Другие европейские группы также представлены на рынке Великобритании. Например, французская группа "Аккор" занимает девятое место в лиге 50 высших гостиничных групп в Великобритании и имеет 25 гостиниц. Один из факторов, привлекающих иностранных инвесторов в эту страну, - низкий уровень заработной платы по сравнению с континентальной Европой.
Это отели высокой категории, они расположены в разных местах (городе, пригороде или провинции) и обслуживают клиентов с разным достатком.
В семейство "Лидинг Отеле оф де Уорд" входят, например, такие престижные отели, как "Ритц" и "Мерис" в Париже, "Отел де Пари" в Монте Карло, "Империал" в Вене, "Дорчестер" в Лондоне, "Отел дю Рон" в Женеве, а также "Балчуг Кемпински" в Москве.
Семейство "Смол Люксари Отеле оф де Уорд" объединяет небольшие отели - до 150 номеров, большинство из них - семейные. Только в одном Лондоне насчитывается семь отелей этого семейства,
самый знаменитый из них - отель "Ритц". По всему миру отели семейства "Смол Люксари Отеле" сосредоточены не только в больших городах, но и в провинции и курортных зонах. В европейской провинции они расположены в старинных отреставрированных замках и усадьбах.
После Великобритании по числу отелей этого семейства идут США и Австралия.
Многие отели входят одновременно в разные семейства, например, "Де Обсерватори" в Сиднее одновременно является членом семейств "Смол Люксари Отеле..." и "Лидинг Отеле...", а отель "Ритц" в Париже - членом семейств "Лидинг Отеле оф де Уорд" и "Преферред Отеле энд Резортс Уордвайд".
К другим видам предлагаемого жилья относятся так называемые вторичные резиденции, полностью принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом проживания, и вторичные резиденции с общими удобствами - это квартиры в блоках, которые обслуживаются управленческой компанией и имеют прачечную, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы и др. Этот вид предлагается в США, Франции и Испании в основном на горных курортах и побережье.
Наглядным показателем развития вторичных резиденций является 35%-ный рост их во Франции за 20 лет начиная с 1975 г., хотя и они требуют больших первоначальных инвестиций. Этот вид размещения туристов активно поддерживает другие виды экономической деятельности: торговлю, народные ремесла и особенно строительство в сельской местности, горных районах и на побережье. Владельцы таких домов могут сдавать их в аренду туристам как из своей страны, так и из-за рубежа.
На средиземноморских курортах Франции и Испании также предлагают сезонно арендуемые оборудованные помещения. Это квартиры, студии или целые виллы, предоставляемые в аренду туристам на период от одной недели до трех месяцев. Ускоренный рост этого сектора определили туроператоры с целью развития нового туристского продукта "транспорт-помещение" для массового туризма по цене ниже предложений гостиниц.
Например, немецкая туристская компания "Антон Готтен" комбинирует путешествие на автомобильном транспорте с обеспечением арендованного помещения.
Индустриальные страны развивают концепцию социального жилья. Это помещения, включающие деревни отдыха, семейные лагеря отдыха, молодежные турбазы и др., которые предлагаются на неприбыльной основе. Во Франции, например, такие помещения предлагают организации "Поселки семейного отдыха", "Центральная организация лагерей и различных видов отдыха молодежи", "Туризм и работа", клубы, принадлежащие государственным и частным фирмам, таким, как "Электричество Франции", "Французские железные дороги", "Рено" и др.
В заключение обзора мест размещения несколько слов о таймшере.
Таймшер определяется как покупка места отдыха (квартиры) на одну или две недели. Цена квартиры делится между несколькими совладельцами.
Индустрия таймшера развивается с начала 70-х годов из программ обмена квартирами (домами) в США. В начале 90-х годов в мире насчитывалось 2,4 млн владельцев таймшеров на 3050 курортах. Общий объем продаж в 1991 г. составил 3,74 млрд долл., из них 1,5 млрд долл. только в Европе. К 2002 г. ожидается увеличение продаж до 30 млрд долл. Владельцами таймшеров являются граждане 157 стран, а таймшерные курорты существуют в 75 странах.
Лидером по числу курортов (43,6% общемирового уровня) и по числу владельцев (1,4 млн человек) являются США (табл. 4.2). В развитие рынка таймшера в США были вовлечены такие крупные компании, как гостиничная цепь "Мариотт". Европа находится на втором месте - 27,5% курортов от общемирового их числа и 424 тыс. владельцев.
Здесь крупнейший рынок таймшера расположен в Великобритании.
Рынок тайгчшерных курортов в разных странах мира в 1992 г.
Регион |
Число курортов |
°А к итогу |
Число владельцев тайгчшеров |
°А к итогу |
США |
1329 |
43,6 |
1411000 |
59,7 |
Европа |
839 |
27,5 |
424000 |
17,9 |
Мексика |
201 |
6,6 |
124000 |
5,2 |
Южная Африка |
135 |
4,4 |
120000 |
5,1 |
Карибский бассейн |
131 |
4,3 |
5000 |
0,2 |
Южная Америка |
115 |
3,8 |
29000 |
1,2 |
Австралия |
106 |
3,5 |
78000 |
3,3 |
Япония/Юго-Восточная Азия |
92 |
3,0 |
66000 |
2,8 |
Канада |
84 |
2,8 |
94000 |
4,0 |
Другие регионы |
18 |
0,6 |
12000 |
0,5 |
Итого |
3050 |
100 |
2363000 |
100 |
Источник: European Timeshare Federation Study, The Worldwide Timeshare Industry and its European Perspective, 1992
Старейшей и крупнейшей сетью обменов отдыха является сеть РСА, объединяющая 1,6 млн членов во всем мире. Она создана в 1974 г. в шт. Индиана (США). Сегодня РСА имеет 2700 присоединенных курортных владений в более чем 70 странах мира. Об успехе этой сети свидетельствует тот факт, что в 1994 г. более 1,7 млн семей стали членами РСА, а в 1993 г. 4 млн человек посетили курорты, объединенные этой сетью.
В 56 офисах компании, расположенных по всему миру, трудятся 3500 сотрудников. Оборот только европейского региона в 1992 г. составил 65 млн. фунтов стерлингов. Помимо основного вида деятельности - организации обменов - РСА предлагает ряд дополнительных услуг, например бронирование гостиниц, авиаперелет, прокат автомобилей, страхование поездок. Исследование рынка РСА показало, что 85% клиентов системы довольны его обслуживанием, две трети покупок в Великобритании совершаются владельцами таймшеров, которые приобретают новые недели отдыха. Однако в последнее время индустрия таймшера приобрела негативный характер.
В основном это произошло из-за нескольких недобросовестных, мягко говоря, представителей индустрии, которые используют методы давления на сомневающихся клиентов во время презентаций-продаж, а также из-за торговых представителей, которые навязывают интервью платежеспособным, на их взгляд, клиентам.