с Малайзией.
Обмен туристами и соответственно деньгами происходит между индустриальными и новыми индустриальными странами (НИС) мира. По данным ВТО, в списке первых двадцати туристских стран отсутствуют развивающиеся страны. Однако и индустриальные, и развивающиеся страны всегда осознавали потенциальную возможность международного туризма (точнее въездную его составляющую) -этого "неосязаемого" вида экспорта для оздоровления платежного баланса страны и уделяли большое внимание его развитию.
Мировой рынок международного туризма