d9e5a92d

Коммуникативные конфликты в тренинге


На этой игре можно показать, как группа проходила все стадии общения от контакта до принятия решения.
Вместо игры "Катастрофа" можно предложить игру "5 главных качеств хорошего специалиста". Участники группы разрабатывают список из пяти качеств хорошего специалиста, затем ранжируют его. Принцип тот же самый групповая дискуссия, аргументация, принятие решения.
На стадии принятия решения важно провести такую игру, где люди точно договорятся, придут к единому решению. Тогда тренер в итоге может группу похвалить и сказать: "Вы молодцы, быстро пришли к решению, учли мнение всех участников" и т. д. Это последняя игра в тренинге, это итог тренинга и здесь не должно быть каких-то сложностей, ошибок, противоборства. Игра должна закончиться на эмоциональном подъеме.
Для заметок
4.6. КОММУНИКАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ТРЕНИНГЕ
Конфликты это тема, которую можно включать в тренинг общения, а можно делать темой отдельного тренинга. Если она включена в программу тренинга общения, то можно на схеме стадий общения показать, где находится конфликт.
Эту тему лучше включать в тренинг ближе к завершению, после того, как прошли третью стадию общения. Тогда участникам будет понятно, что если вести себя в конфликте правильно, то он проходит по тем же стадиям, что и общение: контакт, далее ориентация в проблеме (в ее одинаковом понимании всеми участниками конфликта), затем стадия поиска решения, и в этом случае конфликт протекает в конструктивной форме.
Внимание группы можно обратить на то, что в конфликтах можно выделить две основные стратегии выхода из конфликта конструктивную и деструктивную. В первом случае решается проблема, во втором выясняется, кто прав и кто виноват.
Тренер может рассказать о нескольких теоретических подходах для решения конфликтных ситуаций. Перед теорией конфликтов можно спросить группу, как она думает, что нельзя делать в конфликтных ситуациях. Участники высказываются.

Далее можно провести игру на конфликтное взаимодействие и на основе анализа рассмотреть выведенные закономерности.
После первой игры можно поработать с приложением 9. Тренер зачитывает одиннадцать факторов, которые способствуют возникновению и развитию конфликта, и дает свои комментарии.

         
Контакт
  Конфликт
  Ориентация
  Поиск
  Принятие
        решения
  решения
         

Содержание программы тренинга Перебивание партнера. В большинстве случаев в эмоционально напряженной ситуации перебивание собеседника приводит к нарастанию раздражения и напряжения, что может послужить дополнительным толчком к конфликту. Рекомендации здесь просты: нужно ждать, пока собеседник выговорится, как бы ни хотелось ему в ответ что-то сказать.
Принижение партнера. Пункт, который не нуждается в комментариях, так как даже самый спокойный человек с трудом может сдерживать себя в ситуациях, связанных с принижением.
Высказывание негативных оценок партнера, его слов, поступков. Обычный вариант, когда в ситуации спора мы часто говорим собеседнику, что его мнение ничего не значит, что только мы в этой области специалисты, и так далее. Конечно, это только "подливание масла в огонь".
Подчеркивание разницы между собой и партнером. Еще один фактор, который тоже часто встречается в сложных ситуациях, когда один или оба собеседника заявляют друг другу, что "я на этом деле собаку съел", "я здесь работал, когда ты под стол пешком ходил" и тому подобное. Понятно, что партнеру не понравятся такие высказывания.
Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего. Никому не нравится, когда его обвиняют в том, что он сделал меньше другого, или когда заявляют, что вообще всю работу сделал именно другой.
Мелочные придирки. Нередко бывает, что вместо детального анализа проблемы один из собеседников обвиняет другого в несущественных, мелких ошибках и тем самым уходит от ответственности.


Искусственное создание дефицита времени для решения проблемы. Этот пункт обычно проявляется в нежелании одного из партнеров решать проблему, и он придумывает отговорки для того, чтобы этим не заниматься. Например: "У меня есть только пять минут".
Резкое убыстрение темпа беседы. Еще одна попытка побыстрее закончить неприятный разговор.
Полное непонимание или нежелание понять партнера. Обычно, когда нас не хотят услышать и понять, вероятность достижения взаимоприемлемого результата существенно снижается.
Отсутствие или потеря эмоционального контакта с партнером. Самый обычный пример такого поведения это когда ребенок игнорирует эмоциональное высказывание родителей, тем самым еще более накаляя обстановку.
Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером. Это тоже часто встречается в жизни, когда один из собеседников
4.6. Коммуникативные конфликты в тренинге
может отводить глаза, и это раздражает другого, так как не понять, слушает человек или нет. То же относится и к увеличению дистанции в разговоре это воспринимается как нежелание продолжать разговор.
После разбора этой части листа можно провести еще одну игру на конфликт и рассмотреть вторую часть листа, которая называется "Поведение в напряженной конфликтной ситуации". Здесь описаны два важных момента. Первый это рекомендации, как правильно отнестись к претензиям партнера, как не обидеться на него, а понять, что человек возмущен и именно поэтому так себя ведет. Это можно рассматривать как первую стадию выхода из конфликта. Вторая стадия заключается в том, что мы даем возможность партнеру выговориться и немного успокоиться.

Далее мы стараемся показать, что мы с ним партнеры в борьбе с проблемой, готовы и хотим ему помочь. Если есть наша вина, то сначала надо признаться в этом, попросить прощения и предложить выход. Если же нашей вины нет, то мы опять же просим прощения (но в данном случае, когда мы говорим "извините", это просто форма вежливости, а не признание вины), а потом говорим о нашей непричастности и предлагаем свою помощь.
Все эти правила и рекомендации выполнять в полном объеме не обязательно, нужно ориентироваться на конкретную ситуацию.
ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ
Важно помнить, что ситуации на конфликт, которые вы даете для проигрывания, должны быть очень простыми и не значимыми для людей, чтобы они не обиделись друг на друга и не наговорили друг другу гадостей в ходе игры. Иначе потом они могут долго обижаться друг на Друга и после тренинга. В этих же целях инструкция дается всем участникам сразу, чтобы ситуация не была для них очень неожиданной.
"Конспект"
В игре участвуют два человека.
Инструкция первому участнику: "Вы вместе учились на курсах повышения квалификации, и один человек писал конспект, а другой нет. На экзамен преподаватель потребовал конспект. Ты сдаешь экзамен сегодня, и поэтому попросил конспект у товарища, так как он сдает завтра. Ты сдал экзамен на пять, очень обрадовался, и, уходя из аудито
Содержание программы тренинга рии, забыл забрать конспект. А когда вспомнил и вернулся, то в аудитории никого уже не было, и конспекта тоже".
Инструкция обеим участникам: "Вы встречаетесь в коридоре и должны вести себя так, как обычно поступаете в жизни".
После игры проводится классический анализ: сначала высказываются наблюдатели, а затем участники. В конце обсуждения тренер задает вопрос на прояснение отношений между участниками игры после взаимодействия: "Ты пойдешь к нему в следующий раз просить конспект или нет?"; "А ты дашь ему в следующий раз конспект, если он попросит?" При анализе важно показать, что если кто-то из участников пытался "наезжать" на другого, то в ответ другой может обидеться и просто уйти, сказав, что тот сам виноват. Но важно получить конспект, а не обругать ответчика.

И последнее: если ситуация разрешилась хорошо, то потерпевший должен помочь снять чувство вины с ответчика, если оно есть.
"Отчет"
Участвуют два человека, инструкцию они также получают вместе.
Двое написали совместный отчет о работе. Один ушел с работы пораньше. Зашел начальник, забрал отчет и решил, что это отчет одного, и теперь говорит второму, чтобы тот принес свой отчет, так как Петров свой уже сдал.

Человек растерялся и сразу не нашел, что ответить.
Инструкция участникам: "Вы встречаетесь в коридоре. Каковы ваши действия?"
"Статья"
Участвуют двое, инструкция зачитывается обоим.
Вы вместе написали статью. Один остался распечатывать, а другой ушел домой на полчаса раньше. Зашел начальник и сказал, что статья очень поможет на аттестации, что могут повысить в должности, и человек убрал вторую фамилию.

Через несколько дней вышел журнал со статьей и одной фамилией.
Инструкция участникам: "Вы встречаетесь в коридоре. Ваши действия?"
"Журнал"
Инструкция участнику: "Ты вчера принес на работу журнал, который тебе дал на время друг, он привез его из Америки. Этот журнал У
4.6. Коммуникативные конфликты в тренинге
тебя попросил второй участник и потерял его вечером в транспорте. Друг попросил ему вернуть журнал утром, и ты пообещал, не зная, что тот утерян.



Содержание раздела