Исследование экономического воздействия индустрии таймшера, проведенное "Рагатс Ассосиэйтс", показывает, что прямые расходы потребителей на курортах таймшера ежегодно составляют 3 млрд долл., а накопления - 6 млрд долл. В результате деятельности таймшеров создаются 30 тыс. постоянных и 10 тыс. временных рабочих мест в индустрии, а также 45 тыс. рабочих мест появляются в других связанных с ней секторах экономики.
Наличие крупной гостиничной индустрии играет важную роль в привлечении иностранных туристов. Успех маленьких островов, например Канарских, которые принимают больше туристов, чем страны Западной Африки, вместе взятые, основан на больших возможностях их гостиничной индустрии.
В последнее десятилетие существенно увеличили объемы своих гостиничных секторов страны Юго-Восточной Азии благодаря значительным инвестициям и внедрению новых технологий. Эти страны создали транснациональные гостиничные цепи "Мандарин Ориентал" и "Регент", а также построили обширную маркетинговую сеть по всему миру.
Однако большая доля гостиничных номеров от общемирового числа все еще сосредоточена в Европе. По данным ВТО, в 1977 г. она составляла 42,2%, из которых 79% приходилось на Южную и Западную Европу. С 1985 по 1992 г. слабый рост предложения номеров в Европе связан с их бурным сокращением -почти на 66% в Центральной и Восточной Европе, хотя и предложения в странах Западной Европы увеличились почти на 11% за этот же период (табл.
4.3).
Таблица 4.3.
Тренд вместимости гостиниц и аналогичных предприятий в мире
Особенно быстро растут цепи ресторанов, основной продукцией которых являются гамбургеры и пицца.
Из всех продаж ресторанных цепей более 40% составляют сандвичи. Согласно классификации, составленной "NRN Research", в категорию сандвичей включаются: гамбургеры, подаваемые в ресторанах "Макдональдс", французские сандвичи, подаваемые в "Сабвэй", и "текс/мекс", подаваемые в "Тако Белл" ( 4.1).
4.4).
Первые ЗОресгораннмх сетей, классифицированные по числу предприятий, в 1992 г-
Ранг |
Ресторанная цепь |
Общее число предприятий |
Родительская компания |
Вид концепции |
1 |
7-Эпевен |
13760 |
- |
Выгодное складирование |
2 |
Макдональдс |
13093 |
Макдональдс Корп. |
Гамбургеры |
3 |
Пицца Хат |
9450 |
Пепсико Инк. |
Пицца |
4 |
Кентукки Фред Чиккен |
8729 |
- |
Курица |
5 |
Сабвэй |
7327 |
- |
Сандвичи |
6 |
Бургер Кинг |
664В |
Пиле б ери Корп. |
Гамбургеры |
F- |
ДэриКуин |
5381 |
Дери Куин Инг. |
Сладости |
8 |
Домино пицца |
5300 |
Домино с Инк. |
Пицца |
9 |
Гарднер МерчантФуд Сервис |
4600 |
- |
Подрядчики |
10 |
ЛиттлСшар |
4300 |
ЛиттлСшар |
Пицца |
11 |
ТакоБелл |
4000 |
Пепсико Инк. |
Мексиканская еда |
12 |
Вендис Инг. |
3962 |
Вендис Инк. |
Гамбургеры |
13 |
Баскин Роббинс |
3425 |
ЭлайдЛайонс |
Сладости |
14 |
Холидей Инн Отеле |
3335 |
Холидей Корп. |
Обслуживание на дому |
15 |
Хардис |
3365 |
Имако Лтд. |
Гамбургеры |
16 |
АРА Сервис |
2767 |
АРА Сервисис Инк. |
Подрядчики |
17 |
Данкин Донате |
2754 |
Данкин Донате |
Сладости |
18 |
Ар бис |
2602: |
Рояп Кроун Кос |
Сандвичи |
19 |
Мариотт Менеджмент Сервисно |
2519 |
МариоттКорп. |
Подрядчики |
20 |
Арми энд Аэр Форс Сервисно |
2139 |
- |
Военные организации |
21 |
Кантин Корп. |
1862 |
ТВ Холдинге Инк. |
Подрядчики |
22 |
Чоис Отеле |
1707 |
- |
Обслуживание на дому |
23 |
Шератон |
1510 |
Шератон Корп. |
Тоже |
24 |
Денис |
1460 |
Ди Эйч Ай Корп. |
Семейные ужины |
25 |
Лонг Джон Силверс |
1449 |
Джерико Инк. |
М ор епр одукты |
26 |
Хилтон Отеле |
1200 |
Хилтон Интер. |
Обслуживание на дому |
27 |
С о ник Др айвин |
1191 |
Соник Индастрис |
Гамбургеры |
28 |
ДжэкинзеБокс |
1155 |
Фудмейкер Инк. |
Тоже |
29 |
БигБой |
940 |
МариоттКорп. |
Семейные ужины |
30 |
Шонейс |
855 |
Шонейс Инк. |
Тоже |
Источник: NRNResearch, Nations Restaurant News Top Restaurant Chains and Restaurants Institution
В начале 90-х годов значительно увеличился рынок пиццерий, которые сконцентрированы в основном в трех цепях: "Пицца Хат" имеет 9450 предприятий, "Домино пицца" - 5300, "Литтл Сизар" - 4300, которые вместе составляют 85% рынка.
В ресторанном бизнесе США некоторые холдинговые группы владеют несколькими торговыми марками, например: "Пепсико Инк." владеет "Пицца Хат"; "Тако Белл" - "Кентукки Фред Чиккен"; "ТВ Холдинге Инк." включает "Денис", "Хардис", "Куинсис", "Эль Полло Локо" и "Кантин Корп.".
В последние годы крупные ресторанные цепи США проводят в жизнь долгосрочную стратегию, направленную на оказание вечерних услуг с получением большого дохода. По оценке Национальной американской ассоциации ресторанов, в 1997 г. в стране насчитывалось 787 тыс. предприятий общественного питания с объемом продаж 320 млрд долл. и штатом обслуживающего персонала 9,5 млн человек.
В настоящее время в мире бурно развивается концепция ресторанов в крупных торговых центрах. Благодаря такому обслуживанию увеличивается как количество посетителей центра, так и время пребывания их в центре, что увеличивает объем продаж по разным оценкам на 10 - 30%. Например, в Великобритании насчитывается около 1000 таких ресторанов.
Разновидностью этой концепции является концепция "двориков" в торговых центрах, где объединяется несколько кафе или ресторанов быстрого обслуживания. В ресторане "Мевеникс Марше" в Швейцарском центре Лондона, например, с одной стойки обслуживают одновременно семь небольших ресторанов.
Воздушный транспорт
Международный туризм подразумевает передвижение людей из страны в страну. При изучении его развития очень важно определить его взаимоотношения с индустрией транспорта. Успехи на генерирующих рынках туризма и адекватная транспортная инфраструктура составляют одну из важнейших предпосылок развития любого туристского центра.
Со своей стороны спрос в туризме стимулировал быстрое развитие индустрии транспорта. Существенную роль в этом сыграли также научно-технические достижения в индустрии транспорта за последнее десятилетие.
Меньше половины всех международных путешествий осуществляется по наземным дорогам, при этом роль воздушного транспорта ежегодно повышается.
Международные путешествия по дорогам особенно распространены внутри Европы, где небольшие расстояния между странами и высокоразвитая сеть дорог делают этот вид транспорта легкодоступным и быстрым. К тому же иммиграционная и таможенная процедуры между странами Европейского союза (ЕС) смягчены в последние годы.
В 1992 г. только 5% путешественников использовали систему железных дорог для международных перемещений (главным образом по Европе) и 8% путешествовали на пароходах и паромах (например, между Великобританией и Францией, Италией и Грецией, Швецией и Данией), а 40% туристов добирались к месту назначения самолетами ( 4.2).
Есть различия в темпах роста и по видам перевозок, где лидируют групповые перевозки - 7,5% в год.