Южная Азия
Южная Азия
Регион Южной Азии - один из крупнейших по численности населения. Здесь проживает более 1 млрд человек. В регион входят следующие страны: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Иран, Мальдивская Республика, Мьянмар, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.
Туризм в регионе развивается, но значительно медленнее, чем в регионе ВАТ. За 1970-1996 гг. туристские прибытия увеличились почти в 5 раз - с 900 тыс. до 4,5 млн человек, а поступления - почти в 40 раз - со 100 млн до 4 млрд долл. Доля прибытий в этот же период колебалась около показателя 0,7% общемирового уровня.
Если доля Южной Азии в общемировых прибытиях сохранялась почти неизменной, то доля в мировых доходах от туризма после заметного увеличения в 70-х годах начала устойчиво сокращаться - с 1,5% в начале 80-х годов до 0,62% в 1993 г. Однако в 1996 г. наблюдался заметный рост прибытий и особенно доходов (поступлений), которые, естественно, привели к увеличению доли поступлений от общемирового уровня до 0,94% (табл. 2.14).
Динамика числа туристов, лрнбьшающю в Южную Азнн,нпостутшенннотннхв 1970-1996 гг.
Год
|
Число туристов, млн человек
|
Среднегодовые изменения, °А
|
Доля от общемирового уровня, °А
|
Поступления, млрд долл.
|
Среднегодовые изменения, °А
|
Доля от общемирового уровня, °А
|
1970
|
0,912
|
-
|
0,55
|
0,1
|
-
|
0,56
|
1975
|
1,537
|
70,72
|
0,7
|
0,329
|
229,0
|
0,81
|
1980
|
2.20
|
48,44
|
0,79
|
1,549
|
370,62
|
1,5
|
1905
|
2,54
|
11,4
|
0,77
|
1,4
|
-9,62
|
1,21
|
1906
|
2,731
|
7,52
|
0,8
|
1,677
|
19,07
|
1,19
|
1907
|
2,707
|
-0,88
|
0,74
|
1,875
|
12,48
|
1,09
|
1900
|
2,881
|
6,43
|
0,72
|
1,929
|
2,00
|
0,97
|
1909
|
3,054
|
6,0
|
0,71
|
2,022
|
4,02
|
0,95
|
1990
|
3,179
|
4,09
|
0,69
|
1,99
|
-1,58
|
-0,77
|
1991
|
3,279
|
3,15
|
0,72
|
1,968
|
-1,11
|
0,76
|
1992
|
3,509
|
7,01
|
0,73
|
2,076
|
5,49
|
0,7
|
1993
|
3,459
|
-1,42
|
0,69
|
2,015
|
-2,94
|
0,62
|
1994
|
3,949
|
14,17
|
0,72
|
3,159
|
56,77
|
0,91
|
1995
|
4,3
|
0,09
|
0,76
|
3,642
|
15,29
|
0,91
|
1996
|
4,485
|
4,3
|
0,76
|
3,963
|
8,8
|
0,94
|
Как видно, доли прибытий туристов в этот регион и поступлений от них в общемировых показателях незначительны. Этот регион подвержен влиянию политических и экономических кризисов, происходивших в мире в определенные периоды времени, например в 1991 г., и особенно чувствителен к локальным кризисам, к которым можно отнести, например, политическую нестабильность в некоторых районах Индии и Пакистана, конфликт в Шри-Ланке.
2.13. Развитие международного туризма в Южной Азии, 1989-1996 гг.
Источник: ВТО.
Из 2.13 видно, что с 1989 г. динамика поступлений почти неизменна, однако в разные годы были спады (в 1990 г. - на 1,6%, в 1991 г. - на 1%, в 1993 г. - на 2,9%), которые осложняли инвестиционную политику развития туризма в регионе.
Самым крупным туристообразующим рынком для региона является Европа, чья позиция в последние годы еще более укрепилась. Наибольшее число туристов в регион обеспечивает Великобритания - 12% всех прибытий.
Внутрирегиональный туризм развит слабо; так, число туристов из соседних стран составило 28% всех гостей региона. Другими крупными туристообразующими регионами для стран Южной Азии являются ВАТ и Америка, которые в 1992 г. отправили соответственно 34 и 9% туристов ( 2.14).
2.14. Диаграмма прибытий туристов в Южную Азию из других регионов в 1985 и 1992 гг.
Источник: ВТО.
Две трети всех туристов, прибывающих в регион, принимают Индия и Пакистан, где развит познавательный туризм. Расходы одного туриста в этих странах в среднем составляют 760 долл., что превышает среднерегиональный уровень - 590 долл. и среднемировой. Этот относительный успех можно объяснить политикой, проводимой индийским правительством с целью привлечения иностранных инвестиций в туристский сектор начиная с 90-х годов.
Некоторые страны, особенно Шри-Ланка и Мальдивская Республика, специализируются на пляжном туризме. Последняя создала эксклюзивный продукт -туризм на атолле, когда на одном острове расположен только один высококлассный отель.
Непал развивал свою индустрию туризма на базе горнолыжного спорта и по получаемым доходам сравнялся с бурно развивающейся Мальдивской Республикой.
Хотя международный туризм для многих стран региона является основной статьей доходов, доля поступлений от него в общих доходах региона от экспорта небольшая и составляет всего 5%.
Несмотря на рост туризма, страны Южной Азии не использовали еще весь свой потенциал для его развития, которое было затруднено, так же как и в Африканском регионе, из-за недостаточно развитой инфраструктуры и транспортной системы.
Содержание раздела