" Сказочные персонажи "
Эта игра может проводиться в парах, например, колобок и лиса, волк и Иванушка и т. д. В зависимости от роли в паре, каждый собеседник приводит аргументы в защиту своей позиции. Например, лиса говорит: "Колобок, я тебя съем потому, что ты очень питательный". Колобок отвечает: "Не ешь меня, лиса, у тебя будет болеть живот" и т. д. Таким образом, в течение нескольких минут все участники приводят свои аргументы и отвечают на аргументы собеседника.
После игры можно обсудить данное упражнение, рассказать об особенно удачных аргументах.
"Портье"
Для игры нужно пять человек. Один остается в комнате это портье в гостинице, четверо выходят за дверь.
4 4. Третья стадия "Поиск совместного решения" 125
Инструкция для портье: "Ты портье в гостинице, у тебя есть четыре места: одно место в одноместном номере, одно место в двухместном номере, место в рабочем общежитии, где в комнате десять кроватей, и раскладушка под лестницей. Твоя задача: послушать по очереди четверых командированных и затем распределить эти места между ними, ориентируясь на силу их аргументов. Выслушав каждого человека, ты говоришь: "Места появятся минут через 15.
Подождите, пожалуйста!" А после всех четырех ситуаций ты решишь, кого куда расселить. Запиши свое решение на листочек, и в конце обсуждения ты расскажешь нам результаты и объяснишь, почему так распределил претендентов".
Инструкция для тех, кто за дверью: "Вы приехали в этот город в командировку на две недели и ваша задача получить лучшее место (лучшее место это одноместный номер). Каждому из вас надо продумать свою аргументацию так, чтобы именно вам дали одноместный номер. Портье послушает всех по очереди, а затем скажет, кому он предоставит одноместный номер".
Эта игра с интригой "командированные" не знают о других местах и готовят аргументы для получения одноместного номера. Так как для раскладушки под лестницей годятся многие аргументы, часто результат игры бывает для них неожиданным. Например, кто-то говорит, что ему нужен обязательно одноместный номер потому, что он сильно храпит.
Но такого претендента могут отправить и под лестницу, и в рабочее общежитие, так как в первом это никому не помешает, а в последнем не похрапишь.
Анализ этой игры для сохранения интриги проводится в такой последовательности: сначала говорят командированные, что они хотели получить и как они думают, предоставит ли портье им одноместный номер. Затем говорят наблюдатели. Они, зная обо всех местах, уже могут излагать свои гипотезы относительно того, кого куда поселят.
И в последнюю очередь говорит портье, кого и куда он решил поселить и почему.
"Эрмитаж"
В этой игре участвуют три или четыре человека. Один человек остается в комнате, остальные выходят за дверь.
Инструкция для того, кто остался в комнате: "Ты билетер в Эрмитаже. Эрмитаж работает до 18 часов. Сейчас уже 17 часов, и людей Уже в музей не пускают, но желающие есть. Твоя задача послушать лЮдей, которые будут сюда по очереди входить, и решить, пустить это-
Содержание программы тренинга
го человека или нет. У тебя нет ограничений: ты можешь пустить всех, или пустить только тех, кто тебя убедит, или не пустить никого".
Инструкция для участников за дверью: "Вы пришли в Эрмитаж за час до закрытия. В музей уже не пускают и касса закрыта. На входе еще стоит билетер.
Ваща задача продумать аргументацию, чтобы вас пустили в музей. Придумывать можно все, что угодно, но чтобы это было в рамках разумного. Вы подходите и пытаетесь его уговорить.
У вас примерно две-три минуты".
Эта игра без "подвоха", на ее примере просто можно посмотреть на аргументы и на стратегию, которую придумали участники.
"Наследство"
Игра проводится аналогично задачам про "Лошадь" или "Курицу".
Муж оставил завещание беременной жене: если родится мальчик, то имущество делится таким образом две трети мальчику, одна треть жене; если девочка, то поровну. Родилась двойня мальчик и девочка. Как поделить имущество?
В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова. Например: "Рад с вами работать...", "Большое спасибо за сотрудничество..." и т. д.
Для закрепления этих установок можно провести игру "Катастрофа". Если в первый день проводили "Катастрофу в пустыне", то сейчас можно провести "Катастрофу на Луне" или "Катастрофу в Уральских горах".
"Катастрофа в Уральских горах"
В игре участвует вся группа.
Инструкция. "Вы все пассажиры самолета, который летит над Уральскими горами. Ваш самолет попадает в пургу и час летит неизвестно куда, затем падает.
Летчик погиб, самолет сгорел, но вы все спаслись. Все в обычной зимней одежде; упали на ровную площадку примерно 1000 метров над уровнем моря, температура воздуха 4 °С, идет снег, пурга. В 100 метрах внизу по пологому склону виднеется лес.
Успели вытащить из самолета:
1) шесть шерстяных одеял;
2) одну винтовку и восемь патронов;
3) одну пару лыж;
4 5. Четвертая стадия "Принятие решения"
4) косметическое зеркальце;
5) одну большую свечу;
6) 20 пакетиков с бутербродами, по два бутерброда в пакетике;
7) полиэтиленовую пленку 4x6 метров;
8) электрический фонарик;
9) нож;
10) авиационную карту;
11) четыре бутылки водки;
12) шесть пар солнцезащитных очков;
13) четыре коробка спичек.
Какими будут ваши дальнейшие действия? Договоритесь сейчас, что вы будете делать в такой ситуации".
Далее идет обычная групповая дискуссия. Чаще выделяются один или несколько лидеров, которые будут управлять процессом обсуждения. Если группа будет слишком громко обсуждать проблему, то тренер может подойти и напомнить им о том, что главное договориться, учесть мнение всех.
У группы есть два варианта решения: или построить лагерь и сидеть и ждать, когда спасут, или идти, но идти можно одному, потому что лыжи только одни. Но идти одному нельзя, потому что можно погибнуть. Нет, конечно, он, может быть, и дойдет.
Но даже любой опытный спортсмен может случайно упасть и сломать ногу. И обратно он не доползет, его просто ночью съедят волки.
Тысяча метров над уровнем моря это невысоко, и дышать можно совершенно спокойно. Но в то же время это все-таки горы, значит, местность не ровная (не поле, где на 30 километров в одну и в другую сторону хорошо видно), а пересеченная. Это предполагает уже более сложное передвижение. В ста метрах ниже по пологому склону находится лес. Видимость сто метров, поэтому понятно, что пурга не очень сильная.
Температура 4 °С.
Верное решение это сидеть на месте и ждать помощи, обустраивать лагерь и ходить на разведку недалеко от лагеря.
После того как время выйдет, надо остановить обсуждение и спросить у группы, к какому мнению они пришли. Выслушав их решение, Можно озвучить им правильный ответ. Затем надо приступить к анализу того, как группа приходила к решению, как велась дискуссия. И тут главное подчеркнуть, что когда общаются только два человека, то они обычно легче договариваются и остаются довольны. Когда три тогда °Дин уже может быть не согласен.
Когда принимается решение голосовать, это уже будет неэффективно, так как есть несогласные. Вот по-
5 Зак. 1609
Содержание программы трений,
этому вся группа должна быть привлечена к обсуждению, чтобы участвовали все и учли мнение всех. Эффективное общение это не принятие решения большинством голосов, а ситуация, когда все согласны, все довольны, то есть в этой игре реализуются сразу оба критерия.