d9e5a92d

Ближний Восток




Ближний Восток


Регион Ближнего Востока включает в себя: Бахрейн, Египет, Ирак, Иорданию, Кувейт, Ливию, Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.

В 70-х годах международный туризм в регионе заметно развивался, несмотря на конфликт в Ливане. За 1970-1980 гг. число туристов утроилось - с 1,8 до 6 млн человек, а поступления средств от них - с 0,4 до 3,5 млрд долл.

После существенного спада в 1986 г., когда число прибытий туристов в регион уменьшилось на 17,7%, а поступления от туризма - на 16%, международный туризм постепенно стал возрождаться. Однако в 1991 г. число туристов опять уменьшилось на 10,3% и поступления - на 16,5%. После очередного падения в 1993 г. числа прибытий на 9% и поступлений на 7,5% 1994 г. ознаменовался увеличением числа туристов на 37%, а 1996 г. - еще на 10,5% по сравнению с уровнем предыдущего года.

Доля прибытий на Ближний Восток от общемирового уровня после подъема в 70-х годах до 2% в 1980 г. и падения до 1,8% в 1994 г. увеличилась до 2,6% в 1996 г. (табл. 2.12).

Динамика числа туристов, лрнбьшающкх на Ближний Восток, н поступлений от ннх в 1970-1996 гг-

Год
Число туристов, млн человек
Среднегодовые изменения, °А
Доля от общемирового уровня, °А
Поступления, млрд долл.
Среднегодовые изменения, °А
Доля от общемирового уровня, °А
1970
1,864
-
1,12
0,404
-
2,26
1975
3,52
88,84
1,58
0,733
81,44
1,8
1980
5,992
70,23
2,00
3,47
373,4
3,36
1905
6,24
4,17
1,89
4,803
38,41
4,14
1906
5,132
-17,76
1,51
4,032
-16,05
2,87
1907
5,431
5,83
1,43
5,305
31,57
3,00
1900
6,961
28,17
1,73
5,051
-4,79
2,54
1909
7,519
0,02
1,74
5,434
7,58
2,55
1990
7,444
-1,0
1,63
5,127
-5,65
1,99
1991
6,674
-10,34
1,46
4,279
-16,54
1,64
1992
7,921
18,68
1,64
5,398
26,15
1,82
1993
7,2
-9,1
1,44
4,996
-7,45
1,54
1994
9,868
37,6
1,81
5,107
2,22
1,47
1995
13,705
38,88
2,42
7,187
40,73
1,8
1996
15,144
10,5
2,55
8,243
14,7
1,94


За анализируемый период ежегодные прибытия, особенно поступления, были нерегулярны и колебались из года в год, особенно в последнее время ( 2.9). Такие колебания в динамике развития международного туризма естественно сдерживали инвестиции в туристский сектор региона.


2.9. Развитие международного туризма на Ближнем Востоке, 1989-1996 гг.

Источник: ВТО.

Круг стран, из которых прибывают международные туристы на Ближний Восток, обширен. Половина этих туристов приезжала из других Ближневосточных стран, 19% составляли европейцы, 18% - жители Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Только одна треть всех прибытий в регион обеспечивается первыми девятью туристообразующими странами ( 2.10).

2.10. Диаграмма прибытий туристов на Ближний Восток из других регионов в 1985 и 1992 гг.

Источник: ВТО.

Крупными туристообразующими странами в самом регионе являются Саудовская Аравия и Египет, которые вместе обеспечивают почти 22% прибытий в регион. Основные туристские потоки направляются из Великобритании, Германии, Франции и США, однако в последние годы они сократились.

Постоянные колебания в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и Саудовская Аравия и Иордания. Так, число туристов, прибывающих в эти страны, уменьшилось почти на 40%. Война также коснулась и Египта, где были отмечены нападения на иностранных туристов с начала 1992 г., вследствие чего в 1993 г. число прибытий снизилось на 33%.

Это тревожный факт для экономики Египта, так как поступления от туризма очень важны для сокращения внешнего долга и поддержания валютных резервов.

Сравнительное падение интереса к туризму в этом регионе в наибольшей степени тревожит Египет и Иорданию.

Основными туристскими центрами региона являются Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия и Кувейт. Самый крупный туристский центр региона -Египет предлагает познавательный туристский продукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиозный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70% поступлений от туризма в общие доходы Ближнего Востока от туризма.

В регионе самые крупные поступления от одного посетителя - 4200 долл. отмечены в Кувейте, где развит в основном деловой туризм. Далее идут Саудовская Аравия и Египет с поступлениями 1330 и 930 долл. соответственно. Средний уровень поступлений почти на 30 долл. больше, чем в ВАТ.



Участие туризма в доходах от экспорта региона было также неустойчивым. Этот показатель в 1991 г. снизился до 4%, затем вновь поднялся до уровня середины 80-х годов - более 8%. Как видно, он близок к среднемировому уровню и выше аналогичного показателя в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.

Этот факт объясняет важность туристского сектора в общем экспорте Ближнего Востока.


Африка


Число иностранных туристов, посещающих Африку, и поступления от них очень малы и составляют 3,3 и 1,8% общемировых соответственно. Начиная с очень низкого уровня - 2,4 млн человек и 400 млн долл. в 1970 г., число туристов в 1996 г. увеличилось до 19,5 млн человек, т.е. в 8 раз, а поступления - до 7,6 млрд долл., т.е. почти в 19 раз (табл. 2.13).

Дннамхка числа туристов, лрнбьшающнх в Африку, н поступлений от них в 1970-1996 гг.

Год
Число туристов, sum человек
Среднегодовые изменения, °А
Доля от
общемирового
уровня, °А
Поступления, млрд долл.
Среднегодовые изменения, °А
Доля от
общемирового
уровня, °А
1970
2,407
-
1,45
0,4
-
2,23
1975
4,654
93,35
2,09
1,127
181,75
2,77
1980
7,337
57,63
2,55
2,711
140,55
2,62
1905
9,706
32,29
2,94
2,601
-4,06
2,24
1906
9,341
-3,76
2,74
2,97
14,19
2,11
1907
9,833
5,27
2,i50
3,797
27,85
2,2
1900
12,94
31,6
3,22
4,601
21,71
2,31
1909
13,77
6,41
3,19
4,454
-3,19
2,09
1990
14,993
0,00
3,27
5,238
17,6
2,03
1991
15,842
5,66
3,47
4,03
-7,79
1,85
1992
17,552
10,79
3,64
5,855
21,22
1,90
1993
17,875
1,84
3,57
6,364
0,69
1,96
1994
18,477
3,37
3,30
6,564
3,14
1,89
1995
19,017
2,92
3,36
6,90
6,34
1,75
1996
19,454
2,3
3,29
7,622
9,2
1,79




Со второй половины 80-х годов наблюдается расхождение между трендами прибытий в регион и поступлений от туризма. В отличие от тренда прибытий тренд поступлений был переменчив и имел резкие падения, особенно в начале 90-х годов ( 2.11).



2.11. Развитие международного пуризма в Африке, 1989-1996 гг.

Источник: ВТО.

Рост международного туризма в Африке сдерживался из-за высоких цен африканского туристского продукта на туристообразующих рынках. Однако в последнее время регион переключается на недорогой массовый туризм, особенно на севере континента у южных берегов Средиземного моря.

Самым крупным генерирующим рынком для стран региона является сам Африканский регион. В 1992 г. доля внутреннего туризма возросла до 56% общего числа иностранных гостей, прибывающих на континент. Но туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион - Европа -сдал свои позиции, и его доля сократилась до 34%.

Здесь также сказались последствия войны "Буря в пустыне" ( 2.12). Основными туристообразующими странами для региона являются: Франция, Германия, Великобритания, из которых прибывают в Африку почти 20% числа всех иностранных туристов. Такое положение можно объяснить тем, что до недавнего времени эти страны были метрополиями для многих африканских колоний.


2.12. Диаграмма прибытий туристов в Африку из других регионов в 1985 и 1992 гг.

Источник: ВТО.

Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 45% прибытий в Африку, поступления от одного туриста составляют более 300 долл. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы.

Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию, получая с каждого туриста до 900 долл.

На юге континента отличным туристским центром является ЮАР, которая вместе с Марокко и Тунисом возглавляет список первых стран континента по прибытиям и поступлениям. ЮАР имеет высокоразвитые гостиничную индустрию и транспортную систему и в последнее время становится модной страной для международного туризма.

За последнее десятилетие доля доходов стран Африки от туризма в общих доходах от экспорта почти удвоилась. - с 5% в середине 80-х годов до 10,5% в середине 90-х. Однако Африка в целом отстает в международном туризме, потому что многие страны региона экономически не развиты. Они нуждаются в достаточно эффективной инфраструктуре, для которой у них не хватает необходимых финансовых средств.



Содержание раздела