d9e5a92d

Воздействие на национальный бюджет



Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.

В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики - 1,2, Бермудских островов - 1,1, восточного Карибского бассейна -1,07, Антигуа - 0,88, Багамских островов - 0,78, Каймановых островов - 0,65 и т.д.

Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.



Воздействие на национальный бюджет


Расходы в туристской инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный бюджет. Давление на бюджет особенно высоко в развивающихся странах вследствие сокращения в последнее время запасов природных ресурсов. Главная проблема развивающихся стран состоит в задержке по времени затрат из собственного бюджета на развитие инфраструктуры и увеличении поступлений от туристского сектора, а решение этой проблемы перекладывается на государственное или частное финансирование из зарубежных источников.

Последние становятся дорогими из-за большого процента по займу и повышения курса иностранной валюты.

Из-за сильной зависимости от иностранных финансов развивающиеся страны иногда пытаются применять краткосрочные меры для увеличения поступлений от международного туризма, такие, как обложение налогами и запрещение товаров и услуг, импортируемых специально для туристского сектора; применение специальных налогов для международных туристов, например налогов в аэропортах или налогов, связанных с продолжительностью пребывания в стране. Эти меры могут увеличить резервы иностранной валюты на короткий промежуток времени, но для продолжительного периода в основном неэффективны. Они оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность страны и ее туристский имидж за рубежом.

Кроме того, страна может генерировать дополнительный доход от туристов через фискальную систему, не разрушая собственную индустрию туризма. Это достигается прямым и косвенным налогообложением доходов от туристов. В таких условиях воздействие международного туризма на государственный бюджет, особенно для развивающихся стран, зависит от экономической и финансовой ситуации в данной стране.

Основная сложность состоит в точном прогнозировании необходимых расходов для развития инфраструктуры и возможностей страны в получении иностранных займов.

Туризм и международная торговля

Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов.

Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д.

Согласно данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем импорте стран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50% на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импорта значительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, она неоднородна по разным видам товаров и услуг.



Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (табл. 3.1). Поступления от туризма в разных странах распределяются, так же как и поступления от экспорта товаров.

Высокая концентрация наблюдается в странах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран, так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 раза меньше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счет этих поступлений.


Таблица 3.1.
Значимость туризма для торговли страны в 1980-1991 гг-

Показатели
Развивающиеся страны
В мире
1980
1989
1990
1991
1980
1989
1990
1991
ВНП, млн долл.
1384
2 745
2 829
2 872
10 219
19 294
20 899
21582
Общий зкспорт,млн допл.
403
699
779
827
1364
3013
3013
3482
Экспорт услуг, млн долл.
87
155
170
176
745
1331
1598
1694
Международные туристские поступления, млн долл.
26
55
64
63
102
211
255
261
Международные пассажирские поступления, млн долл.
4
6
8
7
18
40
48
54
Общемировые туристские поступления, млн долл.
30
61
72
70
120
251
303
315
Доля от общемировых туристских поступлений, % от ВНП:
1,9
2,2
2,5
2,4
1,2
1,3
1,4
1,5
от общего экспорта
7,4
8,7
9,2
8,5
6,4
8,3
8,9
9,0
от экспорта услуг
34,5
39,4
42,4
39,8
16,1
13,9
19,0
18,6
Доля международных туристских поступлений, % от экспорта услуг
29,9
35,5
37,6
35,8
13,7
15,9
16,0
15,4
Допямеждунар о дньк пас с ажирсюи по отуплений, % от экспорта услуг
4,6
3,9
4,7
4,0
2,4
3,0
3,0
3,2

Развивающиеся страны
В мире

Среднегодовой уровень роста, %

89/90
90/89
91/90
91/80
89/90
90/89
91/90
91/80
ВНП
6,3
3,1
1,5
5,6
7,3
8,3
3,3
7,0
Общий экспорт
6,3
11,4
6,2
6,8
5,5
12,6
2,7
5,8
Экспорт услуг
6,6
9,7
3,5
6,6
6,7
20,1
6,0
7,8
Международные туристские поступления
8,7
16,4
-1,6
8,4
8,4
20,9
2,4
8,9
Международные пассажирские поступления
4,6
33,3
-12,5
5,2
9,3
20,0
12,5
10,5
Общемировые туристские поступления
8,2
18,0
-2,8
8,0
8,5
20,7
4,0
9,2

Источник: ВТО для международных поступлений, МВФ для международных пассажирских поступлений и услуг, Мировой банк для ВНП, ООН для общего экспорта.

Источник: ВТО для международных поступлений, МВФ для международных пассажирских поступлений и услуг, Мировой банк для ВНП, ООН для общего экспорта.

Последний Уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) показал, что в структуре международной торговли усиливается роль обмена финансовыми, страховыми, транспортными и, конечно же, туристскими услугами. Соответственно в экономиках разных стран увеличивается доля сферы услуг: 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающихся странах и 65% ВВП в индустриальных странах.

Последствия такого перехода к новому постиндустриальному обществу могут быть неадекватны, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек их в сфере услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, направленную на сокращение обмена туристскими услугами или товарами, предназначенными для туризма.

Ограничивающие меры для туризма могут быть весьма разнообразны - от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.



Воздействие на платежный баланс


Вклад международного туризма в платежный баланс страны выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом. Международный туризм может оказать существенное влияние на политику, проводимую государствами по стабилизации платежного баланса. Поэтому для содействия государствам при сборе необходимой информации по учету расходов туризма и поступлений от него ОЭСР и ВТО упростили процедуру учета в международном туризме.

Используемая в туристском учете статистическая информация исходит из данных, предоставляемых ВТО. Бухгалтерская система туризма должна совмещаться с системой национальных счетов, отражая специфику туризма в стране. Статистическая информация содержит три основные составляющие:

- статистику, собранную на границе, которая отражает международные туристские потоки. Она собирается в результате иммиграционного контроля и с помощью опроса на границе. Выборочно опрашиваются гости для тщательного сбора статистической информации о стране происхождения и стране постоянного проживания туристов, продолжительности проживания, целях путешествий, видах используемого транспорта, местах проживания и расходах во время проживания;



Содержание раздела