Анализ туристского рынка в каждом туристском регионе мира освещает историю развития, текущее состояние и будущее мирового туристского сектора и преследует основные цели:
- идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;
- объяснить причины больших различий в географическом распределении числа туристов и доходов от них и динамику этих различий;
- идентифицировать страны, где международный туризм имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.
Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.
Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония.
Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является прежде всего обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма.
Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа
Европейские страны по-прежнему принимают наибольшее число иностранных туристов. В 1989-1996 гг. число туристов, прибывавших в Европу, увеличилось с 274 до 347 млн человек, а денежные поступления от международного туризма - более чем в 2 раза ( 2.3). Однако в течение этого периода доля Европы в мировом туризме устойчиво падала - по числу туристов с 63,5 до 58,7%, а по доходам - с 51,6 до 50,7%, несмотря на значительные колебания среднегодового роста прибытий в Европу и поступлений от туризма. Например, темпы роста в 1986 г. составили 1,9%, в 1989 г. - 9%, а в 1991 г. опять снизились до 2,4% (табл.
2.7). Такая нестабильность отчасти объясняется экономической ситуацией в туристообразующих странах. Так, 1989 г. стал годом экономического роста, тогда как в 1991 г. наступил экономический спад.
В 1991 г. валюты Италии и Испании были очень сильными, что негативно повлияло на конкурентоспособность их туристского продукта.
Таблица 2.7.
Год |
Число туристов, sum человек |
Среднегодовые изменения, °А |
Доля от общемирового уровня, °А |
Поступления, млрд долл. |
Среднегодовые изменения, °Л |
Доля от общемирового уровня, °А |
1970 |
113,0 |
- |
68,16 |
11,096 |
- |
61,99 |
1975 |
153,859 |
36,16 |
69,22 |
26,31 |
137,011 |
64,64 |
1980 |
189,83 |
23,38 |
65,97 |
61,654 |
134,34 |
59,65 |
1905 |
214,264 |
12,87 |
65,0 |
61,181 |
-0,77 |
52,67 |
I9S6 |
218,32 |
1,89 |
64,06 |
77,028 |
25,9 |
54,8 |
1907 |
233,623 |
7,01 |
63,7 |
96,565 |
24,36 |
56,03 |
1900 |
251,237 |
7,54 |
62,48 |
106,788 |
10,59 |
53,71 |
1909 |
274,021 |
9,07 |
63,53 |
109,98 |
2,99 |
51,6 |
1990 |
286,651 |
4,61 |
62,59 |
139,7 |
27,02 |
54,19 |
1991 |
279,836 |
-2,38 |
61,3 |
135,768 |
-2,81 |
52,11 |
1992 |
290,304 |
3,74 |
60,27 |
153,815 |
13,29 |
51,9 |
1993 |
296,535 |
2,15 |
59,29 |
162,573 |
5,69 |
50,16 |
1994 |
329,673 |
11,0 |
60,38 |
173,10 |
6,5 |
50,43 |
1995 |
335,363 |
1,73 |
59,24 |
202,525 |
17,0 |
51,5 |
1996 |
347,437 |
3,6 |
58,67 |
214,474 |
5,9 |
50,7 |
США являются единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы.
Внутрирегиональный туризм в Европе является следствием высокой концентрации международного туризма в регионе. Здесь существуют множество государственных границ на относительно малой площади и превосходная наземная пространная сеть коммуникаций.
За относительной потерей доминирующего положения Европы стоят следующие факторы:
- некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;
- некоторые восточноевропейские страны испытывают трудности в приспособлении своих туристских секторов к рыночной экономике, и, кроме того, конфликт в бывшей Югославии повлиял на туризм в Европе;
- некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;
- растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.
Тем не менее снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу (табл.
2.8). Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.
Туристские потоки в регионы Европы в 1995 г.
Регион |
Прибытия тыс. человек |
Изменения к 1994 г., % |
Среднегодовые темпы роста в 1985-1995 гг., % |
Доля от общемирового уровня, °/о |
|
1985г. |
1995г. |
||||
[Западная Европа |
116377 |
-1Д |
3,2 |
39,9 |
34,9 |
[Южная Европа |
98740 |
3,2 |
3,0 |
34,4 |
29,6 |
Центральная и (Восточная Европа |
72608 |
-2,3 |
9,6 |
13,6 |
21,8 |
Р ев ерная Евр опа |
34179 |
8,7 |
4,7 |
10,1 |
10,3 |
р о сточное рр едш er-лноморь е |
11395 |
14,6 |
10,3 |
2,0 |
3,4 |
[Всего |
333299 |
Ы |
4,5 |
100 |
100 |
Источник: ВТО.
В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами (табл. 2.9). Великобритания традиционно славится образовательным туризмом.
Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на "зеленом туризме".
Первые десять туристских центров в Европе
Страна |
Число туристов, sum человек |
Соотношенне численности туристов в 1995 и 1994 гг., % |
Доля от общеевропейского уровня, °А |
[.Франция |
60,0 |
-2,1 |
18,0 |
2.Испания |
44,886 |
3,8 |
13,5 |
З.Италия |
29,953 |
9,0 |
9,0 |
4.В елико британия |
23,745 |
12,9 |
7,1 |
5.Венгрия |
20,7 |
-3,4 |
6,2 |
5. Польша |
19,2 |
2,1 |
5,8 |
7.Австрия |
17,173 |
-4,0 |
5,2 |
З.Чехия |
15,5 |
-8,8 |
4,7 |
'.Германия |
14,847 |
2,4 |
4,5 |
Ш.Шейцария |
11,5 |
-5,7 |
3,5 |
Туристские потоки в Центральную и Восточную Европу составляют 22% общего числа европейских прибытий, а поступления - всего 2-3% из-за низких цен на туристские продукты и относительно низкого качества обслуживающих инфраструктур. Средний доход от одного иностранного туриста в странах этого региона составляет меньше 100 долл., тогда как в странах Северной Европы он приближается к 1000 долл.
Проведенный ВТО анализ показал, что доля доходов от международного туризма в общих доходах Европы от экспорта постоянно увеличивалась и в 1992 г. достигла 8,7%. Это еще раз подтверждает, что международный туризм является важной сферой экономики европейских стран.
Америка
Вторым регионом по числу иностранных туристов является Америка, куда, по определению ВТО, входят Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка и острова Карибского бассейна. В 1996 г. этот регион посетили 115,5 млн человек, что составило 19,5% общемировых прибытий (табл. 2.10).
Доля поступлений от международного туризма достигла 25% общемировых поступлений, что свидетельствует о больших расходах гостей США.